Дело № 2-124/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Степанцовой Е.В.,
при секретаре Бунаковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженск Кемеровской области
29 января 2019 года
гражданское дело по иску Старкова А.В. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Старков А.В. обратился в Анжеро-Судженский городской суд с иском к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивировал тем, что относиться к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 05.04.2000 <...> – С.Л.А. была лишена родительских прав. Сведения об <...> внесены в запись акта о рождении на основании заявления <...>.
На основании распоряжения Администрации г. Мариинска от 11.05.1999 № № он был направлен в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение, поскольку остался без попечения родителей.
Жилья, подлежащего закреплению у него не было, в связи с этим его включили в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, в учебном заведении не обучается, и не обеспечен жилым помещением по категории дети-сироты, в связи с чем считает, что его права нарушены.
Просит суд обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить ему как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма площадью не менее 18 кв. м.
Истец Старков А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще. Согласно представленному заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие, доводы искового заявления поддержал.
Представитель ответчика – Администрации Анжеро-Судженского городского округа Семенова Н.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что удовлетворение требований истца нарушит права иных лиц, имеющих статус сироты и лиц, оставшихся без попечения родителей, состоящих в списке детей-сирот. Считает, что истец имеет право на предоставление жилого помещения по договору специализированного найма, но в порядке очередности по списку. Иных возражений и оснований для отказа в иске не имеет. Подтвердила, что истец не обеспечен временным жилым помещением.
Представитель Управления образования Администрации Анжеро-Судженского городского округа Колесова Н.В., действующая на основании доверенности, требования поддержала, считает, что имеются основания для удовлетворения исковых требований, поскольку истец Старков А.В. состоит на очереди по категории «сирота», право на предоставление жилого помещения у него имеется.
Заслушав представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного Кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Актами федерального законодательства, закрепляющими право указанных лиц на бесплатное получение жилья в пользование, являются Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с п.п. 1,3 и 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Пунктом 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 года № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Кемеровской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Кемеровской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 № 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящим Законом устанавливается порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Согласно п. 1 ст. 5 приведенного Закона гражданам, указанным в статье 1 указанного Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п. 3 ст. 5 приведенного Закона, по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке.
Судом установлено, что согласно свидетельству о рождении № от <дата> и справке о рождении № от <дата> родителями истца являются: <...> – С.В.М.; <...> – С.Л.А.. Сведения об <...> внесены в запись акта о рождении на основании заявления <...> ребёнка (л.д.7).
Решением Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области 05.04.2000 <...> истца – С.Л.А., лишена родительских прав в отношении истца Старкова А.В. (л.д. 9).
Распоряжением Администрации г. Мариинска № от 11.05.1999 истец Старков А.В., <дата> года рождения, направлен на полное государственное обеспечение в детское государственное учреждение (л.д.10).
Распоряжением Администрации г. Анжеро-Судженска №-р от 18.06.2003 истец Старков А.В., <дата> года рождения, направлен на государственное обеспечение в Детский дом-школу № г. Анжеро-Судженска из дома ребенка (л.д.12).
Постановлением Администрации города Анжеро-Судженска № от 01.09.2008 истец направлен на полное государственное обеспечение муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат №. В связи с отсутствием жилой площади поставлен на льготную очередь в г. Анжеро-Судженске (л.д.11).
Согласно свидетельству об обучении МКОУ Анжеро-Судженского городского округа «Школа-интернат № для обучающихся с ограниченными возможностями» истец обучался в данном учреждении и окончил его в 02.06.2015 (л.д.23).
Из свидетельства о профессии рабочего, должности служащего от 23.06.2017 следует, что истец окончил Государственное профессиональное образовательное учреждения г. Кемерово по специальности – обувщик по ремонту обуви 4 разряда (л.д.24).
Согласно справке о наличии имущества, ценных бумаг и сохранного письма от 18.06.2003, выданной Управлением образования администрации г. Анжеро-Судженска» истец в наличии имущества, ценных бумаг не имеет. Сохранного письма на жилье нет (л.д.38).
Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений следует, что за истцом за период с 19.11.1998 по 28.11.2018 права на объекты недвижимости не зарегистрированы (л.д.14,19).
Согласно сообщению филиала № 1 БТИ г. Анжеро-Судженск сведениями о наличии недвижимого имущества до 2000г. за истцом филиал не располагает.
Согласно ответу Администрации Анжеро-Судженского городского округа истец состоит в списке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями согласно Закону Кемеровской области от 27.12.2012 № 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 03.12.2018 номер очереди списке детей-сирот – 391 (л.д.13).
Судом установлено, что Старков А.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг совершеннолетия <дата>, окончил учебу в МКОУ Анжеро-Судженского городского округа «Школа-интернат № для обучающихся с ограниченными возможностями», находился на полном государственном обеспечении, жилого помещения на праве собственности либо занимаемого на основании договора социального найма у истца не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу, что установлена объективная нуждаемость истца в предоставлении жилого помещения, и до настоящего времени данная обязанность ответчиком не исполнена. Обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилым помещением возложена в соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14 ноября 2005 года № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на орган местного самоуправления.
Суд учитывает, что истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, что означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы представителя ответчика о том, что с предоставлением истцу специализированного жилого помещения будут нарушены права других лиц по категории «сирота», ранее вставших на очередь на получение жилья, суд находит несостоятельными и во внимание не принимает, поскольку из указанных выше норм права следует, что предоставление жилых помещений категории граждан, к которой относится истец, законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия, а также отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений. При этом, положения перечисленных норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что истец имеет право на предоставление жилья указанной категории.
В соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ч. 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии с п. 2 Решения городского Совета народных депутатов от 02.11.2015 года № 384 (принятого на сессии Совета Народных депутатов Анжеро-Судженского городского округа 29.10.2015г.), в Анжеро-Судженском городском округе установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина – 18 квадратных метра.
Таким образом, исходя из вышеназванных положений закона, суд обязывает ответчика предоставить истцу, лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте Анжеро-Судженского городского округа, общей площадью не менее 18 кв. м.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Старкова А.В. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения - удовлетворить:
Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить Старкову А.В., <дата> года рождения, уроженцу <адрес>, лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте г. Анжеро-Судженска Кемеровской области по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 18 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Анжеро-Судженский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено: 04 февраля 2019г.