Дело № 2-1179/2013.
Решение изготовлено 23.10.2013.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2013 года г. Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Вознюка А.Ю. при секретаре Жернаковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Воробьева П.Н. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Асбесте Свердловской области о восстановлении срока для получения средств пенсионных накоплений,
Установил:
Истец Воробьев П.Н. обратился в Асбестовский городской суд с исковым заявлением к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Асбесте Свердловской области о восстановлении срока для получения средств пенсионных накоплений, указав, что *Дата* умер его сын Бранштейн А.П.. После смерти Бранштейн А.П. на его индивидуальном лицевом счете осталась накопительная часть трудовой пенсии. Истец с заявлением о выплате пенсионных накоплений умершего в Управление пенсионного фонда в г. Асбесте своевременно, то есть до истечении шести месяцев со дня смерти сына, не обратился, однако, в установленные сроки подал нотариусу заявление о принятии наследства. Просит признать данную причину пропуска срока уважительной и восстановить срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего сына Бранштейн А.П.
В судебном заседании истец Воробьев П.Н. настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в городе Асбесте Свердловской области в судебное заседание не явился, представил письменное мнение по иску, в котором просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований, так как средства пенсионных накоплений Бранштейн А.П. выплачены правопреемникам умершего.
Третье лицо Воробьева Т.А. в судебном заседании поддержала исковые требования Воробьева П.Н. в полном объеме.
Третье лицо Бранштейн К.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Воробьева П.Н.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 12 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в пункте 12 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 12 ст. 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 9 настоящего Федерального закона, лицам, указанным в заявлении застрахованного лица о порядке распределения средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, производится выплата указанных средств. При отсутствии указанного заявления застрахованного лица выплата производится его родственникам, к числу которых относятся его дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности, в следующей последовательности: в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям), во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.
Согласно п. 9 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 года № 741, обращение правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений осуществляется до истечения шести месяцев со дня смерти застрахованного лица путем подачи соответствующего заявления. Срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника, пропустившего такой срок.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что *Дата* в *Адрес* родился Воробьев А.П., его родителями являются Воробьев П.Н. и Воробьева Т.А. (л.д. 5).
Копией справки о заключении брака *Номер* подтверждается, что Воробьев А.П. и Бранштейн К.С. вступили в брак, после заключения брака Воробьеву А.П. присвоена фамилия «Бранштейн» (л.д. 5).
Согласно свидетельства о смерти *Дата* смерть Бранштейн А.П. наступила *Дата* (л.д. 6).
Судом также установлено, что *Дата* Бранштейн К.С. обратилась в Управление Пенсионного фонда в *Адрес* с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица Бранштейн А.П.. Аналогичное заявление подано Бранштейн К.С. *Дата* в Управление Пенсионного фонда в *Адрес* в интересах малолетнего сына умершего застрахованного лица Бранштейн Д.А..
Третье лицо Воробьева Т.А. обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда в *Адрес* о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица Бранштейн А.П., *Дата*г.
Решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по *Адрес* от *Дата*г. *Номер* средства пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица Бранштейна А.П. в сумме <сумма> выплачены правопреемникам умершего Воробьевой Т.А., Бранштейн К.С. и Бранштейн Д.А. по <сумма> каждому.
Исследовав представленные доказательства, суд учитывает, что восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, зависит от усмотрения суда, которое, по общему правилу, обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока.
Следовательно, при рассмотрении дел по заявлениям правопреемников о восстановлении им срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, необходимо выяснять как причины пропуска указанного срока, так и их уважительность.
Какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит. Поэтому этот вопрос решается судом по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств. Как правило, такими причинами являются, болезнь, длительность командировки, ненадлежащее исполнение законными представителями правопреемников, не обладающих дееспособностью в полном объеме, возложенных на них законодательством функций и тому подобное.
Суд полагает, что доказательств, свидетельствующих об уважительных причинах пропуска истцом Воробьевым П.Н. срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, либо о том, что истцу были созданы препятствия для обращения в территориальный орган Пенсионного фонда в установленный законом шестимесячный срок со дня смерти застрахованного лица с соответствующим заявлением, не имеется.
Так, истцу было доподлинно известно о смерти сына Бранштейн А.П., каких-либо уважительных причин пропуска 6-месячного срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений застрахованного лица истцом не представлено. Из пояснений Воробьева П.Н. в судебных заседаниях следует, что ему было известно о необходимости обращения в Пенсионный фонд с письменным заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, чего им своевременно сделано не было. Истец знал, что его супруга Воробьева Т.А. обратилась с подобным заявление в органы Пенсионного фонда. При этом доводы Воробьева П.Н. о том, что он думал, что его супруга Воробьева Т.А. написала заявление «за двоих», то есть о выплате средств пенсионных накоплений ей и истцу, опровергаются имеющейся в материалах дела копией заявления Воробьевой Т.А. от *Дата* в Управление Пенсионного фонда в *Адрес* о выплате ей средств пенсионных накоплений умершего Бранштейн А.П. Оснований обращаться Воробьевой Т.А. с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений в интересах истца не имелось, так как Воробьев П.Н. является взрослым дееспособным лицом.
Судом также отклоняются доводы истца о необходимости восстановления ему срока обращения в территориальный орган Пенсионного фонда за выплатой средств пенсионных накоплений застрахованного лица Бранштейн А.П. по причине своевременного обращения Воробьева П.Н. к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти сына.
По смыслу части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации и положений Федерального закона от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» средства, учтенные на накопительной части трудовой пенсии, в состав наследственного имущества не входят, для их выплаты предусмотрен иной порядок, установленный действующим законодательством. Следует отметить, что порядок выплаты пенсионных накоплений умершего застрахованного лица по своей сути схож с механизмом наследования, но имеет существенные правовые отличия, поскольку пенсионные накопления, учтенные в специальной части лицевого счета застрахованного лица, не являются его собственностью и нормы наследственного права на них не распространяются.
Средства пенсионных накоплений не включаются в наследственную массу, то есть в имущество, оставшееся после смерти наследодателя. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается.
Согласно ст. 5 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» средства пенсионных накоплений застрахованных лиц являются собственностью государства - Российской Федерации и поэтому не могут стать предметом наследования в порядке, предусмотренном наследственным законодательством.
При указанных обстоятельствах факт своевременного (в течение 6-месячного срока со дня смерти наследодателя) обращения к нотариусу с заявлением о принятии наследства не может служить обстоятельством, влекущим за собой восстановление истцу срока для обращения в Пенсионный фонд с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица.
Таким образом, исходя из совокупности исследованных доказательств, установленных судом фактических обстоятельств дела, анализа норм права, регулирующие спорные правоотношения, учитывая, что истцом не представлено уважительных причин пропуска срока обращения в территориальный орган Пенсионного фонда с заявлением о выплате средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего Бранштейна А.П., а также принимая во внимание, что цель восстановления пропущенного истцом срока не достижима, так как иным правопреемникам Бранштейна А.П. полностью выплачены средства его пенсионных накоплений, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований Воробьева П.Н..
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Воробьева П.Н. о восстановлении срока для обращения в Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе *Адрес* за выплатой средств пенсионных накоплений Бранштейна А.П., умершего *Дата* года, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Асбестовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательном виде.
Судья А.Ю. Вознюк