Решение по делу № 2-318/2018 ~ М-128/2018 от 02.02.2018

Гражданское дело № 2-318/2018

Мотивированное решение составлено 16 марта 2018 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 марта 2018 года город Асбест

Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Юрова А.А., при секретаре Крашенинниковой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Асбеста Свердловской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Управлению образованием Асбестовского городского округа, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Малыш» Асбестовского городского округа об обязанности оборудовать канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112»,

УСТАНОВИЛ:

Истец Прокурор города Асбеста Свердловской области в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Управлению образованием Асбестовского городского округа, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Малыш» Асбестовского городского округа об обязанности оборудовать канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112», при этом указав, что прокуратурой города по информации Асбестовского отдела вневедомственной охраны - филиала ФГКУ «Управление неведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области» *Дата* в рамках осуществления надзорных полномочий проведен сбор сведений о состоянии антитеррористической защищенности объектов системы образования Асбестовского городского округа.    

Как указывает истец, установлено, что в Муниципальном бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Малыш» Асбестовского городского округа, учредителем которого, согласно п.2.1 Устава является Управление образованием Асбестовского юродского округа, в нарушение пункта 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, отсутствует канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112». Причем, ранее Асбестовским отделом вневедомственной охраны - филиала ФГКУ «Управление неведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области» направлялось письмо об устранении указанных нарушений.

В соответствии с п.п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35 «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в'даниях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В силу пп. 15 ч, 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников (обучающихся) и работников образовательной организации.    

Согласно пункту 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Из содержания п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» следует, что охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении.

Ненадлежащее соблюдение требований по антитеррористической; защищенности образовательных учреждений ущемляет права воспитанников и работников, как находящихся в настоящее время в учреждении, так и тех, кто будет находиться в будущем, на получение образование и осуществление ухода в безопасных условиях. Таким образом, круг лиц, чьи права и законные интересы нарушены указанным бездействием, установить не представляется возможным.

На основании изложенного истец просит суд:    

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Малыш» Асбестовского городского округа создать безопасные условия обучения, а именно оборудовать канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».

Обязать Управление образованием Асбестовского городского округа обеспечить финансирование оборудования канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112» (л.д.3-4).

Помощник прокурора г. Асбеста Свердловской области Селиванов Н.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, пояснил, что разумным сроком для исполнения решения суда является срок до *Дата*.

Представитель ответчика – Управление образованием Асбестовского городского округа Чудинова П.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, в удовлетворении иска просила отказать, представила письменное мнение.

Представитель ответчика – Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Малыш» Асбестовского городского округа Баталова Ю.Х., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что по ее мнению, канал передачи тревожных сообщений в ситуационные центры «Службы 112» оборудован путем установления стационарного телефона с возможностью круглосуточной связи со «Службой 112».

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, прокуратурой города Асбеста по информации Асбестовского отдела вневедомственной охраны - филиала ФГКУ «Управление неведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области» *Дата* в рамках осуществления надзорных полномочий проведен сбор сведений о состоянии антитеррористической защищенности объектов системы образования Асбестовского городского округа. Было установлено, что в Муниципальном бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Малыш» Асбестовского городского округа, учредителем которого, согласно п.2.1 Устава является Управление образованием Асбестовского юродского округа (л.д.7-11), в нарушение пункта 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, отсутствует канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» (л.д.5-6).

Ранее, *Дата* Асбестовским отделом вневедомственной охраны - филиала ФГКУ «Управление неведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области» направлялось письмо об устранении указанных нарушений. Указанные нарушения устранены не были (л.д.20-21).

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободйшвляются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы ответственные за заботу с детьми или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Из приведенных норм следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии с п.п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35 «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

В целях обеспечения безопасности в учреждениях для детей и в силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в них должны быть устроены системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Образовательные детские учреждения являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних (детей), то есть являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Поэтому процитированная бланкетная норма об обязательности системы сигнализации применима в силу п. 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 N 272, (далее - Требования) в рамках предоставленных п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" полномочий по установлению обязательных для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Согласно п. 23 указанных Требований, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения. В частности, в соответствии с п. 31 Требований для передачи тревожных извещений объект (территория) оборудуется устройствами тревожной сигнализации (механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелоками, педалями). По п. 6.48 СП 118.13330.2012 "Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать системы пожарной и охранной сигнализации, канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

В силу пп. 15 ч, 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников (обучающихся) и работников образовательной организации.    

Из содержания п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» следует, что охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении.

Действующий в настоящее время Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» определяет дошкольную образовательную организацию как организацию, осуществляющую в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (пункт 1 части 2 статьи 23).

В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 вышеприведенного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за воспитанниками (обучающимися), их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье воспитанников (обучающихся), работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Учитывая приведенное, каждое образовательное учреждение должно быть оборудовано системой передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Суд приходит к выводу, что в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пришел к правильному выводу о том, что установление системы охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в дошкольном образовательном учреждении является обязательным, направленным на пресечение преступлений террористической направленности, и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения.

Доводы ответчика – Управления образованием Асбестовского городского округа об отсутствии оснований для применения положений Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к существующим зданиям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу предусмотренных указанным законом требований, освободить ответчика от исполнения возложенной на него судом обязанности по финансированию указанных мероприятий, является несостоятельным.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

Как видно из приведенных выше норм они содержат императивные предписания в отношении образовательных учреждений. Кроме того, при рассмотрении вопроса о необходимости соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности, применяется системное толкование нормативных правовых актов Российской Федерации.

Несоблюдение требований, установленных указанным Сводом правил в части безопасности зданий и сооружений, возведенных до введения в действие Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", являясь по существу признанием неравенства прав граждан, посещающих такое здание, по сравнению с правами других граждан, противоречит положениям ст. ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации и конституционно закрепленному принципу равенства всех перед законом (ст. 19 Конституции Российской Федерации).

Кроме того, *Дата* между ООО ЧОП «Крокус» и Муниципальный бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад «Малыш» Асбестовского городского округа заключен договор об охране объекта посредством использования тревожной сигнализации, заключенный с ООО ЧОП «Крокус» (л.д.17-19).

Однако, в соответствии с требованиями СП 118.13330.2012 (п. 6.48) канал передачи тревожных сообщений необходимо устанавливать в органах внутренних дел (вневедомственной охраны). ООО ЧОП «Крокус» к системе МВД России отношения не имеет.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"), к которым относится как решение вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), так и участие в профилактике терроризма и экстремизма, в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования (п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

При этом в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Таким образом, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только муниципальных образовательных учреждений как титульных владельцев зданий, но и органов местного самоуправления как их учредителей и собственников имущества этих учреждений, а также как органов, наделенных публичными функциями защиты пребывающих в нем людей от различных незаконных посягательств.

На основании изложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд считает, что исковые требования прокурора города Асбеста Свердловской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Управлению образованием Асбестовского городского округа, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Малыш» Асбестовского городского округа об обязанности оборудовать канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112», подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198, ГПК РФ, суд

Решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ «░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░ 112» ░ ░░░░ ░░ *░░░░*.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░ 112»

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░                              ░.░. ░░░░░

2-318/2018 ~ М-128/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура
Ответчики
МБДОУ "Детский сад "Малыш"
Управление образования АГО
Суд
Асбестовский городской суд Свердловской области
Судья
Юрова Анастасия Анатольевна
Дело на сайте суда
asbestovsky--svd.sudrf.ru
02.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.02.2018Передача материалов судье
05.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.03.2018Судебное заседание
16.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2018Дело оформлено
08.10.2019Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее