Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-109/2014 ~ М-62/2014 от 12.02.2014

Дело года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Архаринский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Лобань Т.Н.,

секретаря судебного заседания ФИО6,

представителя ответчика администрации <адрес> ФИО7, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №14,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к администрации Вольненского сельсовета, администрации <адрес>, Министерству социальной защиты населения <адрес>, ГКУ <адрес> «Управлению социальной защиты населения по <адрес>», Министерству пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> о признании его и членов его семьи пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, о возложении обязанности на Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> включить его и членов его семьи в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес>, возложении на ГКУ <адрес> Управление социальной защиты населения по <адрес>» выплатить единовременную материальную помощь в размере 30 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с исковым заявлением к администрации Вольненского сельсовета, администрации <адрес>, Министерству социальной защиты населения <адрес>, ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>», Министерству пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> о признании его и членов его семьи пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, о возложении обязанности на Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> включить его и членов его семьи в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес>, возложении на ГКУ <адрес> Управление социальной защиты населения по <адрес>» выплатить единовременную материальную помощь в размере 30 000 рублей.

Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в обоснование заявленных исковых требований в исковом заявлении указал, что в августе – сентябре 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера на территории <адрес> Амурской, приусадебный участок, с жилым домом, в котором проживает он, а так же его несовершеннолетние дети ФИО1, ФИО2, расположенные по адресу <адрес>, были затоплены. В результате затопления пришел в негодность урожай. Данное обстоятельство подтверждается актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию <адрес> с заявлением о включении его и сыновей в список граждан пострадавших в результате ЧС, для получения единовременной материальной помощи в связи с утратой урожая. Однако в феврале 2014 года заявление с приложенными документами ему были возвращены без объяснения причин, единовременная материальная помощь до настоящего времени не выплачена.

Просит суд признать его, а так же членов его семьи – сына ФИО1, сына ФИО2, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложить обязанность на Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> включить его и сына ФИО1, сына ФИО2, в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес>, возложить обязанность на ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>» выплатить единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей на человека, а всего 30 000 рублей.

В связи с чрезвычайной ситуацией просит суд обратить решение суда к немедленному исполнению.

    Представитель ответчика администрации Вольненского сельсовета глава администрации ФИО8 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена, просила дело рассмотреть в её отсутствие, согласно представленному заявлению, с исковыми требованиями, согласна, так как в результате ливневых дождей вымок огород, нанесен ущерб членам семьи ФИО3, утрачен урожай.

Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО7 исковые требования не признала и суду пояснила, что в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.

В целях реализации указанных норм и в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 6 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 13.10.2008г. утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, постановлением <адрес> от 26.05.2009г. утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес>. Положениями Правил и Порядка предусмотрено оказание гражданам единовременной материальной помощи, а также финансовой помощи в связи с утратой ими имущества за счет средств федерального и областного бюджетов.

Данные выплаты предоставляются только в случае, если повреждены жилой дом или иное имущество гражданина-надворные постройки, уголь и другое имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке. Согласно раздела 9 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. Министром РФ по делам ГО, ЧС от ДД.ММ.ГГГГ № 2-4-60-12-22, единовременная материальная помощь оказывается при предоставлении документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований. К таким документам п. 9.1 Методических рекомендаций относит акт обследования частных жилых помещений, приложение 6а, который является неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение единовременной материальной помощи.

В материалах дела имеется акт обследования частного жилого помещения 6а от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в результате подтопления в <адрес>, в связи с ЧС, жилое помещение имеет следующие повреждения: подтоплен жилой дом с приусадебным участком площадью 30 соток. Из данного акта не следует, что причинен ущерб жилому дому или иному имуществу истца.

Согласно п. 1 Решения комиссии при <адрес> по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (протокол заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения) прием обосновывающих документов министерством пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> осуществлялся до ДД.ММ.ГГГГ включительно. После 01.10.2013г. прием документов министерством пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> от органов местного самоуправления не осуществлялся. Все заявления, которые поступили позже указанного срока, министерству пожарной безопасности и гражданской защиты области протоколом оперативного штаба КЧС и ПБ при <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ предписано вернуть назад главам муниципальных образований, кроме тех, которые прошли судебные инстанции.

Кроме того, согласно п. 2 Порядка выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий от 13.10.2008г. срок обращения в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации составляет один месяц с даты возникновения чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п. 5 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской, обращение заинтересованных исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, с просьбой об оказании финансовой помощи с приложением документов, обосновывающих размер испрашиваемых средств, направляется не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации.

Таким образом, срок для выделения средств помощи, пропущен, поскольку чрезвычайная ситуация в районе введена 24.07.2013г. (распоряжение и.о. главы <адрес> от 24.07.2013г. № 295).

ФИО3 не представил доказательств уважительности пропуска срока для предъявления документов на получение компенсационных выплат.

Считает, что материалы дела не содержат документов, содержащих основания для признания ФИО3 и членов его семьи пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес> и включении его и членов его семьи в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес>. В удовлетворении исковых требований просит отказать.

Представитель ответчика Министерства пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> и представитель ответчика ГКУ Управление социальной защиты населения <адрес> в <адрес> судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были уведомлены своевременно, что подтверждается уведомлением, о получении письма, ходатайств об отложении дела слушанием и возражений относительно заявленных требований от них не поступало.

Представитель ответчика ГКУ Управление социальной защиты населения <адрес> в <адрес> начальник Управления ФИО9 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена телефонограммой, просила дело рассмотреть в её отсутствие, исковые требований не признает.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения <адрес>, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен, ходатайств об отложении дела слушанием от него не поступало.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора министерства финансов <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлён своевременно надлежащим образом.

Из письменного отзыва представителя министерства финансов <адрес> следует, что в пострадавших от чрезвычайной ситуации районах <адрес> гражданам предоставляются выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 750, и Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 214.

Данные выплаты предоставляются только в случае, если повреждены жилой дом или иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и другое имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке).

В случае затопления земельного участка и причинения ущерба только плодовоовощной продукции (урожаю), предоставление единовременной материальной и финансовой помощи за утраченное имущество не производится.

Правовым основанием данной позиции являются положения статьи 136 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества.

Кроме того, в данном случае плодовоовощная продукция, выращиваемая на земельном участке, не может рассматриваться как имущество также потому что соответствующая продукция, не достигнув своего созревания в наступившем сезоне вследствие чрезвычайной ситуации, не получила полезные свойства и не обладает стоимостными признаками, присущими имуществу, как объекту гражданских прав. Следовательно, нет оснований связывать утрату урожая с утратой имущества.

В связи с этим плодовоовощная продукция, выращиваемая на земельном участке, не рассматривается в качестве имущества, при утрате которого предоставляется единовременная материальная помощь и финансовая помощь за утраченное имущество.

Выплата гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, компенсаций (единовременных денежных выплат) вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, может быть произведена исключительно по особому решению, принятому уполномоченными органами в соответствии с подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Решением должны определяться случаи осуществления единовременных денежных выплат, а также круг лип, которым указанные выплаты будут осуществлены.

В этих целях подпунктом «з» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по ликвидации последствии крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и <адрес>в, Амурской и Магаданской областей, <адрес>» Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации обеспечить выплату гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах. Для выплаты компенсаций вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур Правительство Российской Федерации должно определить источники финансирования и обеспечить оперативное доведение денежных средств до соответствующих получателей (пункт 4 названного Указа). Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1797-р источником данных выплат определен резервный фонд Правительства Российской Федерации, определены категории лиц, имеющие право на выплату - граждане, признанные пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающие в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, утратившие урожай сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, при этом списки указанных граждан должны быть подтверждены комиссиями по чрезвычайным ситуациям либо территориальными органами МЧС России, а также записями похозяйственных книг по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также определен размер бюджетных ассигнований, выделенных <адрес> - 1 460 835 тыс. руб.

Указанная компенсация рассматривается в вышеуказанных правовых актах Российской Федерации в качестве самостоятельного вида выплат. Соответственно утрата урожая сельскохозяйственных культур не является основанием для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, в целях их включения в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества за счет средств федерального и областного бюджетов.

Частью 14 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ № 225-03) в целях компенсации гражданам утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, предусмотрено предоставление местным бюджетам иного межбюджетного трансферта.

При этом Правилами предоставления иного межбюджетного трансферта на компенсацию вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, утвержденными постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 489, предусмотрена компенсация гражданам за счет средств федерального бюджета вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах. Указанными Правилами определены цели, условия, размеры компенсации.

Таким образом, при удовлетворении данного искового заявления у истца может возникнуть право не только на меры поддержки, которые предусмотрены особыми решениями по отдельным категориям граждан, но и на выплаты, на которые он не имеет права, в том числе на предоставление единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество. Тем самым может быть нарушен баланс между публичными и частными интересами, поскольку на основании решения суда гражданин, утративший урожай, получает те же права, что и граждане, утратившие жилье и иное ценное имущество. При этом ущерб, причиненный истцу, несоразмерен объему прав, предоставляемых по решению суда.

Согласно п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

При таком обращении должны быть указаны данные о количестве людей получивших ущерб (п. 4 Правил).

Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов РФ (абз. 2 п. 6 Правил).

В случае не представления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансирование обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается (абз. 2 п. 7 Правил).

В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес> (далее - Порядок), установлено, что органы местного самоуправления не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращать с просьбой об оказании финансовой помощи с приложением документов, обосновывающих размер испрашиваемых средств.

Если обратившийся с просьбой об оказании помощи в течение одного месяца с даты соответствующего поручения губернатора области или первого заместителя председателя <адрес> не представил обосновывающие документы, то вопрос о выделении средств не рассматривается (п. 7 Порядка).

В соответствии с п. 9 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФИО10 от 02.11.2010г. списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи включаются все граждане (включая детей) постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации. Списки граждан готовятся органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 9.1. Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФИО10 от 02.11.2010г. единовременная материальная помощь выплачивается гражданам на восстановление частного жилого помещения, из расчета 10 000 рублей на человека, но не более 50 000 рублей на семью, зарегистрированную на занимаемой площади.

По смыслу вышеприведенных положений законодательства обращение граждан за оказанием помощи носит заявительный характер, с соблюдением установленных сроков и предоставлением необходимых документов.

Истец в установленный законом срок с заявлением на оказание помощи с предоставлением всех необходимых документов, составленных в установленный срок не обратился и доказательств пропуска срока обращения, по уважительной причине, с заявлением на оказание помощи и для составления и представления необходимых документов не представил, что подтверждается материалами дела. Из акта обследования, представленного истцом в качестве доказательства, у истца не утрачено имущество, подтоплен жилой дом с приусадебным участком 30 соток. Факт утраты имущества комиссией не установлен и в акте обследования не отражен.

Обязательным условием признания пострадавшим в результате ЧС и оказания единовременной материальной и финансовой помощи являлся наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а так же утрата имущества вследствие подтопления жилого дома. Истец не представил доказательств об утрате имущества, являющегося обязательным условием для получения помощи за счет бюджетных средств.

На основании изложенного, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

     Суд, заслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Из данных положений следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе, природного характера.

Распоряжением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 23-р на территории <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.

Распоряжением и.о. главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> в связи с прохождением юго-западного циклона, сопровождающегося большими ливнями, грозами, сохранением неустойчивой погоды на протяжении длительного времени, угрозой, резкими подъемами воды в реках Бурея и Архара, что может привести к подтоплению отдельных населенных пунктов района, введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.

Распоряжением главы Вольненского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ на территории Вольненского сельсовета, в связи с прохождением юго-западного циклона, сопровождающегося большими ливнями, грозами, сохранением неустойчивой погоды на протяжении длительного времени, угрозой, резкими подъемами воды в реках, что может привести к подтоплению отдельных населенных пунктов, на территории Вольненского сельсовета введен режим чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п. «л» ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», к полномочиям органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится принятие решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

В соответствии с п.п. «г, д» ст. 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 750, регулирующих порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью); на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество – 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100 тыс. рублей на человека).

Согласно п. 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 214, расходы на содержание и выплаты пострадавшим гражданам предусматриваются в размерах: при оказании гражданам единовременной материальной помощи – 10 000 рублей на человека (но не более 50 000 рублей на семью); при оказании гражданам финансовой помощи за частично утраченное имущество – 50 000 рублей на семью, за полностью утраченное имущество – 100 000 рублей на семью.

В соответствии с п. п. 1, 2 Порядка выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле – августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета (утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 423), настоящий Порядок определяет механизм выплаты гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле-августе 2013 года (далее - граждане), единовременной материальной и финансовой помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета (далее - помощь).

В целях настоящего Порядка под пострадавшими гражданами понимаются граждане, постоянно проживавшие на период чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле-августе 2013 года.

Из положений приведенных выше нормативных правовых актов следует, что утрата урожая сельскохозяйственных культур не является основанием для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в целях их включения в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества за счет средств федерального и областного бюджетов.

Подпунктом «з» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и <адрес>в, Амурской и Магаданской областей, <адрес>» Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации обеспечить выплату гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.

Таким образом, компенсации гражданам, утратившим урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения, рассматриваются в Указе Президента в качестве самостоятельного вида выплат.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ – р предусмотрено выделить Минсельхозу России из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетные ассигнования в размере 1678129 тыс. рублей для осуществления выплат гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, из расчета 3 тыс. рублей за каждые 0,01 гектара посевов.

Пунктом 3 указанного Распоряжения, установлено, что <адрес>, в том числе, необходимо сформировать списки граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения, подтвержденные комиссиями по чрезвычайным ситуациям либо территориальными органами МЧС России, а также записями похозяйственных книг по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и обеспечить выплаты гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсаций вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, из расчета 3 тыс. рублей за каждые 0,01 гектара посевов, за счет ассигнований, предоставленных в соответствии с настоящим распоряжением, до ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п.2 Правил предоставления межбюджетного трансферта на компенсацию вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, источником финансового обеспечения которого являются средства федерального бюджета, бюджетам муниципальных районов и городских округов, в границах которых находятся населенные пункты, подвергшиеся наводнению (утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 489), иной межбюджетный трансферт предоставляется муниципальным образованиям на следующие цели: для выплаты гражданам, признанным пострадавшими в результате наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.

Пунктом 3 указанных Правил установлено, что иной межбюджетный трансферт предоставляется муниципальным образованиям при условии:

1) представления заявки от муниципального образования с приложением списка граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения, подтвержденного комиссией по чрезвычайным ситуациям данного муниципального образования, а также записями похозяйственных книг по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Заявка от муниципального образования, а также список, предусмотренные настоящим подпунктом, представляются по формам, указанным в приложении к настоящим Правилам;

2) наличия муниципального правового акта, предусматривающего порядок и условия предоставления компенсации, указанной в пункте 2 настоящего Порядка, в размере 3000 рублей за каждый 0,01 га пострадавших посевов, но не более 2,5 га на одно личное подсобное хозяйство.

Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления компенсации гражданам вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах и признанным пострадавшим в границах населенных пунктов <адрес>, подвергшихся наводнению.

В соответствии с п. 4 указанного Порядка, для получения компенсации, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство и признанные пострадавшими в результате наводнения должны представить документы, в том числе, согласно приложению № 1,2,3.

В соответствии с приложением № 2, гражданину необходимо представить выписку из похозяйственной книги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года.

В соответствии с приложением гражданином прикладывается акт обследования объектов растениеводства в ЛПХ граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, составленный комиссией.

Из анализа приведенных нормативных правовых актов следует, что гражданин признанный пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающий в населенном пункте подвергшимся наводнению, ведущий личное подсобное хозяйство и утративший урожай сельскохозяйственных культур имеет право на компенсационные выплаты из средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.

Ведение личного подсобного хозяйства гражданином в силу положений, содержащихся в распоряжении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1797-р и постановлении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 489, должно быть подтверждено записями похозяйственных книг по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. При этом, списки граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур должны быть подтверждены комиссиями по чрезвычайным ситуациям. А в соответствии с Порядком предоставления компенсации гражданам вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах и признанным пострадавшим в границах населенных пунктов <адрес>, подвергшихся наводнению (утв. постановлением главы <адрес> от 11.102013 г.) необходимо составление акта обследования объектов растениеводства в ЛПХ граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, составленным комиссией.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился к губернатору <адрес> с заявлением о выплате ему ФИО3, сыну ФИО2, сыну ФИО1, пострадавшим в результате подтопления <адрес> в связи с чрезвычайной ситуацией (сильные ливневые дожди) произошедшие с 04.08.2013-05.08.2013, единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека.

В судебном заседании установлено, что указанная единовременная помощь истцу и членам его семьи не выплачивалась.

Из материалов дела( свидетельство о рождении от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что ФИО3, приходится отцом ФИО2 и ФИО1.

Из данных паспорта ФИО3 следует, что он зарегистрирован <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ.

Из сведений администрации Вольненского сельсовета следует, что ФИО3 проживает по адресу <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, совместно с ним по указанному адресу проживают сын ФИО2 и сын ФИО1.

В соответствии с выпиской из похозяйственной книги о наличии у граждан права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок, общей площадью 0,77 га, расположенный в <адрес> принадлежит на праве пользования ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, т.е. не ФИО3.

Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ, обследовано жилое помещение, расположенное в <адрес>, пострадавшего ФИО3., (количество членов семьи, проживающих с пострадавшим -2), из которого следует, что в связи с ЧС (сильные ливневые дожди) подтоплен жилой дом с приусадебным участком 30 соток, размер единовременной материальной помощи составляет 30 000 рублей.

При этом сведения, учитываемые в установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», порядке, подтверждающие факт использования земельного участка по адресу <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства самостоятельно или совместно с проживающими членами семьи отсутствуют, следовательно, земельный участок, расположенный по указанному адресу не относится к числу личных подсобных хозяйств. ФИО3 не является гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство самостоятельно или совместно с проживающими членами семьи.

Из материалов дела следует, что акт обследования объектов растениеводства в ЛПХ ФИО3 не составлялся.

В соответствии со ст.60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Обстоятельства утраты урожая сельскохозяйственных культур ФИО3 в результате чрезвычайной ситуации должны подтверждаться письменными доказательствами, составленными компетентными органами, а именно актами обследования, уполномоченных на то комиссий.

В силу вышеуказанных норм права, утрата урожая сельскохозяйственных культур не является основанием, для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в целях их включения в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества за счет средств федерального и областного бюджетов.

Действующим законодательством допускается возможность оказания пострадавшим гражданам в результате подтопления, наводнения адресной социальной помощи в случае соблюдения одновременно двух обязательных условий, а именно: факта причинения имущественного ущерба, а так же факта постоянного проживания в жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации.

    Согласно п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

При таком обращении должны быть указаны данные о количестве людей получивших ущерб (п. 4 Правил).

Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов РФ (абз. 2 п. 6 Правил).

В случае не представления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансирование обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается (абз. 2 п. 7 Правил).

В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес> (далее - Порядок), установлено, что органы местного самоуправления не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращать с просьбой об оказании финансовой помощи с приложением документов, обосновывающих размер испрашиваемых средств.

Если обратившийся с просьбой об оказании помощи в течение одного месяца с даты соответствующего поручения губернатора области или первого заместителя председателя <адрес> не представил обосновывающие документы, то вопрос о выделении средств не рассматривается (п. 7 Порядка).

Из материалов дела следует, что ФИО3 в установленный законом срок с заявлением на оказание единовременной материальной помощи ему и членам семьи, с предоставлением всех необходимых документов, составленных в установленный срок в администрацию <адрес> не обратился и доказательств пропуска срока обращения, по уважительной причине, с заявлением на оказание помощи и для составления и представления необходимых документов не представил.

Кроме того, согласно справке Амурского ЦГМС-филиала ФГБУ «Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 2547, опасное гидрологическое явление было в <адрес> в селах: <адрес>, то есть территория <адрес> не подвергалась опасному гидрологическому явлению.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать ФИО3 в удовлетворении исковых требований к администрации Вольненского сельсовета, администрации <адрес>, Министерству социальной защиты населения <адрес>, ГКУ <адрес> «Управлению социальной защиты населения по <адрес>», Министерству пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> о признании его и членов семьи пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, о возложении обязанности на Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> включить его и членов семьи в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес>, возложении на ГКУ <адрес> Управление социальной защиты населения по <адрес>» выплатить единовременную материальную помощь в размере 30 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:      (подпись) Т.Н. Лобань

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Верно судья Т.Н. Лобань

2-109/2014 ~ М-62/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Стрельников Андрей Сергеевич
Ответчики
Администрация Вольненского сельсовета
Администрация Архаринского района
Министерство пожарной безопасности и гр. защиты населения Амурской области
ГКУ Управление социальной защиты населения в архаринском районе
Другие
Министерство финансов Амурской области
Суд
Архаринский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
arharinskiy--amr.sudrf.ru
12.02.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.02.2014Передача материалов судье
19.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.02.2014Судебное заседание
28.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее