12-94/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г. Анжеро-Судженск 15 ноября 2018 года
Судья Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области Ефременко И.В.,
с участием ведущего специалиста-эксперта территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Анжеро-Судженске, Ижморском и Яйском районах – Дмитриевой Г.Ю. (доверенность № от 29 декабря 2017 года сроком до 31 декабря 2018 года)
рассмотрев в судебном заседании жалобу Фроловой Т.В. на постановление по делу об административном правонарушении № от 18.09.2018 о назначении административного наказания, вынесенного врио начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Анжеро-Судженск, Ижморском и Яйском районах- врио главного государственного санитарного врача по городу Анжеро-Судженску, Ижморскому и Яйскому районах, Мамруковым С.И., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ,
установил:
постановлением врио начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Анжеро-Судженск, Ижморском и Яйском районах- врио главного государственного санитарного врача по городу Анжеро-Судженску, Ижморскому и Яйскому районах, Мамрукова С.И. Фролова Т.В. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 рублей.
Фролова Т.В. обратилась в Анжеро-Судженский городской суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит обжалуемое постановление отменить, поскольку считает его незаконным, не обоснованным и подлежащим отмене в виду недоказанности события вменяемого административного правонарушения. Согласно оспариваемому постановлению при проведении плановой выездной проверки установлены нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Полагает, что в её должностные обязанности не входит организация и контроль исполнения требований к размещению контейнера для сбора твердых бытовых отходов, требований при эксплуатации канализационных сетей магазина, требований к размещению в раздельных складах продовольственных и непродовольственных товаров, требований к реализации непродовольственных товаров в непосредственной близости от отделов, реализующих пищевые продукты, требований к сбору отходов и мусора в помещениях, требований к соблюдению работниками правил личной гигиены. Постановление по административному делу также не содержит сведений о том, какие именно пункты должностной инструкцией ею нарушены и в чем выражается её вина. Просит суд учесть, что в настоящее время в Арбитражный суд Кемеровской области <...> подано заявление о признании незаконным распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой/выездной проверки данного юрлица от 16.07.2018 № и отмене результатов проверки.
Просит суд постановление по делу об административном правонарушении № от 18.09.2018 о назначении административного наказания, вынесенного врио начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Анжеро-Судженск, Ижморском и Яйском районах- врио главного государственного санитарного врача по городу Анжеро-Судженску, Ижморскому и Яйскому районах, Мамруковым С.И., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, в отношении Фроловой Т.В.,- отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В судебное заседание Фролова Т.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещалась своевременно и надлежащим образом, в суд представила заявление от 08 октября 2018 года с просьбой о рассмотрении дела в её отсутствие, согласно телефонограмме от 15 ноября 2018 года с телефона №, принадлежащего Фроловой Т.В. (л.д.1-данный сотовый телефон указан Фроловой Т.В. в ее жалобе для связи), время звонка в 09-00, заявителем жалобы также было подтверждено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие заявителя. В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу Фроловой Т.В. в её отсутствие.
Представитель Роспотребнадзора Дмитриева Г.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала, пояснила, что директор магазина «Магнит» <...> Фролова Т.В. является надлежащим субъектом, поскольку согласно имеющейся в материалах дела должностной инструкции в должностные обязанности директора входит соблюдение федерального законодательства о труде и охране труда, стандартов, норм, правил, предписаний государственного надзора и контроля; организация правильности выкладки товара в соответствии со стандартами, принятыми в компании; организация и контроль содержания ММ (торговый зал, технологические помещения, площадки ТБО и т.д.) в надлежащем санитарном состоянии; соблюдение санитарных норм.
Судья, рассмотрев жалобу, выслушав представителя Роспотребнадзора, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему выводу.
Диспозицией статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Постановлением № от 18.09.2018 установлено, что при проведении плановой выездной проверки на основании Распоряжения (приказа) от 16.07.2018 № в отношении <...> магазин «Магнит» расположенный по фактическому адресу: <адрес>, в период: 10.08.2018 г. по 06.09.2018 г., а именно: 10.08.2018 г. в 15-30 час. выявлены нарушения должностным лицом требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:
1). Контейнер для сбора твердых коммунальных отходов, принадлежащий магазину «Магнит» <...>», не оборудован крышкой и располагается на расстоянии менее 25м от организации торговли (около 3 метров), которая осуществляет деятельность на первом этаже пятиэтажного жилого дома, что является нарушением пункта 2.7 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»;
2) В помещении моечной, предназначенной для санитарной обработки контейнеров, потребительских корзин отсутствуют воздушные разрывы не менее 20 мм от верха приемной воронки при присоединении моечных ванн к канализационной сети; отсутствуют гидравлические затворы (сифоны) на приемниках стоков внутренней канализации (экспертное заключение о соответствии требованиям санитарных правил, технических регламентов производственных, бытовых помещений, оборудования, транспорта, технологического оборудования, используемых при производстве и обороте пищевых продуктов филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Кемеровской области» в городе Анжеро-Судженске, Ижморском и Яйском районах № 701/001-
ОГП/01 от 29.08.2018г., что является нарушением пункта 3.4 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
3) В магазине «Магнит» АО «Тандер» в одном складском помещении осуществляется совместное хранение продовольственных и непродовольственных товаров, а именно: в товарном складе, предназначенного для хранения- продуктов питания (чай, кофе, сахар, мука, крупа, консервированная продукция) хранятся памперсы, кружки стеклянные, фольга, пергамент, рукава для запекания, что является нарушением требований пункта 5.6 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
4) В торговом зале магазина «Магнит» <...> реализация непродовольственных товаров (туалетная бумага, губки универсальные полимерные, губки стальные и др.) осуществляется в непосредственной близости от отдела, реализующего пищевые продукты (лапша «Ролтон», «Доширак» и др.),
что является нарушением пункта 5.6 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
5) В помещениях магазина «Магнит» <...> для сбора отходов и мусора не
установлен металлический или пластмассовый педальный бачок с крышкой (экспертное заключение о соответствии организации уборки, мойки и дезинфекции производственных помещений, технологического оборудования, инвентаря, тары, посуды, используемых в процессе производства (изготовления), транспортировки пищевой продукции требованиям санитарного законодательства, технических регламентов Таможенного Союза филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» в городе Анжеро-Судженске, Ижморском и Яйском районах № 703/005-0гп/01 от 30.08.2018г.), что является нарушением пункта 10.4 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».
6) Санитарная одежда у работников магазина «Магнит» (продавцы, товароведы, директор), осуществляющих реализацию продуктов питания, не укомплектована: отсутствуют специальные головные уборы (экспертное заключение о соответствии требованиям технических регламентов Таможенного Союза, санитарных правил условий соблюдения персоналом правил личной гигиены на предприятиях, осуществляющих оборот пищевых продуктов филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» в городе Анжеро-Судженске, Ижморском и Яйском районах № 700/005-0ГП/01 от 29.08.2018г.), что не соответствуют требованиям пункта 13.5 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и оборота в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в частности, размещение отходов производства и потребления.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 11 того же Закона установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
На основании п. 5 ст. 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Кроме того, требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов установлены в Санитарных правилах СП 2.3.6.1066-01"Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", введенных в действие с 01 января 2002 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 сентября 2001 года N 23 ( Далее СП 2.3.6.1066-01). Так, в соответствии п. 2.7 данных правил в хозяйственной зоне организации торговли устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий размещения организаций торговли. Контейнеры и мусоросборники очищаются при заполнении не более чем на 2/3 их объема, но не реже 1 раза в сутки. Вывоз контейнеров и мусоросборников производится специальным транспортом.
Согласно п.3.4 СП 2.3.6.1066-01 моечные ванны присоединяются к канализационной сети с воздушным разрывом не менее 20 мм от верха приемной воронки. Все приемники стоков внутренней канализации имеют гидравлические затворы (сифоны).
Согласно п. 5.6 СП 2.3.6.1066-01 складские помещения для продовольственных и непродовольственных товаров должны быть раздельными. В торговых залах выделяются отдельные торговые зоны (отделы, места) для реализации продовольственных и непродовольственных товаров. Реализация непродовольственных товаров не должна осуществляться в непосредственной близости от отделов, реализующих пищевые продукты. Расфасовка непродовольственных товаров в организациях продовольственной торговли запрещается.
Пунктом 10.4 Санитарных правил установлено, что для сбора отходов и мусора в помещениях устанавливаются металлические или пластмассовые педальные бачки с крышками. По мере наполнения, но не более чем на 2/3 объема, они должны очищаться, а по окончании работы промываться разрешенными в установленном порядке для этих целей моющими и дезинфицирующими средствами, затем ополаскиваться горячей водой.
Согласно п. 13.5 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" работники организации торговли обязаны перед началом работы тщательно мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду, подбирать волосы под колпак или косынку.
Выявленные, согласно постановления № от 18.09.2018, в магазине «Магнит» расположенного по фактическому адресу: <адрес>, нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, послужили основанием для привлечения директора магазина Фроловой Т.В. к административной ответственности, предусмотренной 6.3 КоАП РФ, ей было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Факт нарушения должностным лицом требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, подтвержден собранными по делу доказательствами, подробно перечислены в постановлении должностного лица и получившими правильную оценку в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Из материалов дела следует, что Фролова Т.В. является директором магазина «Магнит» <...> расположенного по фактическому адресу: <адрес>, и на нее должностной инструкцией возложены обязанности по соблюдению федерального законодательства о труде и охране труда, стандартов, норм, правил, предписаний государственного надзора и контроля (п.4.1 п.п.4.1.1); организация правильности выкладки товара в соответствии со стандартами, принятыми в компании ( п.4.1 п.п.4.1.6); организация контроля работы всего персонала магазина ( п.4.1 п.п.4.1.20); организация и контроль содержания ММ (торговый зал, технологические помещения, площадки ТБО и т.д.) в надлежащем санитарном состоянии ( п.4.1 п.п.4.1.31); соблюдение санитарных норм (п.4.1 п.п.4.2.3). С данной инструкцией Фролова Т.В. ознакомлена под роспись 05.10.2016.
Факт совершения директором магазина «Магнит» АО «Тандер» административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ подтверждается совокупностью исследованных по настоящему делу доказательств:
-распоряжением (приказом) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой/выездной проверки данного юридического лица от 16.07.2018 №;
-актом проверки № от 6.09.2018;
-постановлением по делу об административном правонарушении № от 18.09.2018;
-должностной инструкцией директора магазина «Магнит» АО «Тандер.
Оценив указанные доказательства на предмет допустимости, достоверности и достаточности соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, судья приходит к выводу о совершении Фроловой Т.В. правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах, довод жалобы о том, что Фролова Т.В. необоснованно привлечена к административной ответственности, поскольку в её должностные обязанности не входит организация и контроль исполнения требований к размещению контейнера для сбора твердых бытовых отходов, требований при эксплуатации канализационных сетей магазина, требований к размещению в раздельных складах продовольственных и непродовольственных товаров, требований к реализации непродовольственных товаров в непосредственной близости от отделов, реализующих пищевые продукты, требований к сбору отходов и мусора в помещениях, требований к соблюдению работниками правил личной гигиены, является несостоятельным.
Как следует из текста заявления <...> поданного в Арбитражный суд Кемеровской области (копия заявления поступила в Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области 13 ноября 2018 года с входящим номером 11203) о признании незаконным распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой/выездной проверки данного юридического лица от 16.07.2018 № и отмене результатов проверки, юридическое лицо считает его незаконным, ввиду следующего: проверка управления Роспотребнадзора по Кемеровской области проведена по истечении 60 рабочих дней, что является нарушением закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно статье 2 Закона N 294-ФЗ государственный контроль (надзор) осуществляется посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Порядок организации и проведения плановой проверки регламентирован статьей 9 Закона N 294-ФЗ.
В силу части 2 статьи 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. При этом согласно части 3 указанной статьи плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
В части 8 статьи 9 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня: государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 данного Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней (часть 1 статьи 13 Закона N 294-ФЗ).
В рассмотренном случае распоряжением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области от 16.07.2018 в отношении <...> (по фактически адресам на территории Кемеровской области) назначено проведение проверки в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о техническом регулировании в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок на 2018 год. Срок проведения проверки: не более 20 рабочих дней. К проведению проверки приступить с 10 августа 2018 года, проверку окончить не позднее 6 сентября 2018года.
Согласно акта проверки от 6.09.2018 в отношении <...> (по адресам: <адрес>) проверка проведена в период с 10.08.2018 по 16.08.2018, выявлены нарушения.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что надзорный орган вправе был провести в отношении Общества плановую выездную проверку на предмет соблюдения требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, срок проведения проверки Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области не нарушен.
Подача юридическим лицом <...> в Арбитражный суд Кемеровской области заявления о признании незаконным распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой/выездной проверки данного юридического лица от 16.07.2018 № и отмене результатов проверки, также не может являться основанием для освобождения Фроловой Т.В. от административной ответственности, поскольку на дату рассмотрения её жалобы они не отменены, являются допустимыми доказательствами по делу.
Доводы жалобы Фроловой Т.В. не могут служить основанием для отмены обжалуемого постановления, поскольку направлены на избежание административной ответственности и иное толкование подлежащих применению правовых норм, а существенные для дела обстоятельства установлены в судебном заседании полно и правильно.
Материалы дела не содержат каких-либо убедительных доказательств, свидетельствующих о том, что у Фроловой Т.В. отсутствовала возможность для соблюдения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также о том, что ею были предприняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения указанных норм.
Сроки и процедура привлечения Фроловой Т.В. к ответственности судом проверена; нарушения, которые могли бы повлечь незаконность оспариваемого постановления, не установлены.
Административное наказание назначено Фроловой Т.В. в пределах, установленных санкцией ст.6.3 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.24.5 КоАП РФ, ст. 30.6., п.1 ч. 1 ст. 30.7., 30.8. КоАП РФ,
решил:
Жалобу Фроловой Т.В. оставить без удовлетворения.
Постановление по делу об административном правонарушении № от 18.09.2018 о назначении административного наказания, вынесенного врио начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Анжеро-Судженск, Ижморском и Яйском районах- врио главного государственного санитарного врача по городу Анжеро-Судженску, Ижморскому и Яйскому районах, Мамруковым С.И., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, в отношении Фроловой Т.В. –оставить без изменения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд (подача жалобы возможна через Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области) в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья И.В.Ефременко