Дело № 2-420/2019
42RS0001-01-2019-000422-09
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Гульновой Н.В.,
при секретаре Ворошиловой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области
22 мая 2019 года
гражданское дело по иску Баханцевой НИ к Администрации Анжеро-Судженского городского округа Кемеровской области о признании незаконным снятие с очереди по категории «<...>», обязании восстановить в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Баханцева Н.И. обратилась в суд с иском к Администрации АСГО о признании незаконным снятие с очереди по категории «<...> обязании восстановить в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Требования мотивирует тем, что с декабря 1986 года она была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес> с мужем и детьми. Собственником данного дома была ее свекровь и муж. Так как дом был маленький, общая площадь 42 м2, жилая площадь составляла 26 м2, им с семьей состоящей из 4 человек было тесно. Кроме этого, у нее были выявлены заболевания: <...>. Поскольку с ее заболеваниями сложно было проживать с семьей в небольшом домике, тем более обострялись хронические заболевания, в мае 2003 года она с заявлением и необходимыми документами обратилась в жилищный отдел администрации Анжеро-Судженского городского округа с просьбой постановки её и её семьи на очередь по улучшению жилищных условий. На основании решения администрации Анжеро-Судженского городского округа её семья поставлена на очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении с 19.05.2003г. Кроме этого, поскольку она страдает <...>» с 31.01.2007г. С 2008 года в силу определенных обстоятельств, одним из которых являлись ее заболевания, она с мужем фактически прекратили брачные отношения, перестали вести совместное хозяйство, совместный бюджет. Она стала обращаться в жилищный отдел администрации Анжеро-Судженского городского округа с просьбой предоставить ей на время, пока не подойдет очередь, какое-нибудь жилое помещение. Также неоднократно обращалась с этим вопросом к главе города. В ноябре 2011 года ей предоставили квартиру по адресу: <адрес>, где она постоянно проживает и в настоящее время. В конце декабря 2018г. с администрации города пришло письмо с уведомлением от 28.12.2018г. и выпиской из постановления администрации Анжеро-Судженского городского округа от 28.12.2018г. № №, в котором было указано, что она и ее семья сняты с учета граждан нуждающихся в жилом помещении, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Основанием для снятия с учета послужило то, что ее бывший муж Баханцев С.В. на основании договора купли-продажи в 2015г. и в 2017г. приобрел две комнаты в коммунальной квартире. Посчитав это ошибкой, она с заявлением обратилась к главе администрации Анжеро-Судженского городского округа, поскольку у нее серьезное хроническое заболевание, иного жилья, кроме предоставленного администрацией, у нее нет, имущественное положение не улучшилось. В ответе от главы городского округа, от 14.01.2019г. № 60, подтвердили, что основанием для снятия, как ее, так и всей семьи послужила утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, а именно, приобретение бывшим мужем двух комнат в коммунальной квартире. Считает, что снятие её с очереди по категории «<...>» противоречит нормам жилищного законодательства и является необоснованным.
Просит суд признать незаконным п.9 постановления Администрации Анжеро - Судженского городского округа от 28.12.2018г. № 1741 об исключении её из списка по категории «<...>», обязать администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить Баханцеву Н.И. в льготный список граждан по категории <...>» с прежней даты учета.
Истец Баханцева Н.И. в суд не явилась, извещена надлежаще, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Баханцевой Н.И. – Дударев В.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал. Кроме того, пояснил, что снимая с учета Баханцеву Н.И. в качестве нуждающейся в жилом помещении ответчик руководствовался п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, мотивируя свой отказ тем, что бывшему мужу Баханцевой Н.И. принадлежит две комнаты в коммунальной квартире расположенной по адресу: <адрес>, а дочери истца принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Фактически брачные отношения Баханцевой Н.И. с её бывшим мужем прекращены с 2008 года. С ноября 2011 года Баханцевой Н.И. предоставлена социальная квартира по адресу: <адрес>, где она проживает и в настоящее время. Брак между Баханцевыми расторгнут 16.02.2019 года. Приобретение бывшим мужем истца комнат в квартире не может быть бесспорным доказательством того, что данные комнаты являются совместной собственностью супругов. Баханцева страдает тяжелыми хроническими заболеваниями, одном из которых является <...> совместное проживание с такими больными в одной квартире невозможно. Кроме того, между ФИО1 и её бывшим супругом заключен брачный договор <дата> о том, что приобретённые комнаты являются единоличной собственностью супруга. Истец оспаривает только её снятие с учёта по категории «<...>», снятие семьи с очереди не оспаривает.
Представитель ответчика Администрации Анжеро-Судженского городского округа Килина Е.В., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении исковых требований отказать, суду пояснила, что на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Истец Баханцева Н.И. и члены её семьи сняты с учета граждан нуждающихся в жилом помещении, а Баханцева Н.И. также с очереди по категории «<...>», поскольку было выявлено, что у истца и её супруга имеется в собственности две комнаты в коммунальной квартире, а также её дочери принадлежит жилой дом. Жилые помещения, имеющиеся в собственности Баханцева С.В., приобретались в период брака с Баханцевой Н.И., тем самым данные жилые помещения являются совместно нажитым имуществом супругов, то есть Баханцева Н.И. в этой связи стала обеспечена жилым помещением. Данные основания стали им известны в результате ежегодного мониторинга граждан состоящих на учёте на предмет, не утрачены ли у них основания стоять в очереди на получение жилого помещения, каждый год граждане должны подтверждать своё право документально. На приёмах Баханцевой разъяснялось, что необходимо предоставить документы, чего сделано не было. Администрация запросила сведения из Росреестра самостоятельно и выявила данные жилые помещения, приобретённые супругом истца. Баханцева Н.И. не предоставляла в Администрацию сведения о расторжении брака с супругом и разделе имущества, то есть брачный договор, эти документы составлены и получены истцом после снятия с очереди и представлены уже в суд. В настоящее время Баханцева Н.И. обратилась в жилищный отдел за постановкой вновь её на очередь на предоставление жилого помещения по категории «<...>», в конце мая предполагается заседание комиссии, на котором пакет документов истца с новыми сведениями, в том числе, о расторжении брака, наличии брачного договора будет рассмотрен. На декабрь 2018г. данные сведения о прекращении брака, заключении брачного договора у ответчика не имелись, поскольку они возникли позже, после снятия истца с очереди, соответственно иного решения, кроме как то, которое вынесла Администрация АСГО 28.12.2018г., ответчик вынести был не вправе.
Третье лицо – Баханцев С.В., привлеченный к участию в деле определением Анжеро-Судженского городского суда от 29.04.2019г., в суд не явился, извещен надлежаще, о причинах неявки не сообщал.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40).
В соответствии с п. 1, 2 ст. 5 ЖК РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О социальной защите <...> в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки <...> по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем <...> и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Исходя из положений ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите <...> в Российской Федерации" <...> и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. <...> и семьи, имеющие детей инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются <...>, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 данного кодекса перечне.
Согласно ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно п.2 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Баханцева Н.И. является <...>
12.05.2003г. истец обратилась с заявлением в Администрацию АСГО о постановке ее и ее семьи в составе 3 человек на очередь на улучшение жилищных условий. Указывает, что дом по <адрес>, где она проживает, принадлежит мужу и свекрови по завещанию, жилая площадь 26 кв.м. Состав семьи 4 человека (муж, сын, дочь, заявитель), также указывает, что является <...>
Согласно Распоряжению Администрации г. Анжеро-Судженска № 531-р от 19.05.2003г. «О постановке на учет на улучшение жилищных условий», истец Баханцева Н.И. в составе семьи из 4 человек, проживающих по <адрес>, поставлены на учет (лд. 18-19).
Согласно протоколу заседания общественной жилищной комиссии Администрации г. Анжеро-Судженска №1 от 31.01.2007г. решено включить в список на внеочередное предоставление жилого помещения Баханцеву Н.И., проживающую по <адрес>, страдающей заболеванием, включенное в перечень заболеваний (утв. Постановлением Правительства 16.06.2006г. № 378 (лд.20, 21).
Кроме того, на основании заявления истца от 25.12.2008г. на очередном заседании областной комиссии по предоставлению жилых помещений (протокол от 07.10.2011г. №) было принято решение о выделении истцу жилого помещения № по <адрес> в областном доме ветеранов <адрес> на основании договора безвозмездного пользования. Предоставлением благоустроенного жилья вне очереди Администрация АСГО не имеет возможности, поскольку будут нарушены права других очередников ( общая очередь истца на 2015г. №, по категории <...> № с <дата>) (лд. 8,4).
Согласно справке ООО УК Анжерская от 23.11.2018г. Баханцева Н.И. зарегистрирована в <...> квартире по <адрес> с 15.11.2011г. (лд31).
Дочь истца ФИО6 зарегистрирована в коммунальной квартире по <адрес> с 19.04.2018г. по 17.04.2024г. (лд.31).
В жилом доме по <адрес> зарегистрированы ФИО6 с <дата>, ФИО7 с <дата>, кроме них несовершеннолетние ФИО8, ФИО9, супруг ФИО6 – ФИО10, что следует из справки ООО МП ЕРКЦ от 22.11.2018г. (лд32).
В соответствии с постановлением Администрации АСГО от 28.12.2018г. № Баханцева Н.И. и члены ее семьи сняты с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, о чем истцу 28.12.2018г. выслано соответствующее уведомление (лд10).
Согласно выписки из постановления Администрации АСГО от 28.12.2018г. № следует, что основание снятия с учета - в связи с утратой оснований, дающих право на поручение жилого помещения по договору социального найма - п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ (отсутствие нуждаемости: на основании договоров купли-продажи от <дата> и <дата> Баханцеву С.В. принадлежат две комнаты в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общая площадь 50,5 А. м; на основании договора купли-продажи от <дата> ФИО14. принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общая площадь 42,0 кв. м; совокупная обеспеченность семьи по 23,1 кв. м на 1 человека). Также Баханцева Н.И. исключена из списка по категории «<...>» в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилья по договору социального найма (лд11).
Согласно выписке из ЕГРН от 29.11.2018г. следует, что за супругом истца Баханцевым С.В. в собственности значится:
одна комната в коммунальной квартире по ул. <адрес>ю 17,4 кв.м. по договору купли-продажи от 29.06.2015г. в ипотеку;
одна комната в коммунальной квартире по ул. <адрес>ю 17,4 кв.м. по договору купли-продажи от 26.12.2017г. (лд.22-23).
В настоящее время собственником жилого дома и земельного участка по <адрес> является дочь истца ФИО6 на основании договора купли-продажи от 24.12.2015г., зарегистрированного 30.12.2015. (лд25-26).
Согласно уведомлению ЕГРН от 29.11.2018г. за истцом Баханцевой Н.И. в собственности недвижимости не зарегистрировано (лд27). Согласно уведомлению ЕГРН от 29.11.2018г. за сыном истца ФИО7 в собственности недвижимости не зарегистрировано (лд28).
Кроме того, истцом в дело представлены: свидетельство о расторжении брака с Баханцевым С.В. 16.02.2019г., супруге присвоена фамилия – Баханцева; брачный договор от 22.01.2019г. между Баханцевой Н.И. и Баханцевым С.В., согласно которому Баханцев С.В. и Баханцева Н.И. определили правовой режим совместного имущества, а именно, что две комнаты в коммунальной квартире по <адрес>, приобретенные на имя Баханцева С.В. в период брака, будет считаться собственностью Баханцева С.В. как в период брака, так и после его прекращения (лд.38-40).
Разрешая требования истца, оценивая представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь вышеуказанными нормами закона, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований.
Так согласно Решению Совета народных депутатов АСГО от 02.11.2015г. № 384 утверждена учетная норма и норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в АСГО, которая составляет : в целях принятия на учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях – 12,5 кв.м. на человека.
Исходя из представленных в материалы дела сведений обеспеченность семьи Баханцевой Н.И., состоящей из четырех человек ( жилой дом по <адрес> общей площадью 42,0 кв.м., две комнаты в коммунальной квартире по <адрес> общей площадью 50,5 кв.м.) составляет более, чем установленную учетную норму 12,5 кв.м. на 1 человека, что послужило основанием для снятия как семьи истца с общей очереди так и лично её (категория «<...>») с очереди на получение жилого помещения по договору социального найма по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ (отсутствие нуждаемости), что суд находит обоснованным, поскольку на момент рассмотрения истребованных из Росреестра Администрацией АСГО сведений о наличии у семьи недвижимого имущества (декабрь 2018г.) установлено, что семья, равно как и истица обеспечены жильём выше установленной учётной нормы (12,5 кв.м.), а именно, на 1 члена семьи обеспеченность составляет 23,1 кв.м., документами о расторжении брака между Баханцевыми, определении правового режима совместного имущества супругов ответчик не располагал, соответственно, выносил решение на основании имеющихся у него данных.
Доводы стороны истца о том, что фактически стороны прекратили брачные отношения ранее, недвижимое имущество является только собственностью супруга, являются несостоятельными, поскольку не подтверждены документально на момент рассмотрения вопроса о наличии оснований стоять на учёте на очереди, брак между Баханцевыми был расторгнут и заключён брачный договор уже после решения данного вопроса о снятии с очереди. Однако, если истца считает, что при сложившихся обстоятельствах она имеет право состоять на очереди на получения жилья по категории «<...>», то она вправе обратиться с заявлением о постановке её на учёт вновь с учётом изменений в её семейном положении. На момент рассмотрения вопроса в декабре 2018г. она состояла в браке с Баханцевым С.В. и имущество, приобретённое им в браке, считалось совместно нажитым.
При указанных обстоятельствах, у суда не имеется законных оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.9 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2018░. № № ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ <...>», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ «<...>» ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.05.2019░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: