Дело №5-194/2021
Уникальный идентификатор дела 45RS0001-01-2021-000473-07
Постановление (мотивированное)
по делу об административном правонарушении
07 декабря 2021 года
ул. Советская, 2, с. Альменево Альменевского района Курганской области
Судья Альменевского районного суда Курганской области Воробьев Олег Александрович, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица:
Михайловой Татьяны Владимировны, родившейся <данные изъяты>
установил:
09 ноября 2020 года специалистом-экспертом Шумихинского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области Водянниковой Ю.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении должностного лица – председателя потребительского кооператива «Альменевское ЦПО» Михайловой Т.В., указано следующее.
25 октября 2021 года в период времени с 12 часов 31 минут до 12 часов 36 минут при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в торговом зале магазине «Кулинария» потребительского кооператива «Альменевское ЦПО» по адресу: площадь Комсомола, д. 6, с. Альменево Альменевского района Курганской области находились покупатели, социальная дистанция от 1,5 до 2 метров между которыми не соблюдена, сотрудник магазина обслуживала покупателей без маски и перчаток, что является нарушением статей 11, 29, 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», пункта 1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16 октября 2020 года №31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом». Михайлова Т.В. являясь должностным лицом, не выполнила требования по соблюдению социальной дистанции в помещении магазина, допустила обслуживание сотрудником магазина покупателей без маски, перчаток, тем самым нарушила санитарное законодательство, выполнять которое обязана, нарушила обязательство заботиться о собственном здоровье, а также осуществила действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья.
Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Михайлова Т.В. указала, что вину не признаёт. Пояснила, что на просмотренном видео работник продуктового магазина «Кулинария» ФИО 1 обслуживает покупателя без перчаток, маска не закрывает нос. В должностной инструкции работника – продавца с исполнением обязанностей заведующей магазином при трудоустройстве были прописаны обязанности по соблюдению требований санитарного законодательства, в том числе перчаточного и масочного режима и ответственность за их неисполнение. Она (Михайлова) как руководитель выполнила все свои обязанности: издала распорядительные документы о соблюдении масочного и перчаточного режима, работники полностью обеспечены масками и перчатками с учётом необходимости их замены. Регулярно приобретаются маски и перчатки для работников и выдаются им. Сама лично два раза в день контролирует в магазинах соблюдение работниками требований санитарного законодательства, проводит разъяснительную работу.
Должностное лицо – специалист-эксперт Шумихинского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области Водянникова Ю.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была извещена надлежащим образом.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные.
Согласно ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе должностных лиц, за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Согласно протоколу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ от 09 ноября 2021 года в объяснении Михайлова Т.В. указала, что с протоколом не согласна, сотрудники магазина уведомлены под роспись о ношении средств индивидуальной защиты, в магазине имеется достаточное количество масок и перчаток.
Проверка потребительского кооператива «Альменевское ЦПО» проведена на основании задания от 25 октября 2021 года №12/151-з, вынесенного начальником Шумихинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области.
Проверка без взаимодействия с контролируемым лицом в форме выездного обследования по месту нахождения потребительского кооператива «Альменевское ЦПО» проведена путём осмотра общедоступных мест магазина «Кулинария» с применением видеозаписи, что подтверждается содержанием протокола осмотра в рамках выездного обследования от 25 октября 2021 года и акта выездного обследования от 25 октября 2021 года. В данных документах указано, что сотрудники магазина находятся в торговом зале без гигиенических масок. Сведений о конкретных работниках магазина, а также сведений об отсутствии у работников магазина перчаток, о несоблюдении социальной дистанции не указано.
На просмотренных трёх видеозаписях одинакового содержания с приобщённого к делу диска, видно, что в продуктовом магазине на кассе с покупателем работает женщина, у которой на лице имеется маска, не защищающая органы дыхания в области носа, на руках отсутствуют перчатки.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц потребительский кооператив «Альменевское ЦПО» зарегистрирован 21 февраля 2016 года. В качестве председателя кооператива указана Михайлова Т.В. Основной вид деятельности – торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах.
Согласно выписке из Единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства потребительский кооператив «Альменевское ЦПО» значится в указанном реестре. Категория субъекта – микропредприятие.
Стороной защиты представлены:
- Устав потребительского кооператива «Альменевское ЦПО», согласно которому кооператив является юридическим лицом – некоммерческой кооперативной организацией. Организационно-правовая форма – потребительский кооператив (п.1.2). Органами управления кооператива являются общее собрание кооператива, совет кооператива, председатель кооператива (6.1). В период между собраниями кооператива управление осуществляет совет кооператива (п.8.1). Председатель совета кооператива без доверенности действует от имени кооператива, в том числе представляет его интересы, издаёт распоряжения и даёт указания, обязательные для исполнения всеми работниками кооператива (п.8.4). Председатель кооператива является единоличным исполнительным органом кооператива (п.9.1). Председатель кооператива без доверенности действует от имени кооператива: организует работу специалистов; обеспечивает выполнение решений общего собрания, собрания уполномоченных, совета кооператива; утверждает штатное расписание; принимает и увольняет специалистов и работников кооператива, налагает на них взыскания; заключает договора, соглашения, совершает иные сделки, подписывает постановления и иные документы; представляет кооператив; открывает счета; утверждает цены на продукцию и услуги; организует бухгалтерский учёт и отчётность, принимает решения по другим вопросам, связанным с текущей деятельностью кооператива (п.9.3). Председатель кооператива несёт ответственность за хозяйственную деятельность кооператива (п.9.5);
- выписка из постановления заседания совета потребительского кооператива «Альменевское ЦПО» от 28 марта 2016 года о назначении Михайловой Т.В. председателем кооператива «Альменевское ЦПО»;
- приказ от 02 июля 2020 года о приёме на работу ФИО 1 продавцом в магазин «Продукты» ПК «Альменевское ЦПО»;
- должностная инструкция продавца с исполнением обязанностей заведующей магазином, согласно которой продавец обеспечивает соблюдение правил торговли, правил и норм по охране труда и технике безопасности (п.6 раздела 2). Обеспечивает санитарное состояние торговой точки (п.7 раздела 2). При обслуживании покупателей несёт ответственность за соблюдение санитарных норм, в том числе использование масок, перчаток (п.10 раздела 2). Продавец несёт административную ответственность за нарушение правил торговли, несоблюдение санитарных норм, в том числе за неиспользование масок и перчаток, санитарного состояния торговой точки (п.3 раздела 3). Должностная инструкция утверждена председателем правления ПК «Альменевское ЦПО». Указано, что 02 июля 2020 года с должностной инструкцией ознакомлена ФИО 1 имеется расписка;
- приказ от 11 января 2021 года о соблюдении перчаточно-масочного режима в торговом зале магазина «Продукты» ПК «Альменевское ЦПО», в котором указано о необходимости всем работникам носить маску и перчатки во время исполнения своих обязанностей. С приказом ознакомлена, в том числе ФИО 1
- объяснительная записка ФИО 1 от 28 октября 2021 года, в которой указано, что 25 октября 2021 года находилась в торговом зале в маске гигиенической, во время работы одевает и снимает очки, в это время маска могла сдвинуться с носа;
- кассовый чек от 11 октября 2021 года о приобретении одноразовых масок;
- кассовый чек от 07 октября 2021 года о приобретении, в том числе одноразовых перчаток;
- кассовый чек от 07 октября 2021 года о приобретении резиновых перчаток.
Свидетель ФИО 1 в судебном заседании пояснила, что работает продавцом в магазине потребительского кооператива «Альменевское ЦПО». На просмотренной видеозаписи, она находится в магазине на рабочем месте – обслуживает покупателя. Она находилась в маске. Перчатки на руках отсутствуют из-за неудобства их использования в работе. При приёме на работу ей была разъяснена необходимость работы в перчатках и маске, ответственность за неисполнение данных требований. Всё это было оговорено в должностной инструкции продавца с исполнением обязанностей заведующей магазином. Средствами защиты: перчатками и масками она обеспечена в достаточном количестве. Михайлова ежедневно контролирует исполнение данных требований.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные.
Оценивая представленные доказательства, прихожу к выводу, что они не содержат данных о наличии нарушения покупателями социальной дистанции от 1,5 до 2 метров. Сведений об этом не содержат ни указанный протокол осмотра в рамках выездного обследования от 25 октября 2021 года, ни акт выездного обследования от 25 октября 2021 года. Содержание просмотренной видеозаписи также не позволяет сделать вывод о наличии данного нарушения.
Оценивая доводы о наличии нарушения в виде того, что сотрудник магазина обслуживала покупателей без маски и перчаток и вины в этом должностного лица, прихожу к следующим выводам.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года №715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года №66 коронавирусная инфекция (2019-nCOV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно постановлению Губернатора Курганской области от 16 марта 2020 года №12 «О введении режима повышенной готовности» в связи с угрозой распространения на территории Курганской области новой коронавирусной инфекции на территории Курганской области введён режим повышенной готовности (п.1). Организациям и индивидуальным предпринимателям предписано определить должностных лиц, ответственных за соблюдение требований по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (п.8).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в числе прочего посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В силу пунктов 1, 2 статьи 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Пунктами 1, 3 статьи 29 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению производственного контроля. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года №15 (далее - СП 3.1.3597-20), мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются, в том числе соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров.
В соответствии с п. 1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16 октября 2020 года №31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» лицам, находящимся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
Содержание указанных нормативно-правовых актов указывает на то, что ответственность за проведение указанных мероприятий прямо прописана в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Должностное лицо согласно ст. 2.4 КоАП РФ подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, для привлечения должностного лица к административной ответственности подлежит доказыванию факт неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей, вследствие которого было допущено нарушение в деятельности юридического лица.
Согласно ст. 15 Закона РФ от 19 июня 1992 года №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» управление потребительским обществом осуществляют общее собрание потребительского общества, совет и правление потребительского общества (п.1). Высшим органом потребительского общества является общее собрание потребительского общества (п.2). В период между общими собраниями потребительского общества управление в потребительском обществе осуществляет совет, который является представительным органом (п.3). Исполнительным органом потребительского общества является правление потребительского общества (п.4). Контроль за соблюдением устава потребительского общества, его финансовой и хозяйственной деятельностью, а также за созданными им организациями и подразделениями осуществляет ревизионная комиссия потребительского общества (п.5).
Протокол об административном правонарушении не содержит данных о том, в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением каких служебных обязанностей Михайловой вменяется факт совершения административного нарушения, не указано какие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции не были выполнены. Один лишь факт занятия должности председателя потребительского кооператива «Альменевское ЦПО», не является достаточным основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ по поводу обстоятельств, указанных в протоколе об административном правонарушении.
При этом оценивая содержание доказательств представленных стороной защиты следует признать, что вопрос выполнения продавцом своих трудовых обязанностей с использованием маски и перчаток, регламентирован внутренними распорядительными документами, а также в должностной инструкции продавца с возложением обязанностей заведующей магазином. Работник потребительского кооператива «Альменевское ЦПО», который согласно доводам административного органа обслуживал покупателей без маски и перчаток, был обеспечен указанными средствами защиты, что подтверждается объяснениями Михайловой, показаниями свидетеля ФИО 1 согласующихся с содержанием исследованных чеков о приобретении масок и перчаток. Доказательств и доводов о разграничении ответственности председателя кооператива, председателя совета кооператива, продавца с обязанностями заведующего магазином, по данному вопросу не представлено.
Обязанности решения данных вопросов в Уставе в отношении председателя потребительского кооператива не конкретизированы, в связи с чем невозможно сделать вывод о его ответственности за невыполнение указанных требований законодательства.
Согласно ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (ч.1). Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ч.2).
Оценивая вопрос наличия вины Михайловой в отношении указанных в протоколе об административном правонарушении обстоятельств, следует признать, что доказательств умысла на совершение нарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, либо неосторожной формы вины, не представлено.
Опровержение или доказывание данных обстоятельств не может быть возложено на лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении с учётом презумпции невиновности.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (п. 2 ч. 1). Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ (ч. 1.1).
Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения (п. 2 ч. 1).
Оценивая исследованные доказательства в совокупности, следует признать, что в действиях Михайловой состав, правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ отсутствует, поскольку наличие объективной стороны правонарушения и вина не доказаны.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10, ст. 29.11 КоАП РФ,
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица Михайловой Татьяны Владимировны прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мотивированное постановление составлено 10 декабря 2021 года.
Судья Воробьев О.А.