Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-80/2015 ~ М-63/2015 от 13.02.2015

Дело года

        Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Архаринский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Лобань Т.Н.,

секретаря судебного заседания ФИО2,

с участием помощника прокурора <адрес> ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вольненского сельсовета о возложении обязанности по разработке генерального плана муниципального образования и обеспечении его дальнейшего утверждения, разработке правил землепользования и застройки муниципального образования и обеспечении их дальнейшего принятия и утверждения,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вольненского сельсовета о возложении обязанности по разработке генерального плана муниципального образования и обеспечении его дальнейшего утверждения, разработке правил землепользования и застройки муниципального образования и обеспечении их дальнейшего принятия и утверждения, в обоснование своих требований, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка полноты и качества исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> полномочий по проведению территориального планирования и градостроительного зонирования территорий муниципальных образований.

По результатам проведённой проверки в деятельности администрации муниципального образования «Вольненский сельсовет» выявлены нарушения федерального законодательства, выразившиеся в ненадлежащем исполнении полномочий по проведению территориального планирования и градостроительного зонирования территории муниципального образования.

Так в ходе проверки установлено, что администрацией муниципального образования «Вольненский сельсовет» не разработан генеральный план муниципального образования «Вольненский сельсовет» в соответствии с требованиями действующего законодательства, не разработаны правила землепользования и застройки муниципального образования «Вольненский сельсовет» в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Своим бездействием администрацией муниципального образования «Вольненский сельсовет» нарушены требования <адрес> «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также требования Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, по результатам проверки установлено, что органами местного самоуправления Вольненского сельсовета ненадлежащим образом исполняются полномочия по проведению градостроительного зонирования и территориального планирования территории муниципального образования, что нарушает единство правового пространства Российской Федерации и создаёт неопределённость при использовании земельных участков из состава земель населённых пунктов, чем нарушаются права неопределённого круга лиц на пользование земельными участками.

Бездействием администрации муниципального образования «Вольненский сельсовет» нарушаются права неопределенного круга лиц в части предоставления земельных участков.

Круг лиц, права и законные интересы которых могут быть нарушены в данном случае невозможно индивидуализировать, поскольку количественный и персональный состав граждан проживающих на территории поселения, не является постоянным.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Просит обязать орган местного самоуправления – администрацию
Вольненского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить следующие
действия:

разработать генеральный план муниципального образования «Вольненский сельсовет» в соответствии с требованиями действующего законодательства;

обеспечить дальнейшее его утверждение в установленном законом порядке по результатам публичных слушаний;

разработать правила землепользования и застройки муниципального образования «Вольненский сельсовет» в соответствии с требованиями действующего законодательства;

обеспечить их дальнейшее принятие и утверждение в установленном градостроительным законодательством порядке.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика – глава Вольненского сельсовета ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена своевременно, просила дело рассмотреть в её отсутствие, согласно представленному отзыву заявленные исковые требования, признает частично, так как население муниципального образования «Вольненский сельсовет» на ДД.ММ.ГГГГ составляет 182 человека. Население не увеличивается, в основном на территории сельсовета проживают люди пожилого возраста, дети и неработающие граждане. Строительство новых объектов не предусматривается, бюджет сельсовета является дотационным, необходимых средств на разработку Градостроительного плана, не менее двухсот тысяч рублей в бюджете сельсовета нет. Администрация сельсовета муниципального образования « Вольненский сельсовет» принимает меры для разработки правил землепользования и застройки муниципального образования « Вольненский сельсовет». Постановлением главы сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ утверждена комиссия по разработке землепользования и застройки муниципального образования «Вольненский сельсовет», проводится консультация с ООО «Творческая архитектурная мастерская града» по разработки таких правил и их стоимости. Просит учесть данные доводы при вынесении решения.

При таких обстоятельствах, судом в порядке ст. 167 ГПК РФ, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Суд, заслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п.п. 1, 4 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Согласно ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений (п. 2 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ).

К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений (п. 1 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно ч. 1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий сельских поселений.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 4 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Разрешая спор, суд исходит из того, что в МО «Вольненский сельсовет» отсутствует разработанный и утвержденный генеральный план поселения, а также правила землепользования и застройки, и приходит к выводу о наличии со стороны администрации МО «Вольненский сельсовет» незаконного бездействия, влекущего нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией МО «Вольненский сельсовет» требований градостроительного законодательства, в части наличия разработанных и утвержденных документов территориального планирования поселений, в ходе, которой установлено, что генеральный план поселения МО «Вольненский сельсовет», а также правила землепользования и застройки, в установленном порядке не разработаны и не утверждены.

Сведений о предпринятых органом местного самоуправления поселения достаточных мер по выполнению предусмотренной законодательством обязанности по разработке и утверждению проекта генерального плана, а также правил землепользования и застройки МО «Вольненский сельсовет» суду не представлено.

Таким образом, в нарушение положений ст. ст. 56, 249 ГПК РФ администрацией МО «Вольненский сельсовет» доказательств, подтверждающих надлежащее исполнение возложенной законом обязанности, не представлено.

При этом суд считает обоснованной ссылку прокурора на установленные ч. 4 ст. 9, ч. 3 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ соответствующие запреты, подлежащие соблюдению в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 289-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ, а именно запрет на принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (ч. 4 ст. 9); на выдачу разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки (ч. 3 ст. 51).

Согласно ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» применительно к сельским поселениям с ДД.ММ.ГГГГ при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется.

С учетом изложенного, отсутствие генерального плана, правил землепользования и застройки в МО «Вольненский сельсовет» нарушает права и законные интересы граждан в данной сфере, а также создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на пользование земельными участками, суд приходит к выводу о наличии со стороны администрации МО «Вольненский сельсовет» незаконного бездействия.

В соответствии с п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

Согласно ст.206 ч.2 УПК РФ в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание характер, объем подлежащих совершению органом местного самоуправления действий, с учетом требований разумности, суд считает, что срок, который прокурор просит установить для устранения выявленных нарушений, является достаточным для принятия администрацией Касаткинского сельсовета мер по устранению выявленных нарушений.

Поскольку администрация Вольненского сельсовета является органом местного самоуправления и выступает по данному делу в качестве ответчика, то в силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вольненского сельсовета о возложении обязанности по разработке генерального плана муниципального образования и обеспечении его дальнейшего утверждения, разработке правил землепользования и застройки муниципального образования и обеспечении их дальнейшего принятия и утверждения, удовлетворить.

Обязать орган местного самоуправления – администрацию Вольненского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить следующие
действия:

разработать генеральный план муниципального образования «Вольненский сельсовет» в соответствии с требованиями действующего законодательства;

обеспечить дальнейшее его утверждение в установленном законом порядке по результатам публичных слушаний;

разработать правила землепользования и застройки муниципального образования «Вольненский сельсовет» в соответствии с требованиями действующего законодательства;

обеспечить их дальнейшее принятие и утверждение в установленном градостроительным законодательством порядке.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: подпись              Т.Н. Лобань

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

2-80/2015 ~ М-63/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Архаринского района
Ответчики
Администрация Вольненского сельсовета
Суд
Архаринский районный суд Амурской области
Дело на сайте суда
arharinskiy--amr.sudrf.ru
13.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.02.2015Передача материалов судье
18.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.03.2015Судебное заседание
06.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее