Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-94/2020 ~ М-65/2020 от 20.02.2020

а-94/2020 года

УИД: 28RS0-88

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

15 июля 2020 года <адрес>

Архаринский районный суд <адрес>, в составе:

председательствующего судьи Лобань Т.Н.,

секретаря судебного заседания ФИО2,

с участием помощника прокурора <адрес> ФИО3,

представителя административного ответчика администрации <адрес> ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» о возложении обязанности организовать водно-химический режим на муниципальных котельных,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» о возложении обязанности организовать водно-химический режим на муниципальных котельных.

На основании определения от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» о возложении обязанности организовать водно-химический режим на муниципальных котельных по правилам административного судопроизводства.

В обоснование заявленных требований, прокурор <адрес> в административном иском заявлении указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которой установлено, что собственником котельных: , расположенной по <адрес>; , расположенной по <адрес>; , расположенной по <адрес> «а» <адрес>; , расположенной по <адрес>; , расположенной по <адрес>, ДОС 8/1 <адрес>; , расположенной по <адрес>; , расположенной по <адрес>; , расположенной по <адрес>; , расположенной по <адрес>; , расположенной по <адрес> и их тепловых сетей и оборудования на указанных котельных (система коммунальной инфраструктуры объектов теплоснабжения) является муниципальное образование «<адрес>». В настоящее время на указанных котельных не организован водно-химический режим. Дальневосточным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проведена проверка готовности к отопительному периоду 2019-2020 года поселений муниципального образования <адрес> «<адрес>».

По итогам указанной проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ № А-А72-151, согласно которому муниципальные образования <адрес>, за исключением поселений, в которых отсутствует централизованное теплоснабжение, будут готовы к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией. В соответствии с приложением к акту проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 года от ДД.ММ.ГГГГ № А-А72-151, составленному Дальневосточным управлением Ростехнадзора, выявлены в числе прочих следующие нарушения: в нарушение п. 12.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» документы, подтверждающие соблюдение водно-химического режима, отсутствуют, водно-химический режим на котельных не организован. В связи с выявленными нарушениями паспорт готовности к отопительному зимнему периоду 2019-2020 года муниципальному образованию «<адрес>» не выдан. Получение паспортов готовности является гарантией надежного, безопасного и бесперебойного прохождения отопительного периода. Отсутствие организации водно-химического режима на котельных влечет за собой нарушение прав потребителей тепловой энергии – жителей и организаций <адрес> на надежное, безопасное и бесперебойное прохождение отопительного периода, а также несоответствие оборудования котельной предъявляемым требованиям. Вместе с тем, до настоящего времени на муниципальных котельных №, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 не организован водно-химический режим, что подтверждается, в том числе, ответом ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» от ДД.ММ.ГГГГ . Данные котельные, тепловые сети и оборудование на указанных котельных (система коммунальной инфраструктуры объектов теплоснабжения) переданы ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» по концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ .

Просит обязать администрацию <адрес> и общество с ограниченной ответственностью «Архаринская теплоснабжающая компания» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водно-химический режим на следующих муниципальных котельных: , расположенной по <адрес>; , расположенной по <адрес>; , расположенной по <адрес> «а» <адрес>; , расположенной по <адрес>; , расположенной по <адрес>, ДОС 8/1 <адрес>; , расположенной по <адрес>; , расположенной по <адрес>; , расположенной по <адрес>; , расположенной по <адрес>; , расположенной по <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 на заявленных требованиях настаивала, поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении, в дополнении пояснила, что Федеральным законом № 190-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О теплоснабжении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления относится организация надежного теплоснабжения потребителям на соответствующей территории. Также обязанность по организации водно-химического режима органами местного самоуправления, предусмотрена Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ , и иными нормативными документами. Кроме того, отсутствие организации химической водоподготовки на котельных подтверждается письмом директора ООО «Архаринская теплоснабжающая компания», письмом администрации <адрес> и многочисленными письмами администрации <адрес> в министерство ЖКХ <адрес>, с требованием о выделении денежных средств на организацию водно-химического режима. Представленный стороной ответчика акт осмотра оборудования от ДД.ММ.ГГГГ не является объективным и независимым, поскольку осмотр проведен ответчиком, никаких подтверждающих документов об установке оборудования на котельной не предоставлено. Также не имеется в материалах дела технической документации и паспортов оборудования. Заключения специализированной проектной наладочной организации о выборе определенного способа и оборудования, необходимого для котельной , также не имеется. В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, котельная принимается к эксплуатации, только при исправном оборудовании водоподготовительной установки. Согласно действующему законодательству должны вестись графики объема и метода химического контроля, методики проведения химических анализов, также в котельных должен быть организован ежегодный внутренний осмотр основного оборудования и вспомогательного оборудования подготовительных установок, а также должен вестись журнал по водоподготовке водно-химического режима котлов для записи результатов анализа воды, пара и других показателей. Указанные обязанности ответчиками не исполняются, необходимой документации не ведется, и в материалах дела не представлены. Ссылка ответчика на методические рекомендации для определенных котлов, изготавливаемых определенной организацией, является также не состоятельной, поскольку методические рекомендации не являются нормативно-правовым актом, соответственно они и не предъявляют требования к определенным котлам и не делают исключения из правил позволяющих не организовывать водно-химический режим на котельных. Кроме того были исследованы акты исследования питьевой воды, однако указанные акты составлены по результатам санитарно-гигиенического и биологического исследования именно питьевой воды, которая отбиралась санитарным врачом. Считает, что данные акты не имеют отношения к рассматриваемому делу, поскольку организация водно-химического режима работы оборудования и его контроль осуществляет подготовленный персонал химической лаборатории. Просит полностью удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика – администрации <адрес> ФИО4 в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала, суду пояснила, что согласно концессионному соглашению, заключенному в рамках настоящего гражданского дела котельные переданы во владение и пользование ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» на основании акта приема-передачи. Концессионер в полном объеме обладает правами в отношении полученного имущества по концессионному соглашению, следовательно, и должен нести ответственность за содержание переданного имущества, до окончания действия заключенного концессионного соглашения. Согласно п. 6.2 Концессионного соглашения, концессионер обязан поддерживать объект Соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта Соглашения, нести расходы по природоохранным мероприятиям, связанные с содержанием и эксплуатацией имущества, требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическими и иными требованиями, установленными действующим законодательством РФ, обеспечивать содержание в исправном состоянии инженерных систем для обеспечения нормального функционирования объектов Соглашения; обеспечить сохранность объектов настоящего Соглашения. Считает, что из содержания данного пункта следует, что концессионер в полном объеме несет ответственность за переданное имущество в части его содержания в исправном и нормативном состоянии, не только в рамках заключенного концессионного соглашения, но и в силу требований федеральных законов, приказов ведомственных министерств, регулирующих деятельность теплоснабжающих организаций предоставляющих услуги по теплоснабжению, иных подзаконных актов. Согласно п. 6 части 2 ст. 8 Федерального закона № 115-ФЗ, при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением. В вышеуказанных заключенных концессионных соглашениях содержание котельных в полном объеме возложено на концессионера, то есть на ООО «Архаринская теплоснабжающая компания». На дату рассмотрения дела правами владения и пользования котельными, оборудованием, установленном на данных котельных и тепловыми сетями обладает ООО «Архаринская теплоснабжающая компания», то есть является теплоснабжающей организацией, которая обязана обеспечивать тепловые сети в соответствии с требованиями законодательства по их нормативному содержанию. В силу п. 8.2. концессионного соглашения, концессионер обязан осуществлять деятельность по использованию (эксплуатации) объекта Соглашения в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Согласно п. 12.5 концессионного соглашения, концедент не вправе вмешиваться в осуществление хозяйственной деятельности концессионера. В силу п. 6.1. концессионного соглашения концессионер обязан использовать (эксплуатировать) объект Соглашения в соответствии установленным настоящим Соглашением порядке в целях осуществления деятельности, указанной пункте 1.1 настоящего Соглашения.

В настоящее время концессионные соглашения действуют. В соответствии с общим правилом, закрепленным в ст. 210 части первой ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Пункт 6 ч. 2 статьи 8 Закона о концессионных соглашениях, на концессионера возлагаются обязанности по осуществлению за свой счет не только текущего, но и капитального ремонта объекта концессионного соглашения. В соответствии с пунктом 12 статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ, концессионер несет расходы на исполнение обязательств по концессионному соглашению, если концессионным соглашением не установлено иное. Согласно данному пункту расходы на исполнение обязательств концессионера по концессионному соглашению несет сам концессионер. В этом и состоит смысл концессионного соглашения привлечь инвестиции, которые будут осуществлены в рамках концессионного соглашения. В то же время рассматриваемая норма сформулирована диспозитивно и допускает, что концессионным соглашением может быть установлено иное. Возможность такого урегулирования предусмотрена в норме ч. 13 данной статьи, согласно которой концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии. Под реконструкцией и модернизацией объектов Соглашения понимаются неотделимые улучшения движимого имущества и основных средств, приводящие к значительному улучшению эксплуатационных свойств и являющихся обязательными для дальнейшей эффективной эксплуатации объектов. ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» подписывая концессионные соглашения добровольно, объективно оценивало свои обязанности по содержанию в будущем данных объектов за счет планируемой прибыли от эксплуатации муниципального имущества, безвозмездно передаваемого в пользование концессионера на длительный срок. Согласно п.6.4. Соглашения, продукция и доходы, полученные Концессионером в результате осуществления деятельности по настоящему Соглашению, являются собственностью Концессионера. В соответствии с п.10.1. Соглашения, концессионная плата по настоящему Соглашению не предусмотрена, на основании ч. 1 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О концессионных соглашениях».

Кроме того, вода, поступающая на котельные проходит лабораторные исследования поставщиком воды ООО «ЖКХ Архара», из которых следует, что вода соответствует определенному регламенту, не содержит примесей, особенно солей жесткости и железа, которые влияют на оборудование.

Также считает, что требования прокурора <адрес> о возложении обязанности на администрацию <адрес> в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водно-химический режим на котельных в соответствии с требованиями, предусмотренными п.12.1-12.22 «Правил технической эксплуатации тепловых электроустановок», утвержденных Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ прямо приводят к нарушению принципа заключения концессионных соглашений. В связи с чем, считает, что администрация <адрес> в исковом заявлении прокурора указана как ненадлежащий ответчик.

<адрес> является высокодотационным и испытывает жесткий дефицит финансовых ресурсов, необходимых на покрытие первоочередных расходных обязательств <адрес>. И в связи с тем, что в соответствии с концессионными соглашениями и действующим законодательством, содержание вышеперечисленных котельных производит концессионер, данные расходы не были заложены в бюджет текущего финансового года.

Просит в удовлетворении заявленных требований прокурору <адрес> в отношении администрации <адрес> отказать в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена своевременно, надлежащим образом. Директор ООО «Архаринской теплоснабжающей организации» просил дело слушанием отложить, в виду нахождения представителя в больнице на стационарном лечении, определением суда в удовлетворении заявленного ходатайства отказано. Ранее представителем ответчика ООО « Архаринской теплоснабжающей компанией» представлены возражения относительно заявленных требований, из которых следует, что ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» заявленные требования не признает по следующим основаниям. Котельные №, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13, расположенные в <адрес>, находятся в ведении ООО «Архаринской теплоснабжающей компании» в соответствии с концессионным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ. На момент передачи по концессионному соглашению котельные не были оборудованы системой водно-химической подготовки. Законодательство о концессионных соглашениях не предусмотрено безусловное выполнение концессионером всех видов работ по модернизации объектов концессионного соглашения. Перечень работ, выполнение которых взял на себя концессионер, приведены в приложении концессионного соглашения. В данном перечне отсутствуют мероприятия по установке оборудования для коррекционной обработки подпиточной и сетевой воды. В соответствии с пунктом 12.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» предусмотрено положение о том, что на котельных необходимо организовать водно-химический режим с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла. Вместе с тем, порядок организации водно-химического режима, нормы качества сетевой и подпиточной воды регламентируются Методическими указаниями РД 24.031.120-91. Согласно вводной части вышеуказанных методических указаний, установленный порядок водно-химической подготовки воды распространяется на стационарные прямоточные водогрейные котлы, производительностью от 2,33 МВт(2 Г/кал/ч) до 209 МВТ (180 Гкал/ч) с температурой сетевой воды на выходе из котла не более 200° С. Как следует из приложения к концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ фактическая теплопроизводительность котельных , , , , , значительно ниже показателя 2 Гкал/ч, при котором обязательно проведение водно-химической подготовки. По котельной подключенная нагрузка составляет 2,87 при 5 установленных котлах, соответственно на один котел приходится нагрузка 0,574 Гкал/ч.; по котельной ,89 при 4-х котлах, соответственно на один котел приходится, 7225 Гкал/ч.; по котельной ,73 Гкал/ч. при 3 котлах, соответственно на котел приходится 0,248 Гкал./ч.; по котельной ,07 Гкал./ч при 5 котлах, соответственно приходится 0,41 ГкалУч.. При данных обстоятельствах, с учетом положений методических указаний РД 24.031.120-91 водно-химический режим на котельных не требуется.

Кроме того, согласно пункту 12.21 Правил для газотрубных и водотрубных котлов абсолютным давлением до 1,4 МПа (14 кгс/см2) включительно, оборудованных прямыми трубами и работающих на твердом топливе, а также для котлов с надстроенным бойлером, допускается замена докотловой обработки воды другими способами при условии выполнения требований, установленных Госгортехнадзором России. С учетом данного пункта, а также того, что вода, поступающая на котельные, проходит лабораторные исследования. Ответчику был выдан паспорт готовности к отопительному периоду. Имеется акт комиссионного осмотра оборудования котельной , из которого следует, что котельная оборудована системой коррекционной обработки подпиточной и сетевой воды.

С учетом вышеприведенных доказательств, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица муниципального учреждения отдела по управлению муниципальным имуществом <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием и возражений относительно заявленных требований, от него не поступало.

Представитель заинтересованного лица Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представив отзыв на заявленные требования, из которого следует, что согласно п. 12.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , целью организации водно-химического режима является обеспечение надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла, недопущении образования накипи, отложений и шлама на теплопередающих поверхностях оборудования и трубопроводах в котельных, систем теплоснабжения и теплопотребления. В соответствии с п. 12.3 СП 89.13330.2016 «Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II-35-76», метод обработки воды, состав и расчетные параметры сооружений водоподготовки следует выбирать на основании сравнения технико-экономических показателей вариантов в зависимости от требований к качеству пара, питательной и котловой воды паровых и водогрейных котлов, к качеству воды для систем теплоснабжения и горячего водоснабжения, количества и качества возвращаемого конденсата, количества и качества отводимых сточных вод, а также от качества исходной воды. Выбор метода обработки воды, подбор оборудования должна производить специализированная организация. Качество воды для заполнения и подпитки тепловых сетей закрытых систем теплоснабжения и контуров циркуляции водогрейных котлов, согласно п.12.6 СП 89.13330.2016, должно соответствовать СП 124.13330.2012 « Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003», а также инструкциям заводов - изготовителей по эксплуатации водогрейных котлов. Заключение в отношении достаточности установки оборудования коррекционной обработки подпиточной и сетевой воды на котельной расположенной в <адрес> с целью обеспечения организации водно-химического режима работы оборудования Управление дать не сможет, так как Управление не является специализированной (проектной, наладочной) организацией.

На основании изложении, Управление поддерживает исковые требования прокурора <адрес> в полном объеме.

Судом, в порядке ст. 150 КАС РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав помощника прокурора <адрес>, представителя ответчика администрации <адрес>, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Частью 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что данный кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных служащих, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свободы и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч.1); не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном данным Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке (ч.6).

В силу пункта 3 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды, в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций.

В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что согласно п. 3 ч. 2 ст. 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном названным кодексом, суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций субъектов профессиональной деятельности, если оспариваемые решения, действия (бездействие) являются результатом осуществления (неосуществления) указанных полномочий.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 1 постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

<адрес> является органом местного самоуправления, осуществляющим организационные и исполнительно-распорядительные функции в рамках своей компетенции на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации и др.

Учитывая, что заявленные прокурором <адрес> требования направлены на возложение обязанности на орган местного самоуправления, реализующий публично-властные полномочия, то данные требования подлежат рассмотрению судом по правилам административного судопроизводства.    

Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

На основании пункта 3 статьи 35 указанного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно статье 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

<адрес> обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в связи с нарушением прав жителей, как потребителей тепловой энергии, на надёжное, безопасное и бесперебойное прохождение отопительного периода.

Таким образом, обращение в суд прокурора <адрес> с данным иском является законным и обоснованным.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения населения, водоотведение.

Согласно п.п. 1, 9, ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 190-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О теплоснабжении» Федерального закона общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения, в том числе являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении» от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ, проверке готовности к отопительному периоду подлежат:

1) муниципальные образования;

2) теплоснабжающие организации и теплосетевые организации;

3) потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения (часть 1 данной статьи).

Проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи).

Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей (часть 3 статьи).

Согласно пункту 2 Правил оценки к отопительному периоду, утверждённых приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ , проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.

В силу подпункта 11 пункта 13 Правил в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено в отношении данных организаций, в частности, соблюдение водно-химического режима.

Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, разделом 12 которых определяется водоподготовка и водно-химический режим тепловых энергоустановок и сетей.

Ответственность за выполнение настоящих Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1.7 Правил).

Пунктом 12.1 Правил предусмотрено, что необходимо организовать водно-химический режим с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла.

Согласно п. 12.2 Правил, организацию водно-химического режима работы оборудования и его контроль осуществляет подготовленный персонал химической лаборатории или структурного подразделения организации. Организация имеет право привлекать для контроля за водно-химическим режимом другие специализированные организации.

В соответствии с п. 12.8 Правил, до ввода тепловых энергоустановок в эксплуатацию следует наладить работу водоподготовки и системы деаэрации с привлечением специализированной организации, провести испытание на прочность и плотность деаэратора и аппаратов водоподготовки питательной и подпиточной воды.

Котельные принимаются в эксплуатацию только при исправном оборудовании водоподготовительной установки, включая деаэратор, при полной загрузке фильтров и оснащении их контрольно-измерительными приборами (п. 12.6 Правил).

Согласно материалам дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которой установлено, что на котельных <адрес> не организован водно-химический режим.

Дальневосточным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проведена проверка готовности к отопительному периоду 2019-2020 гг. поселений муниципального образования <адрес> «<адрес>».

По итогам указанной проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ № А-А72-151, согласно которому муниципальные образования <адрес> (за исключением поселений, в которых отсутствует централизованное теплоснабжение) будут готовы к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией.

В соответствии с приложением к акту проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от ДД.ММ.ГГГГ № А-А72-151, составленному Дальневосточным управлением Ростехнадзора, выявлены в числе прочих следующие нарушения: в нарушение п. 12.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок документы, подтверждающие соблюдение водно-химического режима, отсутствую, водно-химический режим на котельных не организован.

В связи с выявленными нарушениями паспорт готовности к отопительному зимнему периоду 2019-2020 годов муниципальному образованию «<адрес>» не выдан.

Получение паспортов готовности является гарантией надежного, безопасного бесперебойного прохождения отопительного периода.

В связи с чем, прокурор <адрес> обратился в суд с настоящим иском в защиту неопределенного круга лиц – потребителей тепловой энергии.

Прокурор считает, что отсутствие организации водно-химического режима на муниципальных котельных влечет за собой нарушение прав потребителей тепловой энергии – жителей и организаций <адрес> на надежное, безопасное и бесперебойное прохождение отопительного периода, а также несоответствие оборудования котельной предъявляемым требованиям, в связи с чем, ответчики обязаны организовать водно-химический режим на вышеуказанных котельных.

Как следует из материалов дела (выписок из Единого государственного реестра недвижимости), собственником котельных: , расположенной по <адрес>; , расположенной по <адрес>; , расположенной по <адрес> «а» <адрес>; , расположенной по <адрес>; , расположенной по <адрес>, ДОС 8/1 <адрес>; , расположенной по <адрес>; , расположенной по <адрес>; , расположенной по <адрес>; , расположенной по <адрес>; , расположенной по <адрес> и их тепловых сетей и оборудования на указанных котельных (система коммунальной инфраструктуры объектов теплоснабжения) является муниципальное образование «<адрес>».

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации на собственника возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Данные котельные, тепловые сети и оборудование на указанных котельных (система коммунальной инфраструктуры объектов теплоснабжения) переданы ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» по концессионному соглашению , акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ во владение и пользование. По данному соглашению отдел по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> выступает в роли концедента, а ресурсоснабжающая организация ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» концессионером.

В соответствии с концессионным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» - концессионер обязуется осуществлять бесперебойное производство, передачу, распределение, и сбыт тепловой энергии с использованием объекта соглашения.

В силу п. 6.2 указанного концессионного соглашения ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» обязана поддерживать объект Соглашения в исправном состоянии, надлежащем санитарном состоянии, соблюдать требования-санитарно-эпидемиологических норм и правил, правил и норм пожарной безопасности, а также отраслевых правил и норм, действующих в отношении видов деятельности Концессионера и назначения объектов настоящего Соглашения; производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта Соглашения; нести расходы по природоохранным мероприятиям, связанные с содержанием и эксплуатацией имущества, требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическими и иными требованиями, установленными действующим законодательством РФ; обеспечивать содержание в исправном состоянии инженерных систем для обеспечения нормального функционирования объектов Соглашения; обеспечить сохранность объектов настоящего Соглашения; немедленно извещать Концедента о всяком повреждении, аварии и ином событии, нанесшим или (грозящим нанести) объектам Соглашения ущерб, своевременно принимать меры по предотвращению угрозы повреждения и разрушения объекта; устранять своими силами повреждения, аварии, технические неполадки на объектах концессионного Соглашения.

Согласно ч.1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности, на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В соответствии со ст. 10 указанного Федерального закона, концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия: обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции, обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, срок действия концессионного соглашения, описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения, срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения.

В статьях 45, 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», также имеются обязательные требования к концессионному соглашению в отношении объектов теплоснабжения. Решение такого концессионного соглашения должно включать информацию о конкретном задании, предложении концессионеру, а в конкурсной документации должны быть отражены основные характеристики мероприятий, которые должен исполнить концессионер.

Законодательством о концессионных соглашениях не предусмотрено безусловное выполнение концессионером всех видов работ по модернизации объектов концессионного соглашения.

Перечень работ, выполнение которых взял на себя концессионер, приведены в приложении к Концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ.

Мероприятия по организации водно-химического режима ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» на котельных концессионным соглашением, а также данным приложением не предусмотрены.

Передача собственником зданий котельных с оборудованием в пользование ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» не освобождает орган местного самоуправления от установленной законом и отраслевыми подзаконными актами обязанности обеспечивать содержание, переданного во владение и пользование здания и имеющегося в нем теплоснабжающего оборудования.

Предъявляя требования к ООО «Архаринская теплоснабжающая компания», прокурор исходит из того, что фактически указанные котельные находятся во владении и пользовании ООО «Архаринская теплоснабжающая компания». Вместе с тем, водно-химический режим обеспечивается установкой на котельной соответствующего оборудования химводоподготовки котельных и тепловых сетей.

Суд учитывает, что собственником котельных, является администрация <адрес>, ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» имеет только право владения и пользования указанной котельной в рамках концессионного соглашения, по которому передано здание котельной с теплотехническим оборудованием, тогда как обязанность по водоподготовке и водно-химическому режиму тепловых энергоустановок и сетей, несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок.    На основании вышеизложенного, суд полагает, что обязанность организовать водно-химический режим на муниципальных котельных в соответствии со ст. 210 ГК РФ должна быть возложена на собственника имущества - администрацию <адрес>.

Представленными в материалы дела доказательствами с учётом их относимости и допустимости подтверждается, что ответчиком администрацией <адрес> были допущены нарушения в области законодательства о теплоснабжении.

Факт выявленных нарушений и содержание представленных в материалы дела доказательств, стороной ответчика не оспаривались, в связи с чем, суд признаёт их установленными.

Довод представителя ответчика о том, что установленный порядок водно-химической подготовки воды распространяется на стационарные прямоточные водогрейные котлы, производительностью от 2,33 МВт(2 Г/кал/ч) до 209 МВТ (180 Гкал/ч) с температурой сетевой воды на выходе из котла не более 200° С., а фактическая теплопроизводительность котельных , , , , , значительно ниже показателя 2 Гкал/ч, при котором обязательно проведение водно-химической подготовки. По котельной подключенная нагрузка составляет 2,87 при 5 установленных котлах, соответственно на один котел приходится нагрузка 0,574 Гкал/ч.; по котельной ,89 при 4-х котлах, соответственно на один котел приходится, 7225 Гкал/ч.; по котельной – 2,73 Гкал/ч. при 3 котлах, соответственно на котел приходится 0,248 Гкал./ч.; по котельной ,07 Гкал./ч при 5 котлах, соответственно приходится 0,41 ГкалУч. и при данных обстоятельствах, с учетом положений методических указаний РД 24.031.120-91 водно-химический режим на котельных не требуется, суд находит не обоснованным.

Так, Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок:

- производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град.С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов;

- паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений);

- систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения (пункт 1.1 Правил).

Данные Правила не распространяются на тепловые энергоустановки:

- тепловых электростанций;

- морских и речных судов и плавучих средств;

- подвижного состава железнодорожного и автомобильного транспорта (пункт 1.2 Правил).

Представителем ответчика представлено неверное толкование того, что порядок организации водно-химического режима, нормы качества сетевой и подпиточной воды регламентируются Методическими указаниями РД 24.031.120-91.

«РД 24.031.120-91. Руководящий документ по стандартизации. Методические указания. Нормы качества сетевой и подпиточной воды водогрейных котлов, организация водно-химического режима и химического контроля», действительно, распространяются на стационарные прямоточные водогрейные котлы теплопроизводительностью от 2,33 МВт (2 Гкал/ч) до 209 МВт (180 Гкал/ч) с температурой сетевой воды на выходе из котла не более 200 град. C, изготавливаемые предприятиями Минэнергомаша СССР по ГОСТ 21563-82.

Методические указания могут быть распространены на водогрейные котлы такого же типа, изготовленные ранее предприятиями отрасли и предприятиями других ведомств, а также на импортные котлы при условии получения соответствующего подтверждения от специализированной (головной) научно-исследовательской организации.

Методические указания являются рекомендуемыми для предприятий - изготовителей водогрейных котлов, организаций, проектирующих котельные с этими котлами, и организаций, осуществляющих эксплуатацию этих котлов.

Методические указания устанавливают предельные значения показателей качества сетевой и подпиточной воды котлов, а также требования, предъявляемые к предприятиям - изготовителям котлов, организациям, проектирующим котельные, и предприятиям, эксплуатирующим котлы, по организации надежного, экономичного и экологически совершенного водно-химического режима (ВХР) и его химического контроля (ХК).

Однако, это означает лишь то, что данные методические указания разработаны для конкретного типа котлов, и не означает, что к иным котлам не применимы положения главы 12 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, предусматривающей водоподготовку и водно-химический режим тепловых энергоустановок и сетей.

Также судом изучен довод представителей ответчиков о том, что котельная оборудована системой коррекционной обработки подпиточной и сетевой воды.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ произведен комиссионный осмотр объекта: котельной , расположенной по адресу: 676740, <адрес>, пгт. Архара, <адрес> и составлен акт технического состояния о проверке установки для коррекционной обработки подпиточной и сетевой воды.

Результаты осмотра: химводоподготовка котельной состоит из оборудования установки коррекционной обработки подпиточной и сетевой воды в составе: бак запаса реагента (реагент в баке отсутствует), датчик уровня, дозирующий насос. Установка коррекционной обработки в настоящее время не работает. Рекомендации владельцу объекта: привести установку коррекционной обработки воды в состояние готовности к работе. Условия проведения осмотра: после отопительного сезона при неработающем оборудовании.

В соответствии с п. 12.8 Правил, до ввода тепловых энергоустановок в эксплуатацию следует наладить работу водоподготовки и системы деаэрации с привлечением специализированной организации, провести испытание на прочность и плотность деаэратора и аппаратов водоподготовки питательной и подпиточной воды.

Однако, доказательств того, что в соответствии с п. 12.8 Правил, до ввода тепловых энергоустановок в эксплуатацию налажена работа водоподготовки и системы деаэрации с привлечением специализированной организации, проведено испытание на прочность и плотность деаэратора и аппаратов водоподготовки питательной и подпиточной воды, стороной ответчика суду не предоставлено.

Кроме того согласно п.12.11 Правил, периодически, не реже одного раза в три года с привлечением специализированной организации необходимо проводить ревизию водоподготовительного оборудования и его наладку, теплохимические испытания паровых и водогрейных котлов, и их водно-химического режима. По результатам данной ревизии, следует вносить необходимые корректировки в инструкцию водно-химического режима.

Ответчиком не представлено доказательств о том, что указанная ревизия проводилась на спорных котельных.

Также в соответствии с п.12.18 Правил, в котельной необходимо вести журнал (ведомость) по водоподготовке и водно-химическому режиму котлов для записей результатов анализов воды, пара, конденсата, реагентов, о продувках котлов и операциях по обслуживанию оборудования водоподготовки в соответствии с утвержденной режимной картой и периодичностью химического контроля. При каждой остановке котла для чистки внутренних поверхностей его элементов в журнале по водоподготовке производится описание физико-механических свойств и толщины отложений, накипи и шлама. Указанного журнала ответчиком в судебное заседание не представлено.

В судебном заседании были исследованы: ответ директора ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» в ведении которой находятся спорные котельные от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что химическая подготовка котлов на котельных отсутствует в связи с небольшим содержанием минеральных солей в воде, отложения накипи на внутренних поверхностях нагревательных элементов не образуется; письма главы администрации <адрес> в министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , которые также подтверждают, что ни на одной котельной <адрес> водно-химический режим не организован и запрашивались денежные средства для его организации.

Судом изучен довод представителя ответчика администрации <адрес> о том, что вода, поступающая на котельные проходит лабораторные исследования поставщиком воды ООО «ЖКХ Архара», из которых следует, что вода соответствует определенному регламенту, не содержит примесей, особенно солей жесткости и железа, которые влияют на оборудование, находит его необоснованным.

Так согласно протоколов лабораторных исследований /б от ДД.ММ.ГГГГ, /Б от ДД.ММ.ГГГГ, /Б от ДД.ММ.ГГГГ, /Б от ДД.ММ.ГГГГ, /Б от ДД.ММ.ГГГГ, /Б от ДД.ММ.ГГГГ, /Б от ДД.ММ.ГГГГ, /Б от ДД.ММ.ГГГГ, /Б от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что данные протоколы составлены по результатам санитарно-гигиенического и биологического исследования именно питьевой воды, которая отбиралась из скважин холодной воды, расположенных в пгт. Архара санитарным врачом. Исследование проводилось аккредитованным испытательным лабораторным центром Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУЗ « Центром гигиены и эпидемиологии в <адрес>». Данные акты не могут быть приняты во внимание, так как в соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ , организация водно-химического режима работы оборудования и его контроль осуществляет подготовленный персонал химической лаборатории или структурного подразделения организации (п.12.2 Правил).

В связи с совокупностью, установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования в части возложения обязанности на администрацию <адрес> организовать водно-химический режим на муниципальных котельных являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В части заявленных требований к ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» надлежит отказать.

В соответствии со ст. 178 ч.2 КАС РФ, при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Учитывая, что полномочия ответчика по выполнению установленных требований являются расходными обязательствами, что требует принятия организационных и административно-хозяйственных мероприятий, а также учитывая, что водно-химический режим должен быть организован до начала следующего отопительного периода, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда, заявленный прокурором, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая данный срок разумным и достаточным.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» о возложении обязанности организовать водно-химический режим на муниципальных котельных удовлетворить частично.

Возложить на администрацию <адрес> в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водно-химический режим на следующих муниципальных котельных:

- , расположенной по <адрес>;

- , расположенной по <адрес>;

- , расположенной по <адрес> «а» <адрес>;

- , расположенной по <адрес>;

- , расположенной по <адрес>, ДОС 8/1 <адрес>;

- , расположенной по <адрес>;

- , расположенной по <адрес>;

- , расположенной по <адрес>;

- , расположенной по <адрес>;

- , расположенной по <адрес>.

В части заявленных требований к ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» о возложении обязанности организовать водно-химический режим на муниципальных котельных – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Т.Н. Лобань

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

2а-94/2020 ~ М-65/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Архаринского района
Ответчики
ООО "Архаринская теплоснабжающая компания"
Администрация Архаринского района
Другие
Дальневосточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому, и атомному надзору
Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Архаринского района
Суд
Архаринский районный суд Амурской области
Судья
Лобань Т.Н.
Дело на странице суда
arharinskiy--amr.sudrf.ru
20.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.02.2020Передача материалов судье
25.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2020Судебное заседание
08.05.2020Судебное заседание
19.06.2020Судебное заседание
25.06.2020Судебное заседание
10.07.2020Судебное заседание
15.07.2020Судебное заседание
23.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее