Дело № 2-581/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2014 года с. Белый Яр
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Квасовой О.М., с участием помощника прокурора Алтайского района Шаповаловой Т.Н., при секретаре Хардиковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Алтайского района в защиту интересов Халло Т. Н. к администрации Алтайского района о восстановлении права на дополнительную гарантию по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в виде внеочередного обеспечения жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Алтайском районе, об обязании предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Алтайского района обратился в Алтайский районный суд Республики Хакасия с исковым заявлением в защиту интересов Халло Т.Н. к администрации Алтайского района о восстановлении права на дополнительную гарантию по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в виде внеочередного обеспечения жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Алтайском районе, об обязании предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма специализированного жилого помещения, мотивируя свои исковые требования тем, что Халло Т.Н., являясь лицом из категории детей-сирот, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по достижении восемнадцатилетнего возраста имеет право на получение жилья, поскольку имеет обеспеченность жильем менее учетной нормы. По достижении совершеннолетия Халло Т.Н. предпринимала попытки встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако ей устно отказано в приеме документов и постановке на учет по причине того, что она имеет закрепленное жилое помещение. Администрация Алтайского района, наделенная государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обязана обеспечить Халло Т.Н. жилым помещением.
В судебном заседании истица Халло Т.Н., помощник прокурора Алтайского района Шаповалова Т.Н. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям, пояснили, что Халло Т.Н. предпринимала попытки встать на учет, но не была поставлена по объективным причинам.
Представитель ответчика администрации Алтайского района, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика Министерства образования и науки Республики Хакасия, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания не явились.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, выслушав истицу, помощника прокурора Алтайского района, заслушав свидетелей, специалиста, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В силу части 1 статья 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, в том числе в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.02.2012 года вступившей в силу с 01.01.2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения; если жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 № 107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» жилые помещения предоставляются гражданам, включенным в список, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на основании решения уполномоченного органа муниципального района (городского округа) Республики Хакасия о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда муниципального района (городского округа) Республики Хакасия. Гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, место жительства которых находится на территории Республики Хакасия, жилое помещение предоставляется однократно в черте соответствующего городского округа или муниципального района Республики Хакасия по их выбору по месту:
1) выявления или первичного устройства под опеку или попечительство, в приемную семью, в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Республики Хакасия;
2) жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье, на основании решения органов опеки и попечительства муниципальных районов (городских округов) Республики Хакасия при условии отсутствия у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения в другом населенном пункте на территории Российской Федерации.
Законом Республики Хакасия от 05.12.2005 № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на неограниченный срок. На осуществление переданных государственных полномочий органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия.
Свидетель ФИО1 суду показала, что работает специалистом отдела опеки и попечительства Управления образования администрации муниципального образования Алтайский район. Халло Т.Н. неоднократно в 2011, 2012 годах устно обращалась с вопросом об обеспечении жилым помещением, ей было разъяснено, что она не имеет права на обеспечение жильем, поскольку имеет закрепленное жилье.
Свидетель ФИО2 суду показала, что работает главным специалистом Управления образования администрации муниципального образования Алтайский район. Халло Т.Н. с 1999 года воспитывалась в детском доме «Теремок» в с. Белый Яр. Халло Т.Н. устно обращалась к специалисту ФИО1 об обеспечении жилым помещением, ей был разъяснен порядок.
Свидетель ФИО3 суду показала, что Халло Т.Н. обращалась в администрацию Очурского сельсовета по вопросу об обеспечении жилым помещением в начале 2013 года, в тот период полномочия были уже переданы в администрацию района.
Специалист Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия ФИО4 суду пояснила, что ею было проведено обследование жилого дома по адресу: с. Очуры, ул. Советская, д.91. В настоящее время жилой дом не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Халло Т.Н. обратилась в прокуратуру Алтайского района с просьбой обратиться в суд в ее интересах об обеспечении жилым помещением.
Согласно свидетельству о рождении, выданному ДД.ММ.ГГГГ года, родителями Халло Т.Н. являются ФИО5, ФИО6
Согласно свидетельствам о смерти ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ года.
Постановлением администрации Алтайского района от ДД.ММ.ГГГГ № Халло Т.Н. помещена в интернатное учреждение.
Согласно уведомлениям Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия от 19.08.2013 года, от 21.08.2013 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сведений о зарегистрированных правах ФИО6, Халло Т.Н., ФИО5 на объекты недвижимого имущества не имеется.
Из справки Алтайского филиала ГУП РХ УТИ от 28.08.2013 года следует, что ФИО5, ФИО6, Халло Н.Т. не имеют в собственности жилья на территории Алтайского района по состоянию на 01.09.1999 года.
Постановлением администрации на территории Очурского сельсовета от 23.11.1999 года № 75 за несовершеннолетними Халло Т.Н., Н.Н., Е.Н., Е.Н. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>
Решением Алтайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО7, ФИО8, ФИО7, Халло Т.Н. признано по ? доле в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 48,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно акту проверки Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> не отвечает требованиям, которым должно отвечать жилое помещение.
Из письма администрации Алтайского района от 04.07.2014 года следует, что Халло Т.Н. обращалась до ДД.ММ.ГГГГ в Управление образования по вопросу обеспечения жильем, специалистами опеки и попечительства ей был разъяснен порядок постановки на учет.
Согласно информации администрации Очурского сельсовета от 10.07.2014 года Халло Т.Н. не состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении как ребенок-сирота, она обращалась в администрацию для консультации по вопросам о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как ребенок-сирота, но заявлений не подавала.
Из письма Администрации Очурского сельсовета от 20.02.2013 года следует, что Халло Т.Н. сообщено о том, что ей необходимо обратиться в органы опеки и попечительства Алтайского района для признания нуждающейся в жилом помещении.
23.04.2014 года Халло Т.Н. обратилась в Администрацию Алтайского района с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Письмом Администрации Алтайского района от 10.06.2014 года ей отказано во включении в указанный список по причине того, что на момент обращения она достигла возраста 23 лет и на учете не состояла.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание приведенные выше положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что Халло Т.Н., являясь лицом из числа детей-сирот, имеет право на получение жилого помещения специализированного жилого фонда, поскольку проживание в жилом доме, принадлежащем ей на праве общей долевой собственности невозможно по причине того, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, имеющее право проживания в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, жилое помещение не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилыми помещениями должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12. 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения. В случае признания причин, в силу которых истец своевременно не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению.
Таким образом, отсутствие Халло Т.Н. на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении её требований.
Согласно пояснениям Халло Т.Н., данным ходе судебного разбирательства до достижения возраста 23 лет она устно обращалась в орган опеки и попечительства Алтайского района по вопросу обеспечения жильем, на что, на что ей было разъяснено об отсутствии у неё такого права в связи с наличием закрепленного жилья, разъяснений о том, какие документы ей необходимо предоставить для постановки на учет не было дано.
Таким образом, судом установлено, что, несмотря на обращения в компетентные органы по вопросу обеспечения Халло Т.Н. жильем, она не была поставлена на учет в целях последующего получения жилого помещения; необходимых разъяснений относительно порядка и условий реализации права на обеспечение жильем соответствующей категории граждан ей не было дано.
При таких обстоятельствах, учитывая, что отсутствие Халло Т.Н. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, обусловленное уважительными причинами, не может являться для нее препятствием к реализации установленного жилищным законодательством права на обеспечение жильем, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 –199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 27.10.2014 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░