Дело № года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
06 июля 2017 года <адрес>
Архаринский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Самойленко Л.А.,
секретаря судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – управлению пенсионного фонда РФ в <адрес> об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – управлению пенсионного фонда РФ в <адрес> об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в связи с наличием у него двадцатипятилетнего специального стажа педагогической деятельности он обратился в Государственное учреждение – управление пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением о назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью. ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении пенсии, так как стаж составляет менее двадцати пяти лет. В его специальный стаж не был включён период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в школе-комплексе №, поскольку списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, не предусмотрено наименование «школа-комплекс». Также не были включены периоды, когда он находился на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Считает незаконным не включение Комиссией государственного учреждения Управления пенсионного фонда в <адрес> указанных периодов в стаж работы, поскольку в эти периоды за ним сохранялось его рабочее место и средний заработок, следовательно, с его заработной платы делались перечисления и в Пенсионный фонд. На основании изложенного, просит признать незаконным решение Комиссии Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Включить период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в школе-комплексе №, периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в пгт. <адрес> назначить ему страховую пенсию по старости со снижением возраста с момента обращения – ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истец не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствии, на заявленных требованиях настаивал.
Представитель ответчика Государственному учреждению – управлению пенсионного фонда РФ в <адрес> ФИО4 судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствии, требования истца не признала, представила письменные возражения, в которых указала, что в стаж педагогической работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, не включены периоды работы в Архаринской школе-комплексе №, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации. Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации не могут быть приняты к зачету на том основании, что в соответствии с действующими Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При нахождении на курсах специалист не занят педагогической деятельностью в течение полного рабочего дня, с которой закон связывает право на досрочное назначение трудовой пенсии. При буквальном толковании нормы закона, следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии возникает у лиц, которые 25 лет осуществляли педагогическую деятельность, а не числились в штате, т.е. сохранение места работы, среднего заработка не имеет прямой связи с понятием осуществления профессиональной деятельности. Пункт 5 Правил исчисления периодов работы, № конкретно предусматривает: какие периоды включаются в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, курсы в данный перечень не входят.
В период с 20.11.1995г. по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовательное учреждение, в котором работал ФИО1 именовалось: «школа-комплекс». Такое наименование не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (п.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: в том числе лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Государственное учреждение – управление пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением о назначении (перерасчетом) пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно протоколу заседания комиссии ГУ-УПФР в <адрес> по рассмотрению вопросов реализации прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по ст. 30 п.1 пп.19 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях», так как его стаж педагогической деятельности менее 25 лет. При этом подсчет стажа, как это следует из протокола, осуществлен по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
ГУ-УПФР в <адрес> в льготный стаж не были включены следующие периоды работы, которые оспариваются истцом:
- период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в школе-комплексе №;
- периоды, когда он находился на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (21 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 дней).
Как следует из материалов дела (записей в трудовой книжке), истец с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет педагогическую деятельность учителя физики, информатики в общеобразовательных учреждениях по настоящее время.
Не включение в специальный стаж периодов работы ФИО1 периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем информатики в Архаринской школе-комплексе № в связи с тем, что наименование школа-комплекс не значится в перечне типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений (в редакции писем Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №), суд не может признать законным.
На основании Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О, в соответствии со статьей 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от того, в чьей собственности они находятся.
Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих образовательных учреждения, ни работников, в том числе в их праве на пенсию за выслугу лет (пункт 5 статьи 55 данного Закона).
В силу части 2 статьи 4 и частей 1 и 4 статьи 15 Конституции РФ, правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам (статья 115, части 1 и 3 Конституции РФ).
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ признаны не соответствующими Конституции РФ нормативные положения подпункта 10 пункт 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающие для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях для детей.
Как следует из материалов дела, истец с начала своей трудовой деятельности по настоящее время работает в должности учителя.
В целях осуществления более строго контроля за ходом и результатами учебно-воспитательного процесса в классах очно-заочной школы и в группах по профессиональному и трудовому обучению, более рационального использования площади здания учебно-производственного комбината создана школа-комплекс № со структурными подразделениями:
- Архаринская СШ №;
- школа компенсирующего обучения с классами коррекции;
- учебно-производственный комбинат,
- детский сад № «Золотой ключик».
При этом переименование учреждения не изменило вид учреждения, оно было и осталось учреждением, осуществляющим образовательную деятельность по общеобразовательным программам.
Характер работы ФИО1 также не изменялся, он продолжал работать с детьми учителем физики и информатики в школе.
В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), работа учителем в школах всех наименований даёт право на включение её в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Суд не усматривает противоречий между наименованием муниципальной общеобразовательной средней (полной) школой-комплексом № <адрес> и наименованием учреждений, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), препятствующих включению в специальный стаж для назначения льготной пенсии работы истицы в спорном учреждении в оспариваемый период.
Таким образом, периоды работы ФИО1 в должности учителя Архаринской школы-комплекса № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.
Периоды нахождения ФИО1 на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежат включению в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ (Правила применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средний заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, следовательно, приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на упомянутые курсы, и не освобождает работодателя от обязанности производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, поскольку заработная плата за работником сохраняется, в связи с чем указанные периоды подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, к такой категории работников относятся и учителя, каким является истец ФИО1.
В спорные периоды, согласно материалам дела (лицевым счетам и приказу о направлении на курсы повышения квалификации) ФИО1 начислялась и выплачивалась заработная плата, следовательно, за эти периоды производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На момент обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с учетом подлежащих включению в специальный стаж спорных периодов работы и с учетом засчитанных Государственным учреждением – Управлением пенсионного фонда РФ в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ истец имел стаж педагогической деятельности 25 лет, необходимый для назначения ему досрочной пенсии по старости в порядке пп. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях ".
В силу ч.1 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 24-25 «Правил обращения за страховой пенсией...», утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н, пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. Дата приема заявления регистрируется в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа ПФР.
В соответствии с п. 30 названных Правил факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом ПФР.
В соответствии с п. 41 Правил по результатам рассмотрения заявления гражданина, обратившегося за назначением пенсии территориальный орган ПФР выносит соответствующее Решение. В случае отказа в удовлетворении заявления гражданина территориальный орган ПФР не позднее чем через пять дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения и одновременно возвращает все документы.
Нормами указанных Правилами четко определен порядок обращения граждан за назначением пенсии, установлено, чем подтверждается факт обращения гражданина с заявлением за назначением пенсии, а также определен порядок приема органами ПФР заявлений на назначение пенсии, их рассмотрения и принятия соответствующего решения. В соответствии со статьей 22 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» страховая пенсия - назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений статьи 21 настоящего Закона. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, либо направляется по форме электронного документа, либо передается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. (Закон от ДД.ММ.ГГГГ).
Из выше сказанного можно сделать вывод, что назначение пенсии носит заявительный характер независимо от правового статуса гражданина.
В пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» указывается, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган.
Как следует из материалов дела, ФИО1 обратился в Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением о назначении ему досрочной пенсии ДД.ММ.ГГГГ.
Необходимый стаж, связанный с педагогической деятельностью ФИО1, на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ составляет 25 лет 06 дней. Право на назначение пенсии у ФИО1 наступило, в связи с чем суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность назначить пенсию истцу с указанной даты.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – управлению пенсионного фонда РФ в <адрес> об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью удовлетворить.
Признать решение Комиссии Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью незаконным.
Включить в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, период работы ФИО1:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в школе-комплексе № (5 лет 1 месяц 18 дней),
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (21 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 дней), а всего 1 месяц 12 дней.
Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца.
Судья: Л.А. Самойленко