№2-2108/15
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 декабря 2015 г. г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе
председательствующего судьи Шустовой И.П.,
с участием секретаря судебного заседания ФИО4,
представителя истца ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2, третье лицо – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Алуштинский городской суд Республики Крым с иском к ФИО2, третье лицо - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании права собственности на <адрес>.
Исковые требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он заключил с ответчицей ФИО2 договор дарения указанной квартиры, который в установленном порядке удостоверил у нотариуса Алуштинского городского нотариального округа ФИО6, за реестровым №. После удостоверения договора нотариус разъяснила ему дальнейшие действия по его государственной регистрации. После изменений в законодательстве Украины, с ДД.ММ.ГГГГ была создана Регистрационная служба <адрес>, к полномочиям которой была отнесена государственная регистрация недвижимого имущества, при этом законодательно не был регламентирован срок государственной регистрации перехода права собственности.
Позднее, в марте 2014 года, в связи с проведением общекрымского референдума и присоединением Республики Крым к Российской Федерации вновь произошли изменения в законодательстве и функции органа регистрации вещных прав перешли к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру РК.
ФИО1 обратился в указанную службу и поставил <адрес> на кадастровый учет, при этом ему было отказано в регистрации за ним права собственности на эту квартиру, поскольку такое право у него не возникло. То есть, своевременно им не была произведена регистрация договора дарения, и, соответственно, переход права собственности от ФИО2 к нему не состоялся.
ФИО1 считает, что право собственности у него возникло с момента заключения договора дарения, просит иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ФИО7 - ФИО5 исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, пояснила, что осуществить государственную регистрацию истец не имел возможности, в связи с его занятостью, а в настоящее время в регистрационной службе документы не приняли, пояснив, что у истца нет подтверждения о государственной регистрации договора, а, соответственно, право у него не возникло.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, в своем ходатайстве от ДД.ММ.ГГГГ, просит суд рассматривать дело в ее отсутствии, против удовлетворения иска не возражает, иск ФИО7 признает.
Представитель третьего лица - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру РК ФИО8, в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, предоставила суду письменные пояснения от ДД.ММ.ГГГГ, из сути которых следует, что статьями 2, 13, 16, 17 Федерального Закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», предусмотрен порядок проведения государственной регистрации перехода права собственности, требование к документам, предоставляемым для государственной регистрации, основания для проведения такой регистрации.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Учитывая, что судом были созданы всем участникам процесса условия для реализации их прав, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие ответчика и третьего лица на его стороне.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с частью 1 статьи 572 ГК РФ, по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В соответствии с частью 3 статьи 574 ГК РФ, договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
Согласно ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно пункту 36 абз.3 и п.52 абз.1 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ, № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», единственным доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
В соответствии с п.54 указанного Постановления, при рассмотрении судом спора о праве на недвижимое имущество истец представляет выписку из ЕГРП, выданную в соответствии с правилами статьи 7 Закона о регистрации. Если его право не зарегистрировано в ЕГРП, истец предоставляет справку (иной документ) государственного регистратора об отсутствии зарегистрированного права на спорный объект недвижимости.
Из материалов дела не усматривается, что истец обращался к Государственному регистратору Комитета по государственной регистрации и кадастру, с просьбой о выдаче выписки из ЕГРП о наличии (отсутствии) сведений о регистрации. Также не предоставлена выписка из ЕГРП о наличии или отсутствии такой регистрации.
Из предоставленного письма начальника управления правового обеспечения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру РК № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9, усматривается разъяснение законодательства, действующего на момент удостоверения договора, и законодательства, действующего на данный момент. Иных сведений о наличии (отсутствии) сведений в ЕГРП о регистрации квартиры за истцом не имеется.
Таким образом, суд не находит подтверждения доводам истца об оспаривании, или не признании его права на <адрес>.
Действия (бездействие) государственного регистратора истцом не обжаловались. В настоящее время стороны договора дарения живы, препятствий для регистрации сделки судом не усматривается, что также следует из поведения ответчика, который исковые требования признает. Таким образом, анализируя вышеизложенное, суд не находит исковые требования, подлежащими удовлетворению, поскольку реализовать свое право собственности истец может во внесудебном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к ФИО2, третье лицо – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании права собственности, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба через Алуштинский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Полный текст решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Алуштинского городского суда Республики Крым И.П.Шустова