Дело № 2-1326/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Музафарова Р.И.,
при секретаре Коробовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске
13 ноября 2018 года
гражданское дело по иску Руденко А.В. к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Анжерская» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Истец Руденко А.В. обратился в суд с иском к ответчику о защите прав потребителей. Требования мотивирует тем, что является собственником <адрес>, расположенной в многоквартирном <адрес>, который оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии. Многоквартирный дом находится под управлением ответчика, который производит ему (истцу) начисления платы за потребленную им тепловую энергию на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии. Считает, что указанные действия ответчика нарушают его права как потребителя коммунальных услуг. После приобретения им квартиры в МКД в собственность им в соответствии с проектом были установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии, которые были введены в эксплуатацию в установленном порядке, согласно акту от <дата>, однако, начисление оплаты за потребленную тепловую энергию производилось ответчиком в соответствии с общедомовыми приборами учета тепловой энергии. При этом ответчику были переданы показания индивидуальных приборов учета, которые свидетельствуют о том, что тепловая энергия в период июль-август 2018 г. им и членами его семьи не потреблялась. <дата> на адрес его электронной почты поступил ответ от ООО УК «Анжерская», согласно которому в удовлетворении его заявления отказано. Считает, что ответчик своими действиями нарушает его права и неправомерно отказал ему в начислении платы за потребленную тепловую энергию на основании установленных в принадлежащей ему квартире индивидуальных приборов учета. Ссылаясь на Постановление КС РФ от 10.07.2018 г., вступающему в силу немедленно после провозглашения, просит суд обязать ответчика производить расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению принадлежащего ему жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>, в соответствии с показаниями установленных в квартире индивидуальных приборов учета тепловой энергии, начиная с 10.07.2018 г.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования, согласно которым просит суд обязать ответчика производить расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с показаниями, установленных в квартире индивидуальных приборов учета тепловой энергии, начиная с 01.08.2018г. Требования с учетом уточнений поддержал.
Представитель ответчика Бондаренко О.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддерживала доводы, изложенные в отзыве, согласно которому <адрес> находится под управлением ООО «УК Анжерская» с 01.01.2012 г., оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии с марта 2016г. Постановлением коллегии Администрации Кемеровской области от 11.01.2017г. установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течении календарного года. Истец ссылается на Постановление Конституционного суда РФ от 10.07.2018г., полагает, что до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, расчет платы за отопление в его жилом помещении надлежит производить исходя из показаний индивидуальных приборов учета тепла, принимая в расчет для тех помещений, в которых индивидуальные приборы отсутствуют, вместо их показаний величину, произведенную от норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. В указанном постановлении вышеуказанная модель расчета платы за отопление предусмотрена для многоквартирных домов, которые при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями были оснащены общедомовыми приборами учета тепловой энергии и жилые и не жилые помещения, в которых были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена. Дом по <адрес> вводился к эксплуатацию поэтапно в период с 1993г. по 2001г. При вводе в эксплуатацию данным дом не был оснащен ни индивидуальными приборами учета тепловой энергии, ни общедомовым прибором. Просила в исковых требованиях истцу отказать в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ). Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Реализуя полномочие, предоставленное ему ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации утвердило Правила N 354, согласно п. 40 которых потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за нее совокупно, без разделения на плату за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (абз. 2).
Расчет платы за отопление в многоквартирном доме, подключенном к системе централизованного теплоснабжения, производится в соответствии с положениями абз. 2 - 4 п. 42(1) Правил N 354 и формулами, к которым эти положения отсылают: при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер такой платы определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, площади отдельного помещения и тарифа на тепловую энергию (абз. 2 п. 42(1) данных Правил, формулы 2 и 2(1) приложения N 2 к ним); при наличии же коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии порядок расчета платы за отопление зависит от оснащенности всех отдельных помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
Так, согласно абз. 3 п. 42(1) Правил N 354, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к этим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В соответствии с абз. 4 п. 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Судом установлено, что истец является собственником <адрес>, расположенной в многоквартирном доме по <адрес> (л.д. 8-13).
Жилищно-коммунальные услуги истцу предоставляет Управляющая компания «Анжерская».
Согласно техническим условиям на установку индивидуального узла коммерческого учета тепловой энергии от <дата>, акту допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от <дата>, проекта узла коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, согласованного с ООО «УК Анжерская», представленных истцом (л.д. 16-17, 29-35,36), квартира истца с 25.10.2017 г. оборудована индивидуальным прибором учета тепловой энергии.
В адрес ответчика истцом направлена претензия, с требованием с 01.07.2018 г. производить расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с абз. 4 п.42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, которая ответчиком оставлена без удовлетворения (л.д.14-15).
Учитывая, что <адрес> многоквартирном жилом доме по <адрес> оборудована индивидуальными приборами учета тепловой энергии, а весь многоквартирный жилой дом – общедомовым прибором учета тепла, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности производить начисления платы за данную коммунальную услугу в соответствии с абз. 4 п. 42(1) Правил N 354.
Указанные выводы суда согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 10.07.2018 N 30-П, устанавливающей, что нормативное положение, в силу которого плата за коммунальную услугу по отоплению определяется по принципу распределения поступающего в многоквартирный дом в целом коммунального ресурса между собственниками (владельцами) отдельных помещений с учетом площади этих помещений, т.е. не принимая во внимание показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, фактически, вопреки предписанию ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, создает - в ущерб интересам законопослушных собственников и пользователей помещений в конкретном многоквартирном доме - условия, поощряющие недобросовестное поведение потребителей данной коммунальной услуги, позволяя им расходовать тепловую энергию за счет отнесения части платы за нее на иных потребителей (в том числе экономно расходующих тепловую энергию). Кроме того, его реализация в нарушение ст. 58 Конституции Российской Федерации приводит к не отвечающему общественным интересам росту потребления тепловой энергии в многоквартирных домах и тем самым к ее перепроизводству, увеличивающему негативное воздействие на окружающую среду, что в конечном счете препятствует - вследствие необеспечения сохранности дорогостоящих приборов учета энергетических ресурсов и отсутствия экономических стимулов для их установки потребителями коммунальных услуг в добровольном порядке - достижению целей государственной политики по энергосбережению в долгосрочной перспективе.
Указанным постановлением взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и абз. 3 п. 42(1) Правил N 354, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее ст. ст. 17 (ч. 3), 19 (ч. 1), 35 и 55 (ч. 3), в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, - не предусматривают возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена. Также указано, что впредь, до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, расчет платы за отопление в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, надлежит производить по модели, установленной абз. 4 п. 42(1) Правил N 354, принимая в расчет для тех помещений, в которых индивидуальные приборы учета отсутствуют, вместо их показаний величину, производную от норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Доводы стороны ответчика о том, что при вводе в эксплуатацию дом не был оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии, а так же индивидуальными приборами учета тепловой энергии и как следствие Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П на спорную ситуацию возникшую у сторон не распространяется, суд считает несостоятельным.
Согласно справке ответчика (л.д.43) в марте 2016г. в МКД где проживает истец введен в эксплуатацию общедомовой прибор коммерческого учёта ГВС и отопления. Как следствие объём потребленной тепловой энергии в МКД учитывается ответчиком исходя из показаний данного прибора.
07.10.16г. ответчиком истцу выданы технические условия на установку индивидуального узла в коммерческого учета тепловой энергии (л.д.36).
Истцом в проектной организации заказан проект узла в коммерческого учета тепловой энергии который согласован с ответчиком (л.д. 29-35).
Согласно п.4 акта допуска от 25.10.2017г., индивидуальные узлы коммерческого учета тепловой энергии приняты в эксплуатацию с момента подписания акта для расчётов за тепловую энергию потреблённую в отопительный период (л.д.17).
Из вышеуказанных документов, суд усматривает, что сторонами достигнуто соглашение об учете и оплате тепловой энергии по индивидуальным приборам учёта.
Отсутствие при вводе в эксплуатацию МКД индивидуальных приборов учета тепловой энергии, не может ограничивать право истца как потребителя оплачивать услуги ответчика именно в том объёме в котором она ему оказана, при том, что для определения количества оказанной услуги на сегодняшний день имеются технические средства измерения.
Как следствие суд считает, что в данном случае для реализации собственника жилья права на оплату тепловой энергии по индивидуальным приборам учета тепловой энергии необходимо две составляющие:
- 1. МКД должен быть оборудован общедомовым прибором коммерческого учёта тепловой энергии;
- помещение собственника жилья должно быть оборудовано индивидуальным прибором, либо индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности производить начисления платы истцу за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с абз. 4 п. 42(1) Правил N 354.
Вместе с тем, суд считает необходимым отметить, что по мнению суда собственник жилого помещения в МКД, в квартире которого установлен индивидуальный прибор учета тепловой энергии, так же в соответствии с положениями ст. 158 ЖК РФ должен нести расходы по отоплению мест входящих в перечень общедомового имущества в которых в период отопительного сезона происходит потребление тепловой энергии для их эксплуатации (например подъезды в МКД).
При подаче искового заявления истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии со ст.333.36 НК РФ, данная пошлина подлежит взысканию с ответчика при вынесении решения на основании ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ в доход местного бюджета.
При указанных обстоятельствах с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за разрешение требований не имущественного характера в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Анжерская», ИНН 4246000826, ОГРН1114246001066, дата присвоения 01.11.2011 г., место нахождение 652474, Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, ул. Камышинская, 15, до внесения изменений в действующее правовое регулирование в части порядка определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии:
- начиная с 01.08.2018 г. расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению квартиры расположенной по адресу <адрес>, <адрес> производить в соответствии с требованиями абзаца 4 пункта 42 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 с учетом показаний двух индивидуальных приборов учета тепловой энергии установленных в <адрес> жилого <адрес>.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Анжерская», ИНН 4246000826, ОГРН1114246001066, дата присвоения 01.11.2011 г., место нахождение <адрес> <адрес> в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено судом 19.11.2018 года.
Председательствующий: