УИД 66RS0015-01-2020-002663-11
Дело № 2-591/2021.
Решение изготовлено 28.05.2021.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2021 года г. Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Вознюка А.Ю. при секретаре судебного заседания Горюновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Урал-ЭнергоКотлоОчистительныеРаботы» к Миннигалиева Н.В. о взыскании материального ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Истец общество с ограниченной ответственностью «Урал-ЭнергоКотлоОчистительныеРаботы» /далее – ООО «Урал-ЭКОР»/ обратилось в Асбестовский городской суд с иском к ответчику Миннигалиева Н.В. о взыскании материального ущерба, указав, что *Дата* судом вынесено постановление о прекращении уголовного преследования в отношении Миннигалиева Н.В. на основании ч. 4 п. 1 ст. 27 УПК РФ, то есть установление вины в совершении преступления и наличии в отношении подсудимой приговора суда по тому же обвинению. Как указал истец, данным постановлением суда установлены все обстоятельства /место и время совершения преступления/, а именно: с *Дата* Миннигалиева Н.В. принята на должность <данные изъяты> с внутренним совмещением <данные изъяты> в ООО «Урал-ЭКОР». В период исполнения служебных обязанностей ответчик совершила преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 160 УК РФ, то есть хищение денежных средств с использованием служебного положения в размере 570 086 рублей.
Истец, указывая, что гражданский иск по уголовному делу не заявлялся, просит суд взыскать с ответчика в пользу истца материальный ущерб в размере 570 086 рублей.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Ответчик Миннигалиева Н.В. в судебное заседание не явилась, направила суду заявление о применении последствий пропуска истцом срока для обращения в суд, так как с момента увольнения ответчика прошло больше года, с момента когда истцу стало известно о нарушении своих прав прошло более трех лет.
Изучив и исследовав материалы гражданского дела, исследовав материалы уголовного дела *Номер*, суд приходит к следующему.
Как следует из ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
На основании ст. 232 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В силу ст. 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.
В соответствии со ст. 242 ТК РФ полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.
Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами, в том числе, в случае причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда (п. 5 ст. 243 ТК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дел, *Дата* Асбестовским городским судом вынесено постановление, которым уголовное преследование в отношении Миннигалиева Н.В., обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 Уголовного кодекса Российской Федерации, прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчиком в суд направлено ходатайство о применении срока обращения в суд по причине истечения более года с момента увольнения ответчика с ООО «Урал-ЭКОР», а также более трех лет с момента, когда истцу стало известно о нарушении своего права.
В соответствии с ч. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности, то есть срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 того же Кодекса.
В силу п. 1 ст. 200 ГК РФ по общему правилу течение срока исковой давности начинается не со дня нарушения права, а со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Учитывая норму о презумпции невиновности (ч. 1 ст. 49 Конституции Российской Федерации), при отсутствии обвинительного приговора, положения статьи 196 ГК РФ об общих сроках исковой давности не применимы.
В данном случае применяются положения статьи 392 ТК РФ, регламентирующие право работодателя на обращение в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течении одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.
Из материалов уголовного дела *Номер* усматривается, что директором ООО «Урал-ЭКОР» ФИО1 заявление в полицию по факту хищения путем растраты Миннигалиева Н.В., являющейся <данные изъяты> с внутренним совмещением <данные изъяты> ООО «Урал-ЭКОР», *Дата* денежных средств в сумме 570 086 рублей подано *Дата* /т. 1 л.д. 3 уголовного дела 1-6/2019/. Гражданский иск в рамках уголовного дела не заявлялся потерпевшим.
Из постановления Асбестовского городского суда от *Дата* следует, что Миннигалиева Н.В. работала в ОО «Урал-ЭКОР» с *Дата* по *Дата*.
Таким образом, довод ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд за защитой своих прав суд находит обоснованным, поскольку обращение в суд с настоящим иском последовало *Дата*, то есть спустя более года со дня увольнения ответчика с работы в предприятии ответчика (*Дата*), а также спустя год после обнаружения истцом факта причинения ему работником Миннигалиева Н.В. материального ущерб.
Вина Миннигалиева Н.В. в причинении истцу материального ущерба приговором суда не установлена.
Из разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», следует, что если работодатель пропустил срок для обращения в суд, суд вправе применить последствия пропуска срока (отказать в иске), если о пропуске срока до вынесения судом решения заявлено ответчиком и истцом не будут представлены доказательства уважительности причин пропуска срока, которые могут служить основанием для его восстановления (часть 3 статьи 392 ТК РФ).
К уважительным причинам пропуска срока могут быть отнесены исключительные обстоятельства, не зависящие от воли работодателя, препятствовавшие подаче искового заявления.
В силу ч. 3 ст. 392 ТК РФ и статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уважительность причин пропуска срока на обращение в суд доказывается истцом - работодателем.
Истцом не представлено суду уважительных причин пропуска срока для обращения в суд.
В силу положений абз. 2 части 2 статьи 199 ГК РФ, пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в иске.
При указанных обстоятельствах, учитывая заявление ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд и отсутствие в материалах дела доказательств наличия уважительных причин для пропуска истцом этого срока, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований ООО «Урал-ЭнергоКотлоОчистительныеРаботы» к Миннигалиева Н.В. о взыскании материального ущерба.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░..
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░