Дело № 2-219/2011 год
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27 апреля 2011 года п. Архара
Архаринский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Каралаш З.Ю.,
при секретаре Золотаревой К.В.,
с участием помощника прокурора Архаринского района Маркусенко Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Архаринского района Амурской области в интересах Шевченко Натальи Валерьевны к администрации Архаринского района о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Архаринского района Амурской области обратился в суд в интересах Шевченко Натальи Валерьевны с иском о предоставлении жилого помещения, как лицу, из числа детей, оставшемуся без попечения родителей.
В обосновании доводов в заявлении прокурор указал, мать Шевченко Н.В. – Шевченко Т.В. лишена родительских прав в отношении своей несовершеннолетней дочери решением Архаринского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке из актовой записи о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце в свидетельстве о рождении ФИО1 записаны со слов матери. Постановлением главы администрации Иннокентьевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ №, за несовершеннолетней ФИО1 закреплена жилая площадь в <адрес>. В соответствии с актом обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, закрепленного за ФИО1, жилому дому № по адресу в <адрес> требуется ремонт: замена нижних венцов, кровли, оконных коробок, ремонт печи. В ходе проверки установлено, что жилому дому № по адресу в <адрес>, закрепленному за ФИО1, требуется ремонт, в связи с чем проживание в доме в настоящее время невозможно. Также проверкой установлено, что на территории Иннокентьевского сельсовета свободного жилья, пригодного для проживания нет, строительство нового жилья не ведется и не планируется. Вместе с тем, проверкой установлено, ФИО1 администрацией <адрес> не была внесена в отдельный список на внеочередное предоставление жилого помещения как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в собственности жилья не имеет.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО5 на заявленных исковых требованиях настаивала, в обоснование высказала доводы, аналогичные указанным в исковом заявлении, просила обязать орган местного самоуправления в лице администрации <адрес> предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма в <адрес> общей площадью не менее 18 кв.метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Истица ФИО1 в судебном заседании поддержала доводы искового заявления и суду пояснила, что первый раз обратилась в отдел образования администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. В 2007 году она получила при окончании колледжа личное дело и ей сказали, что у нее есть закрепленное жилье в <адрес>. До этого она не знала, что за ней закреплено жилое помещение в <адрес>. Проживать в <адрес> не хочет, поскольку там нет работы.
Представитель администрации <адрес> ФИО6 исковые требования не признала указав, что за ФИО1 закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Согласно акту обследования помещения, закрепленного за несовершеннолетним, жилье признано пригодным для проживания. Согласно справке о соответствии жилых помещений санитарным правилам и нормам от ДД.ММ.ГГГГ № выданной Главным государственным санитарным врачом по Бурейскому, Архаринскому и <адрес> жилье соответствует государственным санитарно - эпидемиологическим правилам и нормам СанПин. На основании изложенного, учитывая, что жилье за несовершеннолетним закреплено и она не стоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, считает, что требования прокурора <адрес> удовлетворению не подлежат.
Представитель заинтересованного лица администрации Иннокентьевского сельсовета ФИО7 суду пояснила, что постановлением главы Иннокентьевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № за несовершеннолетней ФИО1 закреплено жилое помещение в <адрес> по адресу <адрес>. Сегодня в данном доме проживает ФИО2, которая лишена родительских прав в отношении ФИО1 Жилой дом пригоден для проживания, требуется ремонт. Впервые ФИО1 обратилась с письмом в администрацию Иннокентьевского сельсовета в декабре 2010 года
Заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явилась. О времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом. Со слов ФИО7, ФИО2 на предложение ехать в судебное заседание сослалась на нездоровье и отказалась. Суду о причинах неявки ФИО2 не сообщала, ходатайств об отложении судебного заседания ФИО2 не заявляла.
Стороны не возражают рассмотреть дело в отсутствие ФИО2
При таких обстоятельствах судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие ФИО2
Представитель заинтересованного лица органа опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес> ФИО8 суду пояснила, что в период времени с 2005 по 2007 г., во время обучения ФИО1 в колледже, орган опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес> неоднократно сообщал в колледж о том, что за ФИО1 закреплено жилое помещение в <адрес> и что данное жилое помещение пригодно для проживания.
Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицами из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Судом по делу установлено, что ФИО1 до достижения ею 23-х летнего возраста относилась к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно решению Архаринского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО1 – ФИО2 лишена родительских прав в отношении ее несовершеннолетней дочери.
В соответствии с выпиской из актовой записи о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ. Запись об отце сделана со слов матери.
Согласно ч.1 ст.8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Абзац второй части 1 указанного закона устанавливает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст.4 <адрес> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сироти детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Часть 3 указанного закона устанавливает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области. Достижение 23 лет вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является основанием для отказа во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ закончила обучение в ФГОУ СПО «Амурский строительный колледж» <адрес>.
Постановлением главы администрации Иннокентьевского сельсовета <адрес> от № от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 закреплена жилая площадь в <адрес>.
Из информационного письма главы Иннокентьевского сельсовета следует, что ФИО1 имеет право на закрепленное за ней жилье по адресу: <адрес>. Дом находится в удовлетворительном состоянии. По данному адресу зарегистрирована и проживает мать ФИО1 – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Также в доме зарегистрирован, но не проживает ее брат ФИО3. Площадь дома составляет 42 кв.м. Жилье пригодно для проживания, но требуется капитальный ремонт.
Согласно Справке о соответствии жилых помещений санитарным правилам и нормам за подписью Главного государственного санитарного врача по Бурейскому, Архаринскому и <адрес>м, условия проживания ФИО2 по адресу: <адрес>, соответствует государственным санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин №.1.2.2645-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
В соответствии с актом обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, закрепленного за несовершеннолетним, расположенного по адресу <адрес>, следует, что жилому дому требуется ремонт.
Таким образом, материалами дела установлено, что за ФИО1 закреплено жилое помещение в <адрес>. Данное жилое помещение пригодно для проживания. ФИО1 не стоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора <адрес> об установлении обязанности органа местного самоуправления в лице администрации <адрес> предоставить ФИО1 жилое помещения по договору социального найма в <адрес>, общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований прокурора Архаринского района обязать орган местного самоуправления в лице администрации Архаринского района предоставить Шевченко Наталье Валерьевне жилое помещение по договору социального найма в п. Архара Архаринского района Амурской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней.
Председательствующий: З.Ю.Каралаш
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.