Решение по делу № 2-564/2019 ~ М-443/2019 от 05.04.2019

Дело № 2-564/2019

42RS0001-01-2019-000649-07

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Логвиновой О.В.,

при секретаре Петерс С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области

05 июня 2019 года

гражданское дело по иску    Козлова А.В. , Козловой Л.И. , Фахрисламовой Е.А.     к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в списки граждан, подлежащих переселению из жилого помещения, ставшего непригодным для дальнейшего проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты,

установил:

Истцы Козлов А.В. , Козлова Л.И. , Фахрисламова Е.А.     обратились в суд с иском к ответчику о включении их в список граждан, переселяемых из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего непригодным для дальнейшего проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахтоуправление Анжерское», мотивируя свои требования следующим.

Козлову А.В. , Козловой Л.И. и их дочери Фахрисламовой Е.А. на праве общей долевой собственности, по 1/3 каждому, принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>

Право собственности подтверждается нотариально удостоверенным договором мены дома (части дома), квартиры от <дата>, peг. , право зарегистрировано в филиале № 1 БТИ г. Анжеро-Судженска <дата>.

Другого жилья в собственности у истцов нет.

Жилой дом находится на горном отводе шахты ОАО «Шахтоуправление Анжерское», признанного согласно решению Арбитражного суда Кемеровской области от <дата> несостоятельным (банкротом), и подлежит расселению и сносу в связи с непригодностью для проживания в результате ведения горных работ.

Проживание в данном доме является опасным для жизни и здоровья истцов, поскольку дом, как бы они не старались следить за ним, постоянно подвержен неестественным разрушительным процессам из-за просадки грунта и деформации земной поверхности.

В соответствии со справкой БТИ <адрес> ГПКО «Ц"ГИ КО» от <дата> процент износа жилого дома по адресу: <адрес>, на дату инвентаризации <дата> составляет 66%, то есть данный жилой дом является ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ОАО «Шахтоуправление Анжерское».

В <дата> истцам пришло письмо из Администрации Анжеро-Судженского городского округа с информацией о том, что на их дом получено заключение СФ АО «ВНИМИ» <...> от <дата> , на основании которого дом подлежит сносу. Вопрос о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого, непригодного для проживания подработанного жилья необходимо решать в судебном порядке.

Просили суд обязать ответчика включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Шахтоуправление Анжерское» непригодным для проживания.

Истцы в суд не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще, в своих заявлениях просили дело рассмотреть в их отсутствие. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие истцов.

          В судебном заседании Черепанова М.В., представитель истцов Козлова А.В. , Козловой Л.И. , действующая на основании доверенности, уточнила требования, просила обязать ответчика включить истцов в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Шахтоуправление Анжерское» непригодным для проживания, и предоставить им социальную выплату на приобретение жилья из расчета 18 кв. метров на одного члена семьи, состоящей из 3 человек, с учетом средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на территории Кемеровской области на дату фактического предоставления. Доводы, изложенные в заявлении, поддержала. Кроме того, пояснила, что ранее у истцов была в собственности квартира по <адрес> а до этого была квартира по <адрес>, которую они приватизировали в <...> году и поменяли на квартиру по <адрес> а затем в <...> году данную квартиру поменяли на дом по <адрес>, и с <...> года являются собственниками дома по 1/3 доли. Квартира по <адрес>, была предоставлена супругу истца Фахрисламовой Е.А. ФИФ, от работы с учетом членов семьи. На тот момент они брак расторгли, но сведения о расторжении брака они не подавали, и от работы ему предоставили квартиру на всю семью. В <...> году приватизировали квартиру супруг и двое детей. Фахрисламова Е.А. в приватизации не участвовала, поскольку ранее уже использовала свое право, проживая с родителями. Фахрисламова Е.А. была зарегистрирована в квартире по <адрес>, до <...> года, но после развода проживала с родителями в спорном доме. Старшая дочь совершеннолетняя, учится в г<...> а младшая дочь проживает с ней.

Представитель ответчика – Администрации Анжеро-Судженского городского округа, Килина Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила,. Ранее дом по <адрес> не обследовался, и по массовым обращениям граждан Администрацией в добровольном порядке были собраны документы и направлены в Прокопьевский институт для того чтобы получить новое заключение. После чего было получено положительное заключение ВНИМИ от <дата> -з. В последующем гражданам были направлены письма о том, что они должны предоставить пакет документов, но затем истцам рекомендовано было обраться в суд, поскольку Минэнерго РФ не утверждает списки.

Представитель третьего лица – Министерство энергетики РФ, в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, в своем отзыве (л.д. 34-35) просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, также указал, что на основании заключений СФ ОАО ВНИМИ от <дата> , от <дата> был утвержден список граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Шахтоуправление Анжерское» непригодным для проживания по критериям безопасности. В указанном списке истцы не значатся, так как по заключению СФ ОАО ВНИМИ от <дата> до по <адрес>, отнесен к категории ветхих домов, подработанных с малыми деформациями. Заключением СФ ОАО ВНИМИ, выданному <дата>, дом истцов отнесен к категории подработанных ветхих домов, у которых в результате ведения горных работ суммарные деформации поверхности превышают допустимые. При этом отмечает, что право истцов на переселение ограничено п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата>, которым предусмотрено, что право органа местного самоуправления ежегодного уточнения списков граждан, подлежащих переселению, может быть реализовано для уточнения состава семей, ранее включенных в указанные списки.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 2 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан.

В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ (ред. от 10.07.2012, с изм. от 04.03.2013) «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428 (ред. от 28.09.2016) «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее по тексту - Правила), которые устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - межбюджетные трансферты).

Согласно п. 2 и 3 Правил, Министерство энергетики Российской Федерации предоставляет межбюджетные трансферты местным бюджетам шахтерских городов и поселков на ряде условий, в числе которых входят: использование межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных п. 5 настоящих Правил; представление органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики Российской Федерации сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.

В силу пп. а, б п. 5 Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

Согласно п. 6 Правил размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест.

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.

Согласно п. 9 размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

Согласно п. 10 Правил, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек, 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.

В силу абз. 2 п. 11 Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Минэнерго России от 01.11.2001 г. N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.

Таким образом, из анализа вышеуказанных норм права, следует, что предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть необеспеченность их иным жильем.

Основанием для предоставления социальной выплаты является постоянное проживанием в сносимом жилом помещении, зарегистрированного на данной площади гражданина, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты. Каких-либо других критериев для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья законом в данном случае не установлено.

Судом установлено, что по данным филиала БТИ г. Анжеро-Судженск (л.д.6,7) Козлову А.В. , Козловой Л.И. , Фахрисламовой (К) Е.А. принадлежит по 1/3 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью <...> кв.м., на основании договора мены от <дата> (л.д.5).

Из справки МП ЕРКЦ от 03.04.2019    (л.д.8) следует, что в доме по <адрес>, зарегистрированы истцы Козлов А.В. , Козлова Л.И. с <дата>, их дочь Фахрисламова Е.А. с <дата>.

Как следует из данных паспорта Фахрисламова Е.А. с <дата> была зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.14).

Квартира по <адрес>, на основании договора приватизации от <дата> (л.д.42) на праве общей долевой собственности, по 1/3 доли каждому, принадлежит ФИФ, ФДИ, ФАИ (л.д.43-45).

Согласно справкам (л.д.16,17), свидетельству о заключении брака (л.д.18) Фахрисламова (до брака К) Е.А. с <дата> состояла в зарегистрированном браке с ФИФ, <дата> брак между ними был расторгнут, <дата> брак был вновь заключен.

Согласно справке, выданной участковым уполномоченным полиции отдела полиции «Южный» ОМВД по Анжеро-Судженскому городскому округу от <дата> (л.д.38), Фахрисламова Е.А. проживает по адресу: <адрес>, с <...> года по настоящее время.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ОАО «Шахтоуправление Анжерское» создано <дата> для осуществления деятельности, в том числе по добыче антрацита, коксующегося угля подземным способом, находится в стадии ликвидации.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ <дата> принято решение о ликвидации ОАО «Шахтоуправление Анжерское»

Решением Арбитражного суда ОАО «Шахтоуправление Анжерское» <дата> признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.

Заключением СФ ОАО ВНИМИ от <дата> установлено, что дом по <адрес>, находится на подработанной ОАО «Шахтоуправление Анжерское» территории, признан ветхим (л.д.27).

Согласно сообщению Администрации Анжеро-Судженского городского округа от <дата> (л.д.9) <адрес>, расположен на горном отводе ОАО «Шахтоуправление «Анжерское». На дом получено заключение СФ ОАО ВНИМИ от <дата> , на основании которого дом подлежит сносу. Вопрос о включении истцов в список граждан необходимо решать в судебном порядке.

Согласно сведениям БТИ (л.д.6) и Росреестра (л.д.46-48, ) истцы, кроме жилого дома по <адрес>, другого жилья не имеют.

    Как установлено судом и подтверждается собранными по делу доказательствами, истцы Козлов А.В. , Козлова Л.И. и их дочь Фахрисламова Е.А. с <...> являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Истцы Козлов А.В. , Козлова Л.И. с <...> года проживают в спорном доме и зарегистрированы в нем. Фахрисламова Е.А. зарегистрирована в доме с <...> года, но фактически проживает в нем с <...> года,    что подтверждается показаниями представителя истцов и сведениями участкового уполномоченного полиции ОМВД России по Анжеро-Судженскому городскому округу. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, ответчиком не представлено.

ОАО «Шахтоуправление Анжерское» <дата> признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, находится в стадии ликвидации.

Согласно заключению СФ ОАО ВНИМИ от <дата> данный жилой дом является подработанным ветхим в результате ведения горных работ на ОАО «Шахтоуправление Анжерское», непригодным для проживания по критериям безопасности и подлежит сносу по причине подработки.

Жилой дом по <адрес>, является единственным и постоянным местом проживания истцов, иного жилья для проживания ни на праве собственности, ни на ином праве у них нет, что не оспаривается ответчиком и подтверждается сведениями БТИ и Росреестра.

Установленные судом выше обстоятельства в их совокупности дают право истцам на получение социальной выплаты для граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых предприятиях горной промышленности непригодными для проживания по критериям безопасности, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428.

Доводы представителя ответчика о невозможности включения истцов в списки, поскольку списки не утверждает Минэнерго РФ, так как в ранее составленных на основании заключений СФ ОАО ВНИМИ от <дата> , от <дата> списках истцы не были включены, суд считает несостоятельными и соответственно не влияющими на существо решения по спору.

Как было указано выше, решением Арбитражного суда от <дата> предприятие признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, дом истцов, в котором они приживают с момента приобретения с 1994 года, и который является их единственным местом проживания, был признан ветхим заключением СФ ОАО ВНИМИ от <дата>. Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки для лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте, путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности, что входит в обязанности ответчика.

        Таким образом, суд удовлетворяет исковые требования истцов о включении их в списки граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, и предоставлении им социальной выплаты на приобретение другого жилья.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    решил:

    Исковые требования Козлова А.В. , Козловой Л.И. , Фахрисламовой Е.А.     к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в списки граждан, подлежащих переселению из жилого помещения, ставшего непригодным для дальнейшего проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты удовлетворить.

     Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа:

    включить Козлова А.В. , <дата> года рождения, уроженца <...>,

    Козлову Л.И. , <дата> года рождения, уроженку <...>,

    Фахрисламову Е.А. , <дата> года рождения, уроженку г<...>

     зарегистрированных    по адресу: <адрес>

    в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ОАО «Шахтоуправление Анжерское»;

     - предоставить Козлову А.В. , Козловой Л.И. , Фахрисламовой Е.А. социальную выплату из расчета 18 кв. метров на одного члена семьи, состоящей из трех человек, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме составлено 10.06.2019.

2-564/2019 ~ М-443/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Козлова Людмила Ивановна
Фахрисламова Елена Анатольевна
Козлов Анатолий Васильевич
Ответчики
Администрация Анжеро-Судженского городского округа
Другие
Министерство энергетики РФ
Суд
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области
Судья
Логвинова О.В.
Дело на странице суда
anzhero-sudzhensky--kmr.sudrf.ru
05.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2019Передача материалов судье
09.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2019Подготовка дела (собеседование)
07.05.2019Подготовка дела (собеседование)
07.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.05.2019Судебное заседание
05.06.2019Судебное заседание
10.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2019Дело оформлено
27.08.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее