УИД 66RS0015-01-2021-001439-13
Дело № 2-929/2021
Мотивированное решение составлено 09 ноября 2021 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 октября 2021 года г. Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Емашовой Е.А., при секретаре судебного заседания Лешневе П.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Асбеста в интересах Лошкова А. С., к Администрации Асбестовского городского округа о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма,
Установил:
Прокурор города Асбеста, действующий в интересах Лошкова А.С., обратился в Асбестовский городской суд с иском к Администрации Асбестовского городского округа о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, указав, что *Дата* в прокуратуру г. Асбеста поступило обращение Лошкова А.С. о нарушении требований жилищного законодательства при предоставлении администрацией Асбестовского городского округа жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. В ходе осуществления общенадзорных мероприятий установлено, что распоряжением и.о.главы администрации г.Асбеста от *Дата* *Номер* Лошков А.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В связи с наличием у Лошкова А.С. тяжелого хронического заболевания, он включен в список граждан, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилой площади. Постановлением главы Асбестовского городского округа от *Дата* *Номер* Лошкову А.С. предоставлена квартира по адресу: *Адрес*, и заключен договор социального найма. Лошков А.С. своим заявлением от *Дата* дал согласие на получение данного жилого помещения, общая площадь которого составляет 12,7 кв.м.
Постановлением главы муниципального образования город Асбест от 03.10.2005 № 433-ПГ утверждена норма предоставления жилого помещения 14,0 кв.м на 1 человека.
Таким образом, предоставленное Лошкову А.С. по договору социального найма жилое помещение по адресу: *Адрес*, общей площадью 12,7 кв.м по общей площади менее установленной органом местного самоуправления нормы предоставления жилого помещения. Кроме того, указанное жилое помещение не обеспечено горячим водоснабжением, ванная комната, ванна либо душевая кабинка, для проведения гигиенических процедур отсутствуют.
Истец просит возложить на администрацию Асбестовского городского округа обязанность предоставить Лошкову А.С. отдельное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма размером не менее 14,0 кв.м в черте муниципального образования Асбестовский городской округ взамен ранее предоставленного жилого помещения по договору социального найма по адресу: *Адрес*, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Помощник прокурора города Асбеста Ялпаева А.А., действующая в интересах Лошкова А.С., в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердив доводы, указанные в исковом заявлении.
Лицо, в интересах которого обратился прокурор г. Асбеста – Лошков А.С. в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о дне судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации Асбестовского городского округа Бубнов А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, указал, что подробно позиция ответчика отражена в отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица Управления социальной политики по г. Асбесту в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил письменное мнение по делу, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица МКУ «УЗ ЖКХ города Асбеста» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил письменное мнение по делу, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства финансов Свердловской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил письменное мнение по делу, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Лошков А. С., *Дата* г.р., является инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой МСЭ-2014 от *Дата* *Номер* (л.д.23).
Согласно справок <данные изъяты> у Лошкова А.С. имеется тяжелое хроническое заболевание дающее право на внеочередное предоставление жилого помещения и дополнительную жилую площадь.
Постановлением главы Асбестовского городского округа от *Дата* *Номер* «О принятии Лошкова А. С. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении» Лошков А.С. признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающегося в предоставляемом по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда на территории Асбестовского городского округа, и включен в список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на внеочередное получение жилой площади.
*Дата* на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам при главе Асбестовского городского округа рассмотрен вопрос о предоставлении Лошкову А.С. свободных жилых помещений, о чем он был уведомлен в письме *Номер* от *Дата*, содержащем перечень таких помещений.
*Дата* в администрацию Асбестовского городского округа от Лошкова А.С. поступило заявление, в котором Лошков А.С. дает согласие на получение одного из предложенных жилых помещений - квартиры *Номер* общей площадью 12,7 кв.м, расположенной по адресу: *Адрес*
Постановлением главы Асбестовского городского округа от *Дата* *Номер*-ПА Лошкову А.С. предоставлена квартира по адресу: *Адрес*. МКУ «УЗ ЖКХ *Адрес*» и Лошковым А.С. заключен договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.
Зарегистрирован и фактически проживает Лошков А.С по адресу: *Адрес*, жилой площадью 12,7 кв.м.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ), при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Действительно, согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Вместе с тем, данное основание является самостоятельным, его реализация связана с защитой прав не только лиц, страдающих соответствующим заболеванием, но и других лиц, которые не являются членом семьи такого лица. Таким образом, основание для признания нуждающимся в жилом помещении по п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ отличается от основания для признания нуждающегося в жилом помещении в связи с обеспечением менее учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ).
В связи с изложенным, если граждане страдают тяжелой формой хронического заболевания, включенным в соответствующий Перечень, то они подлежат обеспечению вне очереди жилым помещением, независимо от того, по какому именно основанию они были признаны нуждающимися в жилом помещении.
В соответствии с п. 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного приказом Минздрава России от 29.11.2012 №987н Лошков А.С. имел и имеет по настоящее время тяжелое хроническое заболевание, дающее право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Следует отметить, что ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.2012 № 987н, заболевание Лошкова А.С. (<данные изъяты>
В соответствии с ч.5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В силу ч.2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч.4 ст. 50 ЖК РФ)
Постановлением главы муниципального образования город Асбест от 03.10.2005 № 433-ПГ утверждена норма предоставления жилого помещения в Асбестовском городском округе 14,0 кв.м на 1 человека.
Таким образом, предоставленное Лошкову А.С. по договору социального найма жилое помещение по адресу: *Адрес*, общей площадью 12,7 кв.м, менее установленной органом местного самоуправления нормы предоставления жилого помещения, нарушает права Лошкова А.С. на предоставление жилого помещения.
Также в судебном заседании установлено, что предоставленное Лошкову А.С. по договору социального найма жилое помещение по адресу: *Адрес*, не обеспечено горячим водоснабжением, ванная комната, ванна либо душевая кабинка, для проведения гигиенических процедур отсутствуют.
Действующее жилищное законодательство не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
В силу ст. ст. 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абз. 12 ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в ст. ст. 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен ч. ч. 3, 4 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
При этом содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Из изложенного следует вывод о том, что предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления.
Таким образом, обязанность по предоставлению Лошкову А.С. жилого помещения по договору социального найма имеется именно у администрации, которая является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
На основании вышеизложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд считает, что исковые требования следует удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Асбеста Свердловской области, действующего в интересах Лошкова А. С., удовлетворить.
Обязать администрацию Асбестовского городского округа предоставить во внеочередном порядке Лошкову А. С. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления, действующей на территории Асбествского городского округа, отвечающее санитарным и техническим требованиям и нормам, на территории Асбестовского городского округа взамен ранее предоставленного жилого помещения по договору социального найма по адресу: *Адрес*.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Асбестовский городской суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Асбестовского городского суда Е.А. Емашова