Дело № 2-891/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2016 года г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Изотенко Д.А., при секретаре Куликовой О.С., с участием истца Давыдовой З.П., её представителя Кукушкиной Н.А., представителя ответчика Администрации города Алушты Республики Крым – Реброва А.В., ответчика Бычкова О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Давыдова З.П. Зои Давыдова З.П. к Алуштинскому городскому совету, Администрации <адрес>, Бычков О.А. третье лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с исковым заявлением к Алуштинскому городскому совету, Администрации <адрес>, Бычков О.А. третье лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании права собственности на земельный участок.
Исковые требования мотивированны тем, что на основании решения Алуштинского городского совета АРК истица является собственником домовладения № по <адрес>, расположенного на земельном участке площадью 0,0507 га.
Земельный участок, на котором расположен принадлежащий истице жилой дом, приобретен ею по договору купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ
Истицей и продавцом исполнены условия договора в части оплаты цены сделки и передаче имущества в натуре. Расчет произведен полностью до подписания договора, на приобретенном участке находится жилой дом, принадлежащий истице на праве собственности. Договор купли-продажи части земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ участниками сделки, либо третьими лицами, не оспаривался.
В то же время истица не смогла своевременно выполнить положения п. 10 Договора о получении Государственного акта на приобретенный земельный участок и его государственной регистрации.
Приобретенный участок, как принадлежащий ей, был включен в план <адрес>. Документы длительное время находились в землеустроительной организации, но регистрация права собственности истицы так и не была осуществлена, по независящим от неё обстоятельствам.
В июле 2011 г. умерла ФИО2 - продавец по сделке. Наследство в виде 55/100 доли жилого дома по <адрес> принял ее сын как наследник по завещанию. Свидетельство о праве на наследство на принадлежавшую ей долю земельного участка по этому же адресу он по неизвестной истице причине до настоящего времени не получил.
После воссоединения Крыма с Россией и вступления Республики Крым в правое поле Российской Федерации истица обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о регистрации за ней права собственности на земельный участок на основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ Однако в государственной регистрации было отказано по основаниям абзаца 9 п. 1 ст. 20 Федерального Закона ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Основанием к отказу явилось отсутствие у истицы государственного акта на землю и его регистрации.
Так как предоставить его в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым истица не может, так как они не были ей выданы соответствующими инстанции государства Украина, истица обращаюсь в суд с настоящим иском для признания за ней права собственности на земельный участок, приобретенный по не оспоренному, не отмененному и не признанному недействительным договору купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ
Отсутствие государственной регистрации права собственности означает, что истица не может распоряжаться своим земельным участком в соответствии со своими интересами, не осуществлять какие-либо сделки со своим недвижимым имуществом.
На основании чего истец просит суд, признать за ней Давыдова З.П. Зоей Давыдова З.П. право собственности на ? земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений приусадебный участок площадью 0.0253 га (253 кв.м), расположенный по адресу: <адрес>.
Установить решением, что оно подтверждает признание права собственности на землю за Давыдова З.П. Зоей Давыдова З.П. и подлежит государственной регистрации в Государственом комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
В судебном заседании истец и ее представитель поддержали исковое заявление, по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика Администрации <адрес>, Алуштинского городского совета Республики Крым – ФИО9 не возражал в удовлетворении исковых требований Давыдова З.П.
Ответчик Бычков О.А. в суде не возражал против удовлетворения иска Давыдова З.П., пояснил, что является единственным наследником ФИО2, договор купли – продажи заключенный между его матерью и истицей не оспаривает и признает.
Представитель третьего лица Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причины неявки суду не сообщил.
Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства и соответствующие им правоотношения.
ДД.ММ.ГГГГ, между ФИО2 и Давыдова З.П. Зоей Давыдова З.П. заключен договор купли – продажи части земельного участка, согласно которого ФИО2 продала а Давыдова З.П. купила ? часть земельного участка, который составляет 252 м2, что есть 0,0252 га, расположенного на территории Алуштинского городского совета по адресу: <адрес>, Алуштинский городской совет, <адрес>, Автономной Республики Крым. Целый земельный участок площадью 0.507 га имеет кадастровый № (л.д.16-17).
Указанный земельный участок принадлежал продавцу ФИО2 на основании Государственного акта на право собственности на земельный участок Серии АД № (л.д.15).
Право собственности истца на домовладение расположенное по адресу АРК, <адрес>, подтверждается свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированном в КРП «СМБРТИ» ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-9).
Технический паспорт на дом расположенный по адресу <адрес>, выдан на имя истицы Давыдова З.П. (л.д.10—14).
Из свидетельства о праве собственности на наследство по закону усматривается, что ФИО2, умерла ДД.ММ.ГГГГ, наследником является ее сын Бычков О.А., наследство на которое выдано свидетельство состоит из 55/100 частей дома с хозяйственными строениями и сооружениями по адресу: Автономная <адрес> (л.д.22)
Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации Давыдова З.П. было отказано по основаниям абзаца 9 п. 1 ст. 20 Федерального Закона ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Основанием к отказу явилось отсутствие у Давыдова З.П. государственного акта на землю и его регистрации (л.д.25-26).
В соответствии со статьей 554 Гражданского кодекса РФ в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости.
Согласно статьи 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражения договора; буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом; если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора.
Указанные требования гражданского законодательства относительно договора выполнены в полном объеме, ответчиком Бычков О.А. не оспаривается.
Наследник умершей ФИО2 каких-либо возражений по существу замеченного договора купли-продажи не заявлял, сам земельный участок не вошел в состав наследственного имущества умершей.Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно п. 1 ст. 163 Гражданского кодекса Российской Федерации, нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном законом о нотариате и нотариальной деятельности.
Исходя из положений п. 1 ст. 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации - в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В силу п. 2 ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с Законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Аналогичные положения предусматривала и ч. 1 ст. 2 Закона Украины, от ДД.ММ.ГГГГ, №-IV "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений".
Статья 125 Земельного Кодекса Украины от ДД.ММ.ГГГГ №-III, которая действовала на момент заключения договора, предусматривала, что право собственности на земельный участок возникает с момента государственной регистрации такого права.
Вместе с тем, разрешая настоящее дело, суд исходит из того, что ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон "О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним" от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, не предусматривают сроков обращения граждан в регистрационную службу с просьбой о государственной регистрации договора отчуждения недвижимого имущества и перехода права собственности по нему.
Законодательство Украины, действовавшее на момент заключения договора, а именно Закон Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений", Земельный Кодекс Украины, Гражданский Кодекс Украины, также не предусматривали каких-либо сроков по обращению за государственной регистрацией прав.
Вместе с тем, после принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, и соответственно изменения законодательного регулирования, истец фактически лишен возможности, в установленном законом порядке, обратиться в регистрационные органы и осуществить регистрацию своего права, возникшего до ДД.ММ.ГГГГ, на земельный участок, поскольку переходными положениями такая возможность предусмотрена не была.
Положения части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусматривают каждому гарантии на судебную защиту его прав и свобод. Из этой конституционной нормы и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов следует, что государство обязано обеспечивать каждому реализацию права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Предписания статьи 6 Федерального конституционного закона «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» устанавливают положения, в соответствие с которыми, со дня принятия в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов и до ДД.ММ.ГГГГ действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Вместе с тем, как указано выше, переходных положений, позволяющих осуществить государственную регистрацию прав, возникших в период до ДД.ММ.ГГГГ, законодатель не предусмотрел.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П по делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора между Российской ФИО1 и Республикой Крым о принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов указывал, что наличие переходного периода само по себе является необходимым следствием образования в Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, разрешение же возможных противоречий, обусловленных особенностями переходного периода, может быть обеспечено как последующим федеральным законодательством, так и судебной практикой.
Направленность указанных выводов Конституционного Суда Российской Федерации даёт основания полагать, что правоприменительная практика в условиях, характерных для переходного периода, имеющего целью интеграцию в ФИО1 правовую систему, предполагает осуществление её таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия участников гражданского судопроизводства к закону и действиям государства, которые предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, а также предоставления им в случае необходимости в течение некоего разумного переходного периода возможности адаптироваться в условиях после образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, признанием права.
При таких обстоятельствах, суд приходит к убеждению, что исковые требования подлежат удовлетворению в части признания права собственности, поскольку такой способ защиты сможет в полном объеме восстановить нарушенные права истца и при этом не нарушает прав и интересов иных лиц.
Согласно статьям 17, 28 Федерального Закона Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним.
В связи с изложенным исковые требования об установлении что судебное решение является основанием для государственной регистрации права, суд полагает излишними и не подлежащими удовлетворению, поскольку такое основание для государственной регистрации предусмотрено Законом.
На основании ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, ст. 6, 10 Федерального конституционного закона «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», ст.ст. 254, 252, 552 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 1, 11,12, 67,195, 198, 199, 254-258 ГПК РФ, суд -
РЕШИЛ:
Иск Давыдова З.П. Зои Давыдова З.П. к Алуштинскому городскому совету, Администрации <адрес>, Бычков О.А. третье лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании права собственности на земельный участок – удовлетворить частично.
Признать за Давыдова З.П. Зоей Давыдова З.П. право собственности на ? земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений приусадебный участок площадью 0.0253 га (253 кв.м), расположенный по адресу: <адрес>.
В остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Алуштинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Алуштинского
городского суда Д.А. Изотенко