Дело № 2-398/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Логвиновой О.В.,
при секретаре Петерс С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области
26 марта 2019 года
гражданское дело по иску Кадочниковой Е.А. , Кадочникова А.Ю. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в списки граждан, подлежащих переселению из жилого помещения, ставшего непригодным для дальнейшего проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты,
установил:
Истцы Кадочникова Е.А. , Кадочников А.Ю. обратились в суд с иском к ответчику о включении их в список граждан, переселяемых из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> ставшего непригодным для дальнейшего проживания в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Судженская, и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, мотивируя свои требования следующим.
Квартира по <адрес>, принадлежит на праве собственности Кадочникову А.Ю. на основании договора купли-продажи от <дата>, решения Анжеро-Судженского городского суда от <дата>. Истец проживает и зарегистрирован в указанном доме с <дата>. Также с ним проживает его супруга Кадочникова Е.А.
Согласно экспертному заключению от <дата> Северо-Кавказского филиала АО ВНИМИ участок расположения домовладения по <адрес> считается подтопленным в результате влияния шахтных вод ликвидированной шахты «Судженская» на грунтовый водоносный горизонт. Дом рекомендуется к сносу как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности, не подлежит повторному заселению. После переселения жителей он должен быть разобран.
Истцы неоднократно обращались в Администрацию Анжеро-Судженского городского округа по вопросу включения их в списки граждан, подлежащих переселению и предоставлении социальной выплаты. Согласно ответу Администрации Анжеро-Судженского городского округа данный вопрос необходимо решать в судебном порядке.
На <...> год процент износа дома составляет <...>%. Состояние дома постоянно ухудшается. Иного жилья у истцов нет.
Истцы просили суд обязать ответчика включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированном АООТ «Шахта Судженская» непригодным для проживания, и обязать ответчика предоставить им социальную выплату из расчета 42 кв.м. на семью, состоящую из двух человек, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.
Истцы в суд не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще, в своем заявлении просили дело рассмотреть в их отсутствие. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие истцов.
В судебном заседании представитель истца Кадочникова А.Ю. Аносова Д.К., действующая на основании доверенности, исковые требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержала.
Представитель ответчика Килина Е.В., действующая на основании доверенности, требования не признала, пояснила, что согласно заключению ВНИМИ от <дата> № дом построен на ранее подработанной территории, по влиянию подработки сносу не подлежит. Согласно заключению Северо-Кавказского филиала ВНИМИ от <дата>, которое было проведено по заявлению граждан в частном порядке, домовладение является фактически подтопленным в результате влияния шахтных вод ликвидированной шахты «Судженская» на грунтовый водоносный горизонт. Дом рекомендуется к сносу как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности, не подлежит повторному заселению, жильцы должны быть расселены, дом должен быть разобран. Выводы заключения, представленного истцами, а также факт проживания и регистрации истцов в спорном доме на момент ликвидации шахты, не оспаривает.
Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Ст. 2 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ (ред. от 10.07.2012, с изм. от 04.03.2013) «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428 (ред. от 28.09.2016) «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее по тексту - Правила), которые устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - межбюджетные трансферты).
Согласно п. 2 и 3 Правил, Министерство энергетики Российской Федерации предоставляет межбюджетные трансферты местным бюджетам шахтерских городов и поселков на ряде условий, в числе которых входят: использование межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных п. 5 настоящих Правил; представление органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики Российской Федерации сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.
В силу пп. а, б п. 5 Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Согласно п. 6 Правил размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации. Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.
Согласно п. 9 размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Согласно п. 10 Правил, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек, 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
В силу абз. 2 п. 11 Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
Абзацем вторым п. 13 Правил установлено, что приобретенное за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Минэнерго России от 01.11.2001 г. N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм права, следует, что предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть необеспеченность их иным жильем.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от <дата> (л.д.6) Кадочникову А.Ю. на праве собственности принадлежит ? доля жилого дома по <адрес> Решением Анжеро-Судженского городского суда от <дата> (л.д.8-10) принадлежащая Кадочникову А.Ю. ? доля жилого дома выделена в натуре, за истцом признано право собственности на квартиру №
Согласно справке МП ЕРКЦ от <дата> (л.д.12) в квартире по <адрес> проживают и зарегистрированы с <дата> истцы Кадочниковы Е.А. и А.Ю., брак между которыми зарегистрирован <дата> (л.д.40).
По обращению Кадочникова А.Ю. (л.д.31) Северо-Кавказским филиалом ООО «Институт горной геомеханики и геофизики - межотраслевой научный центр ГЕОМЕХ» была выполнена оценка гидрогеологической ситуации и возможного влияния шахтных вод ликвидированной шахты «Судженская» на техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Согласно заключению от <дата> (л.д.13-30) по результатам проведенных исследований установлено, что участок расположения домовладения по пер. Курганский, 11, считается подтопленным в результате влияния шахтных вод ликвидированной шахты «Судженская». В соответствии с действующими нормативными документами дом по <адрес> рекомендуется к сносу как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «Судженская». Дом не подлежит повторному заселению. После переселения жителей он должен быть разобран.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ АООТ «Шахта Судженская» <дата> прекратило деятельность по решению арбитражного суда.
Филиал № БТИ <адрес> сведениями о наличии недвижимого имущества за Кадочниковой Е.А. не располагает. Иного имущества, кроме спорного жилого помещения по <адрес>, за Кадочников А.Ю. не значится (л.д.11).
Согласно выпискам из ЕГРН права на объекты недвижимого имущества за Кадочниковой Е.А. , Кадочников А.Ю. не зарегистрированы (л.д.38, 39).
Разрешая требования истцов о включении их в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ АООТ «Шахта Судженская», оценивая доводы и возражения сторон, представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии законных оснований к их удовлетворению.
Как установлено судом и подтверждается собранными по делу доказательствами, истец Кадочников А.Ю. с 1989 года по настоящее время является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно заключению СКФ ООО ГЕОМЕХ от <дата>, выводы которого представитель ответчика не оспаривает, данный жилой дом рекомендуется к сносу как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «Судженская».
Истец Кадочников А.Ю. проживает и зарегистрирован в доме сразу после его приобретения с 1989 года вместе со своей супругой Кадочниковой Е.А. Данный факт подтверждается представленными истцами документами, а также не оспаривается представителем ответчика. Указанное жилое помещение является единственным и постоянным местом проживания истцов, иного жилья ни на праве собственности, ни на ином праве у истцов нет.
Установленные судом выше обстоятельства в их совокупности дают право истицам на получение социальной выплаты для граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых предприятиях горной промышленности непригодными для проживания по критериям безопасности, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428.
С учетом обстоятельств, установленных на основании представленных сторонами доказательств, которые суд оценивает как относимые и допустимые по делу, а также норм законодательства, подлежащих применению к данному делу, суд приходит к выводу, что исковые требования истцов о включении их в список граждан, подлежащих переселению из непригодного для дальнейшего проживания жилья, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Кадочниковой Е.А. , Кадочникова А.Ю. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в списки граждан, подлежащих переселению из жилого помещения, ставшего непригодным для дальнейшего проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты удовлетворить.
Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа:
- включить Кадочникова А.Ю. , <дата> года рождения, уроженца г. <...>
Кадочникову Е.А. , <дата> года рождения, уроженку г<...>,
зарегистрированных по адресу: <адрес>
в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ АООТ «Шахта Судженская».
- предоставить Кадочникову А.Ю. , Кадочниковой Е.А. социальную выплату из расчета 42 кв.м. на семью, состоящую из двух человек, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме составлено <дата>.