Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-481/2016 ~ М-487/2016 от 29.09.2016

Дело № 2-481/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Ардатов 27 октября 2016 г.

Ардатовский районный суд Республики Мордовия в составе

судьи Раскина Н.И.,

при секретаре Святкиной А.Д.,

с участием прокурора Ардатовского района Республики Мордовия Игнаткина И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ардатовского района Республики Мордовия, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети интернет, информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации,

установил:

Прокурор Ардатовского района Республики Мордовия, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что прокуратурой района проведен мониторинг интернет-ресурсов в целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации. По результатам проведения проверки установлено, что на сайте с URL-адресом <данные изъяты> в информационно-коммуникационной сети "Интернет" размещены объявления с предложением приобрести неопределенному кругу лиц лекарственные средства, для которых необходимо наличие рецепта. Данный сайт содержит сведения, пропагандирующие такие противоправные действия, как незаконная реализация лекарственных средств. Просит суд признать информационные материалы, размещенные на сайте с URL-адресом <данные изъяты> запрещенными к распространению в Российской Федерации. Копию вступившего в законную силу решения направить в федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя сайта в сети «Интернет» <данные изъяты> в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании прокурор Игнаткин И.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель заинтересованного лица – руководитель Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия – А.А. Репин в судебное заседание не явился, надлежащим образом, был извещен о месте и времени его проведения, представил суду письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, в связи с чем суд в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принял решение о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Свой вывод суд основывает следующим.

В соответствии с требованиями ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно ст. 2 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Согласно ч. 1 ст. 10 указанного Закона распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Частью 6 ст. 10 данного Закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В силу пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 года N 575, ОАО "Ростелеком" обязано оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.

В силу ст. 9 ФЗ N 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жесткости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Из материалов дела установлено, что 28.09.2016 г. прокуратурой Ардатовского района Республики Мордовия проведен мониторинг интернет-ресурсов в целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации.

По результатам проведения проверки был выявлен факт размещения на сайте с URL-адресом <данные изъяты> в информационно-коммуникационной сети "Интернет" для свободного доступа неограниченного круга лиц информации с предложением приобрести медицинские лекарственные средства, для которых необходимо наличие рецепта. То есть данный сайт содержит сведения, пропагандирующие такие противоправные действия, как незаконная реализация лекарственных средств, фактически является распространением запрещенной информации.

Указанный в акте проверки факт распространения запрещенной информации подтверждается имеющейся в материалах дела ксерокопией Scrn print главной страницы сайта <данные изъяты>

Указанный сайт в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено не включен, что подтверждается имеющейся в материалах дела ксерокопией Scrn print главной страницы сайта Роскомнадзора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

Пунктом 2 "Правил продажи товаров дистанционным способом", утвержденных постановлением Правительства РФ N 612 от 27.09.2007, определено, что "продажа товаров дистанционным способом" - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет",

Пунктом 5 указанных Правил запрещена продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена", установлен запрет на свободную реализацию лекарственных средств.

Пунктом 76 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, продажа лекарственных препаратов и медицинских изделий производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов в соответствии с инструкцией по применению лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Порядок отпуска лекарственных средств, утвержденный Приказом от 14 декабря 2005 г. N 785, определил единые на территории Российской Федерации требования к отпуску лекарственных средств аптечными учреждениями (организациями) независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности и установил Перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами, лечебно-профилактических учреждениях и частнопрактикующими врачами (приложение N 1 к Порядку).

В силу пункта 2.1 вышеназванного Порядка отпуска лекарственных средств, все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.

Согласно пункту 2.2 Порядка по рецептам, выписанным на рецептурных бланках, формы которых утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 февраля 2007 года N 110 (в редакции Приказа от 26.02.2013 N 94н), аптечными учреждениями (организациями) отпускаются в числе других иные лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами, лечебно-профилактических учреждениях и частнопрактикующими врачами, перечень которых предусмотрен приложением N 1 к Порядку, выписанные на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88; остальные лекарственные средства, подлежащие рецептурному отпуску, выписанные на рецептурных бланках формы N 107-1/у.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что решение вопросов о том, какие лекарственные препараты подлежат отпуску по рецептам предметно-количественного учета лекарственных препаратов, находятся в компетенции соответствующего федерального органа исполнительной власти и, исходя из положений части 1 статьи 3, статей 5, 6 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении государственных средств".

То есть при продаже каждого лекарственного средства необходимо установить, производится ли его отпуск по рецепту и проверить, имеется ли соответствующий рецепт у клиента.

Между тем, в судебном заседании установлено, что на сайте с URL-адресом http://poiskpharm.ru в информационно-коммуникационной сети "Интернет", находящегося в свободном доступе для неограниченного круга лиц, проверка наличия рецепта не осуществляется, в связи с чем может быть осуществлена продажа рецептурных лекарственных средств лицу, не имеющему рецепта. Для приобретения лекарственного средства необходимо заполнить онлайон-заявку, в которой указать способ и адрес доставки, форму оплаты.

Таким образом, на данном сайте размещена информация с предложением приобрести лекарственные средства без проверки рецепта, что фактически является распространением запрещенной информации.

Нахождение в открытом доступе в сети "Интернет" информации, побуждающей приобретать рецептурные лекарственные средства без соответствующего рецепта нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.

Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим признаки пропаганды противоправного поведения.

Учитывая изложенное, установив, что на сайте с URL-адресом <данные изъяты> в информационно-коммуникационной сети "Интернет" размещена информация, о возможности приобрести рецептурные лекарственные средства без рецепта, суд приходит к выводу о правомерности заявленных прокурором требований.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч. 4 ст. 15.1 ФЗ N 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.

При этом п. 2 ч. 5 этой же статьи предусмотрено, что основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Данное дело рассмотрено судом в порядке особого производства по заявлению прокурора в интересах неопределенного круга лиц.,

В соответствии с требованиями ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что прокурор правомерно обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов; суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

Часть 4 ст. 1 ГПК РФ указывает на то, что в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского

судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона).

В соответствии с ч. 1, п. 10 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав.

Таким образом, установленный судом юридический факт должен повлечь определенные правовые последствия.

Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации, запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможно путем рассмотрения дела по правилам особого производства, итоговым результатом которого являются обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.

Заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 г. N 2202-1 и ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

Согласно п.п.9 п.1ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Ардатовского района Республики Мордовия, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети интернет, информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации удовлетворить.

Признать информационные материалы, размещенные в сети интернет по электронному адресу: <данные изъяты> информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Копию вступившего в законную силу решения направить в федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя сайта в сети «Интернет» <данные изъяты> в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия через Ардатовский районный суд Республики Мордовия.

Судья Ардатовского районного суда

Республики Мордовия Н.И. Раскин

1версия для печати

2-481/2016 ~ М-487/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ардатовского района
Другие
Управление Роскомнадзора по РМ
Суд
Ардатовский районный суд Республики Мордовия
Судья
Раскин Николай Иванович
Дело на странице суда
ardatovsky--mor.sudrf.ru
29.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.09.2016Передача материалов судье
03.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.10.2016Подготовка дела (собеседование)
14.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.10.2016Судебное заседание
27.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2016Дело оформлено
31.12.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее