Дело № 2-194/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Атяшево 08 июня 2015 г.
Атяшевский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Селькиной Р.С.,
при секретаре Михайловой Н.Н.,
с участием прокурора – исполняющего обязанности прокурора Атяшевского района Республики Мордовия Винтайкина А.М.,
представителя администрации муниципального образования – главы Каменского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия Кирдяшкиной А.М, действующей в соответствии с решением Совета депутатов Каменского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия от 23.12.2011 года № 3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Атяшевского районного суда Республики Мордовия гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Атяшевского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Каменского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики о признании бездействия администрации муниципального образования по не организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов незаконным и понуждении к совершению действий – обязании администрации муниципального образования – Каменского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов с несанкционированной свалки,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора Атяшевского района Республики Мордовия обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования – Каменское сельское поселение Атяшевского муниципального района Республики Мордовия о признании бездействия администрации муниципального образования по не организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов с несанкционированной свалки общей площадью 15 кв.м., расположенной, по адресу: Республика Мордовия, Атяшевский муниципальный район, д. Елхи, в 50 метрах от дома № 47 по ул. Буденного, незаконным и понуждении к совершению действий администрации муниципального образования устранить нарушения экологического законодательства, ликвидировать свалки твердых бытовых отходов, организовать их сбор и вывоз.
В обоснование заявленных в порядке статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации требований прокурор указал, что проведенной прокуратурой Атяшевского района Республики Мордовия 19 мая 2015 года проверкой исполнения законодательства об отходах производства и потребления и охраны окружающей среды установлено, что на территории Каменского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия организованы несанкционированные свалки бытового, строительного мусора и отходов потребления.
Границы Каменского сельского поселения подтверждены приложением № 1 к Закону Республики Мордовия № 117 от 28 декабря 2004 года «Об установлении границ муниципальных образований Атяшевского муниципального района Республики Мордовия и наделении их статусом сельского поселения, городского поселения и муниципального района».
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно – эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьями 8, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения.
В силу положений Устава Каменского сельского поселения организация и осуществление мероприятий по охране на территории Аловского сельского поселения экологической среды возложены на администрацию Аловского сельского поселения.
Согласно статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу части 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственнобытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В нарушение вышеперечисленных требований законодательства на территории Каменского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия по состоянию на 19 мая 2015 года организована несанкционированная свалка отходов потребления.
Свалка расположена в 50 метрах от дома № 47 по ул. Буденного Атяшевского муниципального района Республики.
Как показала проверка, документов на использование данных земельных участков под свалки у администрации Каменского сельского поселения не имеется. Вывоз мусора на данные свалки осуществляется жителями Камеского сельского поселения. Различные виды отходов сваливаются в одну кучу.
Факты указанных нарушений подтверждаются актом проверки от 19 мая 2015 года и фототаблицей.
Функционирование несанкционированной свалки бытовых отходов без проекта и соответствующего заключения экологической экспертизы влечет за собой создание неблагоприятной окружающей среды и ограниченность природных ресурсов, что в результате ущемляет потребности нынешнего и будущих поколений, а также может явиться источником распространения инфекционных и паразиторных заболеваний среди населения.
Вышеуказанные факты являются основанием для обращения прокурора в суд с заявлением в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о признании бездействия администрации Каменского сельского поселения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки на территории Каменского сельского населения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия.
Учитывая то, что в связи с активными миграционными процессами состав населения муниципального образования постоянно изменяется, указанный круг людей нельзя индивидуализировать, привлечь в процессе в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них.
Таким образом, в целях защиты прав неопределенного круга лиц прокурор вправе обратиться в суд с данным заявлением.
В судебном заседании и.о. прокурора Атяшевского района Республики Мордовия Винтайкин А.М. поддержал заявленные требования в полном объеме и обосновал их доводами, аналогичными доводам, изложенным выше.
Представитель органа, бездействия которого обжалуются – администрации муниципального образования – Каменского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия глава Кирдяшкина А.М. требования прокурора признала, пояснив, что не оспаривает факт наличия свала бытовых отходов, на территории сельского поселения, поскольку не организована рациональная система сбора и регулярного вывоза твердых бытовых отходов, в связи с чем, в указанном в заявлении месте образовался свал твердых бытовых отходов. Заверила суд, что в ближайшее время сельским поселением будут приняты меры по ликвидации стихийной свалки бытовых отходов.
Выслушав доводы и.о. прокурора, представителя Каменского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. <данные изъяты>
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 года) к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу пункта 20 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования – Каменское сельское поселение Атяшевского муниципального района Республики Мордовия к вопросам местного значения муниципального образования относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Таким образом, в силу действующего законодательства, администрация муниципального образования - Каменское сельское поселение Атяшевского муниципального района Республики Мордовия является лицом, обязанным решать вопрос организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно частей 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статей 21, 22 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии и населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализированных зданий; уличного мусора, смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта, утвержденной решением органов местного самоуправления.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1. "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".
Согласно пункта 2.1.1. "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
В судебном заседании установлено, что на территории Каменского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия, а именно в 50 метрах от дома № 47 по улице Буденного д. Елхи имеется несанкционированная свалка общей площадью 15 кв.м., что подтверждается актом проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды от 19 мая 2015 года, а также объяснениями представителя - главы администрации Каменского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия Кирдяшкиной А.М., данными в настоящем судебном заседании.
В силу пункта 2.2.1. "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз).
Учитывая, что несанкционированный свал твердых бытовых отходов и мусора на территории Каменского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия расположенный в 50 метрах от дома № 47 по улице Буденного д. Елхи общей площадью 15 кв.м., существует и в настоящее время, суд приходит к выводу, что надлежащий сбор и вывоз - ежедневный вывоз - при средней температуре окружающего воздуха свыше +5 град., как на момент подачи заявления, так и в настоящее время, твердых бытовых отходов не осуществляется.
Несанкционированные свалки, образовавшиеся на территории Каменского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия, явились следствием ненадлежащей организации администрацией муниципального образования сбора и вывоза бытовых отходов с территории поселения.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции от 24.11.2014).
Не исполнение администрацией муниципального образования – Каменское сельское поселение Атяшевского муниципального района Республики Мордовия требований, установленных законодательством по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Пресечение деятельности, создающей угрозу нарушению чужого права, согласно статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, является одним из способов защиты гражданских прав.
Анализируя вышеприведенные нормы законодательства и установленные в судебном заседании обстоятельства, суд считает заявленные требования и.о. прокурора Атяшевского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В силу изложенных обстоятельств, с учетом характера и степени сложности обязывающего действия, объема организационно-правовых мероприятий, необходимых для его исполнения, а так же финансовых возможностей сельского поселения, суд считает необходимым обязать администрацию Каменского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия устранить имеющиеся нарушения до 10 июля 2015 года. Указанный срок для устранения нарушений законодательства суд полагает разумным и достаточным для организации сбора и вывоза несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной в 50 метрах от дома № 47 по ул. Буденного д. Елхи Атяшевского муниципального района Республики Мордовия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 254, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Атяшевского района Республики Мордовия удовлетворить.
Признать бездействие администрации Каменского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия по не организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, расположенных в 50 метрах от жилого дома № 47 по улице Буденного д. Елхи Атяшевского муниципального района Республики Мордовия, незаконным.
Обязать администрацию Каменского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов, расположенных на несанкционированной свалке в 50 метрах от жилого дома № 47 по улице Буденного д. Елхи Атяшевского муниципального района Республики Мордовия.
Установить администрации муниципального образования - Каменского сельское поселение Атяшевского муниципального района Республики Мордовия для организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, расположенных в 50 метрах от жилого дома № 47 по улице Буденного д. Елхи Атяшевского муниципального района Республики Мордовия срок до 10 июля 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Верховный Суд Республики Мордовия через Атяшевский районный суд Республики Мордовия.
Судья Атяшевского районного
суда Республики Мордовия Р.С. Селькина