Дело 2-320/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 марта 2017 года
Аргаяшский районный суд Челябинской области
в составе председательствующей Кулматовой Э.Ф.,
при секретаре Мельниковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абакумовой И.В. к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Аргаяшском районе о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ в Аргаяшском районе об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ №, включении периода учебы в специальный стаж, признании права на досрочную пенсию
У С Т А Н О В И Л:
Абакумова И.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Аргаяшском районе (далее УПФР в Аргаяшском районе) о признании незаконным решение комиссии УПФР в Аргаяшском районе об отказе в назначении досрочной пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ №, решения УПФР в Аргаяшском районе об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ №, включении в специальный стаж периода обучения в Ч* университете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указала, что ответчик необоснованно не включил в специальный стаж период обучения в Ч* университете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Период обучения подлежит включению в специальный стаж. На момент обращения за назначением пенсии её стаж на соответствующих должностях составлял более 25 лет, она имела право на досрочную пенсию по старости.
В судебном заседании Абакумова И.В. на исках настаивала.
Представитель ответчика Судаков В.В. исковые требования не признал. Пояснил, что включение периода учебы в Ч* университете действующим на тот период времени законодательством не было предусмотрено. Абакумовой И.В. отказано в назначении пенсии из-за отсутствия необходимого специального стажа 25 лет.
Выслушав объяснения истицы, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон «О страховых пенсиях») лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, страховая пенсия по старости назначается независимо от возраста.
В соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. «м» п. 1, п. 2 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 « О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы ( деятельности ), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Список от 2002 года), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (далее Правила от 2002 года).
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее- Список № 781), согласно которым воспитатель за работу в детских дошкольных учреждениях всех типов имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ Абакумова И.В. обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ в Аргаяшском районе о досрочном назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении досрочной страховой пенсии по старости Абакумовой И.В. отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. В трудовой стаж Абакумовой И.В. не включен период обучения в Ч* университете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так период обучения выходит за рамки постановления от ДД.ММ.ГГГГ №.Стаж работы, подлежащий зачету, составил <данные изъяты>.
Решением об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № в установлении страховой пенсии по старости Абакумовой И.В. отказано из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Согласно сведений трудовой книжки Абакумова И.В. работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пионервожатой А*.С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в Ч*. С ДД.ММ.ГГГГ работает учителем начальных классов в А*.
Дипломом специалиста подтверждается, что Абакумова И.В. окончила Челябинский государственный педагогический университет по специальности педагогика и методика начального обучения, ей присуждена квалификация учитель начальных классов.
Согласно п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, в стаж работы по специальности учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (по педагогическим специальностям), засчитывается также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
При этом в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах1,2 и 3 этого же Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Названное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также действующим в настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода обучения в педагогических учебных заведениях не предусмотрена.
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П изложил правовую позицию, согласно которой часть вторая статьи 6, часть четвертая статьи 15, часть первая ст. 17, статьи 18,19, часть первая статьи 55 Конституции Российской Федерации, по своему смыслу, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Аналогичная позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Согласно статьи 58 Закона СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", вопросы назначения пенсий за выслугу лет педагогическим работникам регулировались Положением о порядке исчисления стажа для начисления пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным пунктом 7 Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", предусматривающее в качестве условия включения в стаж педагогической деятельности времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Из трудовой книжки Абакумовой И.В. следует, что периоду обучения истицы в педагогическом университете непосредственно предшествовала работа в должности старшей пионервожатой в А* с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указанный период включен в стаж работы по специальности. Непосредственно после обучения истица также осуществляла педагогическую деятельность, с ДД.ММ.ГГГГ принята учителем начальных классов в А*, указанный период работы также включен в специальный стаж.
Из протокола решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, застрахованных лиц Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Аргаяшском районе от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на время обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж работы истца Абакумовой И.В., дающей право на назначение указанной пенсии составил <данные изъяты>.
Учитывая изложенную выше правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, а также то, что на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцом было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности (<данные изъяты>), и при этом периоду обучения Абакумовой И.В. в Ч* непосредственно предшествовала и за ним непосредственно следовала педагогическая деятельность, суд считает, что имеются предусмотренные законом основания для включения в специальный стаж указанного периода.
С учетом включения спорного периода обучения в стаж работы по специальности <данные изъяты>) по состоянию на момент обращения Абакумовой И.В. в пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности специальный стаж ее работы, дающий право на досрочное назначение такой пенсии, составит <данные изъяты>. Абакумова И.В. выработала необходимый стаж педагогической деятельности 25 лет, следовательно, имеет право на получение досрочной пенсии по нормам п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», со дня обращения за назначением пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. Дата обращения за назначением пенсии подтверждается копией заявления Абакумовой И.В. о назначении пенсии. Доказательств, подтверждающих обращение за назначением пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, истицей не представлено.
Абакумова И.В. заявила требование о взыскании с ответчика государственной пошлины в размере 300 рублей.
Данное требование удовлетворению не подлежит. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации территориальные органы Пенсионного фонда РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Абакумовой И.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение об отказе в установлении песни от ДД.ММ.ГГГГ №.
Включить в специальный стаж Абакумовой И.В. период обучения в Ч* университете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Аргаяшском районе назначить Абакумовой И.В. досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований, во взыскании расходов по уплате государственной пошлины отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи жалобы через Аргаяшский районный суд.
Председательствующая :
Согласовано:
Судья Кулматова Э.Ф.: