Дело №2а-258/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Атяшево 20 ноября 2019 г.
Атяшевский районный суд Республики Мордовия в составе: председательствующего судьи Селькиной Р.С.,
при секретаре судебного заседания Михайловой Н.Н.,
с участием административного истца Батуровой С.А.,
представителя административного ответчика - Администрации Атяшевского городского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия Бухаркиной Т.А., действующей на основании доверенности от 14.10.2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Батуровой С.А. к Администрации Атяшевского городского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства жилого помещения и понуждении согласовать переустройство жилого помещения,
установил:
административный истец Батурова С.А. обратилась в суд с административным иском к администрации Атяшевского городского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия, в котором просила признать суд незаконным решение № 643 от 11 сентября 2019 года об отказе в согласовании переустройства жилого помещения и обязать администрацию Атяшевского городского поселения Атяшевского муниципального района согласовать переустройство жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в связи с переходом на индивидуальную систему отопления.
В обоснование иска указала, что она является собственником квартиры № 17, расположенной по адресу: <адрес>. На общем собрании собственников жилых помещений в многоквартирном доме N 7 по вышеуказанному адресу общим количеством голосов собственников помещений было принято решение о даче согласия для выдачи разрешения о переходе на индивидуальное отопление принадлежащей ей квартиры N 17. Письмом администрации Атяшевского городского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия № 643 от 11.09.2019 года ей отказано в согласовании переустройства жилого помещения со ссылкой на п. 15 ст. 14 ФЗ "О теплоснабжении". Считала отказ незаконным, поскольку из ответа административного ответчика от 11.09.2019 года на ее заявление не отразила, отвечает ли источник теплоснабжения, об установке которого ставится вопрос, техническим условиям, требованиям п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 года. Какие именно документы были представлены административным истцом, и каких не доставало.
09.09.2019 года было проведено внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, по вопросу утверждения согласования разрешения от собственников жилых помещений на установку индивидуального отопления, которые до настоящего времени были подключены к системе центрального отопления.
В судебном заседании административный истец Батурова С.А. заявленные требования поддержала и пояснила, что с 23.10.2012 года является собственником квартиры № 17, расположенной по адресу: <адрес>. Более половины квартир многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес> уже перешли на индивидуальную систему отопления. Ввиду того, что отопительную систему дома, владельцам квартир без индивидуальной системы отопления содержать затруднительно из – за высокого тарифа, постоянной ломки инженерных сооружений, и низкого температурного режима 06.09.2019 года обратилась в администрацию Атяшевского городского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия с письменным заявлением о согласовании переустройства жилого помещения, а именно принадлежащей ей квартиры, в связи с установкой оборудования индивидуального газового источника отопления без представления Проекта отопления квартиры, который предусматривал бы технические решения мероприятий по его установке. Письмом Главы Администрации Атяшевского городского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия № 643 от 11.09.2019 года незаконно отказано в выдаче разрешения на переустройство принадлежащего ей жилого помещения. Поскольку после 2014 года некоторым собственникам жилых помещений давалось разрешение на установку индивидуального газового источника отопления, просила возложить на административного ответчика обязанность выдать разрешение о переходе на индивидуальное отопление квартиры № 17, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Представитель административного ответчика по доверенности Бухаркина Т.А. в судебном заседании исковые требования не признала, в удовлетворении заявленных требований просила отказать, ссылаясь на то, что оснований для выдачи такого разрешения не имеется, поскольку в силу п. 15 ст. 14 Федерального закона "О теплоснабжении" установка индивидуального источника отопления в отдельно взятой квартире многоквартирного дома не разрешается. Постановлением Администрации Атяшевского городского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия № 252 от 01.10.2012 года (с изменениями 21.123.2018 № 191) утверждена схема теплоснабжения Атяшевского городского поселения, согласно которой обеспечение теплом квартир, расположенных в микрорайоне -2 производится путем центрального теплоснабжения от котельной, расположенной по адресу: <адрес>. Переход на индивидуальное отопление многоквартирных жилых домов схемой не предусмотрен. Более того, переход на индивидуальное отопление многоквартирных жилых домов может привести к снижению объема реализации тепловой энергии и необходимости корректировки тарифа в сторону его увеличения.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела усматривается, что административный истец Батурова С.А. является собственником квартиры № 17, в многоквартирном доме по адресу: <адрес> (свидетельство о регистрации права № от 23.10.2012).
Батурова С.А. 06.09.2019 года обратилась в Администрацию Атяшевского городского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о согласовании переустройства жилого помещения по адресу: <адрес> в целях перехода на индивидуальное отопление без представления проекта автономного отопления квартиры N 17, который бы предусматривал, что технические решения, принятые в рабочих чертежах, соответствующие требованиям промышленной безопасности опасных производственных объектов в области защиты населения территории от чрезвычайной ситуации, охраны окружающей природной среды, экологической, пожарной безопасности, а также требованиям государственных санитарных норм и правил, действующих на территории РФ, и обеспечивали бы безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных рабочими чертежами мероприятий.
Истицей 09.09.2019 года было получено согласие собственников помещений в многоквартирном доме на переход на индивидуальное отопление квартиры N 17.
Письмом 11.09.2019 года Администрацией Атяшевского городского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия было отказано в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, принадлежащего Батуровой С.А. со ссылкой на п. 15 ст. 14 ФЗ "О теплоснабжении" и утвержденную схему теплоснабжения Атяшевского городского поселения.
В силу положений ч. 6 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его пользования, которые установлены этим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Поскольку переход на автономное отопление жилого помещения в многоквартирном жилом доме требует переустройства жилого помещения, оно должно производиться в соответствии с нормами главы 4 Жилищного кодекса РФ и положениями Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения (ч. 1).
При этом, решение о согласовании является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме(ч. 5, 6 ст. 26 ЖК РФ).
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения (ч. 2).
Основания отказа в согласовании переустройства жилого помещения установлены ст. 27 ЖК РФ, при этом, решение об отказе в согласовании переустройства жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Пункт 3 части 1 ст. 27 ЖК РФ предусматривает, что отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
В силу ст. 28 Жилищного кодекса РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии, который должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Из анализа указанных положений закона следует, что переустройство жилого помещения не может нарушать прав и законных интересов других правообладателей объекта капитального строительства, третьих лиц, а также затрагивать конструктивные и другие характеристики его надежности и безопасности.
Жилой дом № 7 по адресу: <адрес>, где расположена квартира № 17, принадлежащая административному истцу, подключен к сети центрального отопления.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. п. 5 и 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно п. 15 ст. 14 Федерального закона "О теплоснабжении", запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Данная норма носит отсылочный характер и, действительно, устанавливает запрет на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии только в том случае, если такие источники тепловой энергии включены в перечень, определенный в пункте 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307.
Пункт 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", также, определяя требования к допустимым автономным источникам тепловой энергии, также устанавливает возможность их применения только в случае, предусмотренном схемой теплоснабжения.
Так, в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе.
Вместе с тем, следует учитывать, что система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможности перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.
Постановлением Главы Администрации Атяшевского городского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия от 01.10.2012 года N 252 утверждена схема теплоснабжения Атяшевского городского поселения.
В данной схеме теплоснабжения не предусмотрены условия перехода на индивидуальные источники теплоснабжения квартир в многоквартирном доме N 7, находящегося в зоне действия источников централизованного теплоснабжения. Более того, п. 5 данного акта содержит указание о снабжении микрорайона по прежней схеме централизованно от котельной микрорайона – 2.
Постановлением и.о. Главы Администрации Атяшевского городского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия от 21.12.2018 года N 191 внесены изменения в Постановление Главы Администрации Атяшевского городского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия от 01.10.2012 года N 252 «Об утверждении схемы теплоснабжения Атяшевского городского поселения», которым модернизация системы теплоснабжения Атяшевского городского поселения не предусматривает изменения схемы теплоснабжения (п. 3.1).
Сведений о внесении изменении в указанную схему теплоснабжения муниципального образования Атяшевское городское поселение в отношении реконструкции системы теплоснабжения многоквартирного дома не имеется.
Основная часть многоквартирного жилого фонда, в том числе и спорная квартира, находящаяся в многоквартирном доме, подключена к централизованной системе теплоснабжения, которая состоит из 2 модульных котельных и тепловых сетей. Эксплуатацию котельных и тепловых сетей на территории муниципального образования п. Атяшево осуществляет ООО «Ресурсоснабжение», собственности которого данное имущество находится.
В соответствии с п. 1.7, п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, переоборудование (переустройство, перепланировка) жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, предусмотрено, что потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный дом.
Из взаимосвязанных положений статей 2, 29, 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" следует, что система инженерно-технического обеспечения, предназначенная в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.
Система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подп. 21 п. 2 ст. 2 указанного ФЗ); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
Таким образом, проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 07.05.2015 N АКПИ15-198, данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
При этом суд отмечает, что административным истцом проект отключения квартиры № 17 от центрального отопления, содержащий оценку влияния отключения на последующую работоспособность всей системы отопления жилого дома в целом и данные о согласовании проекта с теплоснабжающей организацией, административному ответчику и в материалы дела не представлен.
Суд полагает, что право потребителей на отказ от получения услуг централизованного отопления в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе отопления, может быть реализовано посредством отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить в рамках реконструкции многоквартирного дома, которая в данном случае не запланирована.
Отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения соответствующих изменений в технический паспорт многоквартирного дома.
Поскольку внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, отключение квартир в многоквартирном жилом доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, сопровождающегося реконструкцией, переустройством или перепланировкой данного помещения, и связанное с изменением параметров общего имущества многоквартирного жилого дома и режима пользования этим имуществом, приводит к уменьшению состава общего имущества в виде внутридомовой системы отопления (в т.ч. путем реконструкции системы отопления посредством переноса, демонтажа стояков, радиаторов и т.п.) и предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, что в соответствии с ч. 2 ст. 40, ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации требует согласия всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Довод административного истца Батуровой С.А. о том, что ряд квартир в МКД в микрорайоне – 2 п. Атяшево уже перешел на индивидуальное отопление после 2014 года, суд отклоняет, поскольку материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих законность проведения переоборудования (переустройства) жилых помещений в установленном законом порядке с получением необходимых документов при завершении переустройства.
Перевод квартиры на индивидуальное газовое отопление возможен лишь при переводе всего многоквартирного дома с отключением дома от системы центрального отопления при наличии согласия всех собственников помещений в жилом доме.
Доказательства принятия решения об изменении схемы теплоснабжения всего многоквартирного жилого дома в материалах дела отсутствуют.
Представленные разрешения собственников помещений многоквартирного жилого дома о реконструкции квартиры № 17 на индивидуальное отопление не могут быть приняты в качестве надлежащего доказательства, поскольку из них не следует, что на общем собрании решался вопрос об изменении схемы теплоснабжения всего многоквартирного жилого дома.
Кроме того, в материалах дела отсутствует проект устройства системы индивидуального отопления, согласованный на соответствие требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим требованиям, также энергоснабжающей организацией.
Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии является переустройством жилого помещения. Порядок переустройства жилых помещений установлен главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации. Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения должен обратиться в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр. В составе таких документов предоставляется подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения.
Разработка проекта должна вестись на основании технических условий, полученных в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения". После проведения реконструкции подключение объекта должно быть обеспечено в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Поскольку система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома. Также должен быть разработан проект и на реконструкцию системы электроснабжения (газоснабжения) многоквартирного дома, если в качестве источника индивидуального отопления планируется использовать электрическое (газовое) оборудование.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, а также электрическое (газовое) оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения.
При таких обстоятельствах суд считает, что обжалуемое решение Администрации Атяшевского городского поселения от 11.09.2019 года № 643 постановлено в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, и признанию незаконным не подлежит.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 218 – 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Батуровой С.А. к Администрации Атяшевского городского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства жилого помещения, понуждении администрации Атяшевского городского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия выдать разрешение на переустройство жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения в окончательном виде суда через Атяшевский районный суд Республики Мордовия.
Судья Р.С. Селькина
УД Решение в окончательном виде изготовлено 25 ноября 2019 года.