Мотивированное решение составлено
11 июня 2019 года дело № 2-200/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
село Курсавка 06 июня 2019 года
Андроповский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Кудашкиной М.А.,
при секретаре судебного заседания Хутове М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Андроповского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Передрий В.Н. к Передрий Р.Е., Передрий О.Н., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО4, о признании прекратившими право пользования жилым помещением,
установил:
Передрий В.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Передрий Р.Е., Передрий О.Н., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО4, указав, что на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности <адрес>, выданного 01.11.2010 Управлением службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю ей на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. По данному адресу зарегистрированы ее внуки Передрий Р.Е., ФИО4, которые не является членами ее семьи, каких-либо прав на жилое помещение не имеют, в указанном жилом помещении не проживают с января 2012 года в связи с тем, что их мать Передрий О.Н., расторгнув брак с ее сыном Передрий В.Н., уехала, дети проживают с матерью.
Однако внуки по прежнему не сняты с регистрационного учета с жилого помещения. В связи с наличием их регистрации, Передрий В.Н. вынуждена за них оплачивать коммунальные услуги, что для нее, является существенными расходами, не может распорядиться своим имуществом по своему усмотрению. Просила суд признать, Передрий Р.Е., ФИО4 прекратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
В ходе судебного заседания Передрий В.Н., ее представитель Передрий Е.В. поддержали заявленные исковые требования и просили суд удовлетворить их в полном объеме.
Ответчики Передрий Р.Е., Передрий О.Н., действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО4, в судебное заседание не явились, о месте и времени разбирательства дела извещены надлежащим образом, причины неявки не известны, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие в суд также не поступало.
В судебное заседание представитель третьего лица отделения по вопросам миграции Отдела МВД России по Андроповскому району Ставропольского края не явился, представив при этом ходатайство, в котором просил суд принять решение в соответствии с требованиями действующего законодательства и рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение представителей органа опеки и попечительства администрации Андроповского муниципального района Ставропольского края Горбова С.А., Бац Г.А., полагавших возможным удовлетворить требования истца при условии возложения обязанности на ответчика Передрий О.Н., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО4, по его регистрации, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к убеждению о том, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Данному положению также корреспондирует и статья 1 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», согласно которой каждое физическое или юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом.
В силу статей 209, 235, 288 Гражданского кодекса Российской Федерации только собственнику принадлежит право пользования, владения и распоряжения своим имуществом, в том числе принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением и принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных действующим законом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам.
В судебном заседании установлено, что согласно копии свидетельства о государственной регистрации права серия 26-АЗ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, Передрий В.Н. является собственником домовладения Литер А, общей площадью 49.05 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что Передрий В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, зарегистрирована по адресу: <адрес>, с 08.05.1976 (паспорт серии 07 01 №, выдан ОВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно ответу отдела МВД России по <адрес> Передрий Р.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы по адресу: <адрес>, с 23.08.2011 и по настоящее время.
В силу положений части 1 и 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Таким образом, жилищное законодательство исходит из того, что в основе права пользования жилым помещением находятся семейные отношения.
Раскрывая субъектный состав членов семьи собственника, статья 31 Жилищного кодекса Российской Федерации выделяет две их группы. К первой группе относятся супруг, родители и дети. Указанные лица в силу положений указанной нормы автоматически приобретают право пользования жилым помещением в случае, если постоянно проживают совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении. Акт вселения со стороны собственника в принадлежащее ему жилое помещение свидетельствует о его желании предоставить этим лицам соответствующее право.
Ко второй группе относятся другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Для признания второй группы лиц членами семьи собственника требуется установление юридического факта – вселения их собственником в принадлежащее ему жилое помещение в качестве членов своей семьи.
При этом под вселением в качестве члена семьи не может пониматься регистрация гражданина по месту жительства, поскольку в соответствии с Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Таким образом, сама по себе регистрация в жилом помещении даже по заявлению собственника не является правоустанавливающим фактом, порождающим право пользования жилым помещением.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается объяснениями представителя истицы, Передрий В.Н. являясь собственником спорного жилого дома, вселила в жилое помещение семью своего сына Передрий Е.В.: супругу Передрий О.Н., сыновей Передрий Р.Е., ФИО4, после чего с ее согласия они были в нем зарегистрированы.
В соответствии с частью 4 статьи 31 действующего Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Таким образом, указанная законодательная норма устанавливает, что правом требования прекращения права пользования жилым помещением бывшим членом семьи обладает только собственник такого помещения, при этом юридически значимым обстоятельством в данном случае будет прекращение семейных отношений с собственником жилого помещения, поскольку это влечет за собой прекращение жилищных прав.
При этом согласно пункту 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» № от 02 июля 2009 года к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
Согласно копии решения мирового судьи судебного участка №1 Андроповского района Ставропольского края от 17 марта 2015, брак, зарегистрированный между Передрий Е.В., сыном истицы, и Передрий О.Н., расторгнут.
Решением Андроповского районного суда от 30 июля 2015 года исковые требования Передрий В.Н. к Передрий О.Н., удовлетворены. Передрий О.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана утратившей право пользования жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, что явилось основанием для ее снятия органами регистрационного учета с регистрационного учета по месту регистрации по адресу: <адрес>.
В судебном заседании также установлено, что Передрий О.Н., забрав свои вещи, вместе с детьми Передрий Р.Е., ФИО4 выехала из жилого помещения.
Отделом МВД России по Минераловодскому городскому округу предоставлены сведения за № от 14.05.2019 о том, что Колесникова О.Н. документирована паспортом гражданина Российской Федерации 15.05.2019 в связи с переменой фамилии с ФИО11. Из ответа также следует, что Колесникова О.Н. зарегистрирована по адресу: <адрес>, с 30.08.2016 по настоящее время.
Судом установлено, что Передрий Р.Е., ФИО4 в настоящее время по адресу: <адрес>, не проживают.
Судом также установлено, что ответчики совместно с истицей общего хозяйства не ведут, общего бюджета не имеют, взаимной поддержки друг другу не оказывают.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что между сторонами действительно прекращены семейные отношения, в силу чего право пользования жилым помещением за ответчиками как за бывшими членом семьи собственника по смыслу статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не сохраняется.
Кроме того, сам факт обращения собственника жилого помещения Передрий В.Н. в суд с иском о признании ответчиков прекратившими право пользования жилой площадью, по мнению суда, также свидетельствует о прекращении семейных отношений.
Вместе с тем, Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает случаи, при которых право пользования жилым помещением может быть сохранено за бывшими членами семьи собственника на определенный срок на основании решения суда. Однако, это может иметь место при разрешении вопроса о выселении таких лиц из спорного помещения и при отсутствии у бывших членов семьи собственника в силу имущественного положения и других заслуживающих внимания обстоятельств возможности обеспечить себя иным жилым помещением.
Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют об отсутствии предусмотренных законом оснований для сохранения за ответчиками права временного пользования жилым помещением.
Действующее Жилищное законодательство исходит из приоритета права собственности на жилое помещение над правом пользования этим помещением иными лицами, в том числе и бывшими членами семьи собственника. Пределы права пользования жилым помещением иными лицами в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации определяются собственником этого помещения.
Как установлено в судебном заседании, какого-либо соглашения между истицей и ответчиками о праве пользования спорным жилым помещением не имеется.
Кроме того, в силу положений Семейного кодекса Российской Федерации об ответственности родителей за воспитание и развитие своих детей, их обязанности заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка (п. 1 ст. 55, п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ), в том числе на жилищные права (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»).
По смыслу указанных норм права, несовершеннолетние дети приобретают право на жилую площадь, определяемую им в качестве места жительства соглашением родителей, форма которого законом не установлена.
В силу ч. 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Согласно ст. 65 СК РФ обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
Таким образом, поскольку в судебном заседании установлено, что после прекращения брачных отношений между Передрий Е.В. и Передрий О.Н. несовершеннолетний ФИО4 фактически проживает с матерью, местом его жительства признается место жительства Колесникова О.Н. (ФИО11) О.Н.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что на основании договора дарения за ФИО4 зарегистрировано право собственности на объект недвижимости – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, общая долевая собственность 5/12. Данный факт также подтверждается выпиской, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю от 22.05.2019 №.
Поскольку право пользования спорным жилым помещением несовершеннолетнего ФИО4 производно от права пользования данным жилым помещением его матери Колесникова О.Н. (ФИО11) О.Н., родственная связь с собственником жилого помещения Передрий В.Н. у несовершеннолетнего отсутствует, также отсутствуют признаки, характеризующие семейные отношения, таких как ведение общего хозяйства с собственником, в виду чего сохранение за ним права пользования спорным жилым помещением невозможно, суд приходит к выводу о признании несовершеннолетнего ФИО4 утратившим право пользования спорным жилым помещением.
Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Сохраняя регистрацию по месту жительства в спорной квартире, ответчики ограничивают права собственника, который не может в полной мере по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые не запрещенные законом действия.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Передрий В.Н. о признании Передрий Р.Е., ФИО4 прекратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
В соответствии с п.31 Правилрегистрациииснятияграждан Российской Федерациисрегистрационногоучетапо месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении Правилрегистрациииснятияграждан Российской Федерациисрегистрационного учетапо месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» снятиегражданинасрегистрационногоучетапо месту жительства производится органамирегистрационногоучетав случае признания лица утратившим право пользования жилым помещением.
Решение суда является основанием для снятия гражданинасрегистрационногоучетапо месту жительства.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Передрий В.Н. к Передрий Р.Е., Передрий О.Н., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО4 о признании прекратившими право пользования жилым помещением – удовлетворить.
Признать Передрий Р.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прекратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Признать ФИО4, года рождения, прекратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Возложить обязанность на ответчика Колесникова О.Н. (ФИО11) О.Н., действующую в интересах несовершеннолетнего ФИО4, по регистрации ФИО4.
Решение суда является основанием для снятия ФИО4, ФИО4, с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Андроповский районный суд Ставропольского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А.Кудашкина