Дело № 2-33/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Ардатов 15 февраля 2018 года
Ардатовский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Батяркиной Е.Н.,
при секретаре Юдиной Л.Д.,
с участием истца Ботенкова В.Г.,
представителя ответчика – главы администрации Кученяевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Дугушкина В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ботенкова В.Г. к администрации Кученяевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа в назначении муниципальной пенсии и обязании назначить пенсию за выслугу лет, как лицу, замещавшему должность руководителя органов местного самоуправления на постоянной основе,
установил:
Истец Ботенков В.Г. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что в период с 27.12.1994 г. по 11.01.1997 г. находился в должности главы местного самоуправления Кученяевского сельского поселения, с которой уволен по окончании срока полномочий. Как лицо, замещавшее должность главы местного самоуправления на постоянной основе не менее одного срока он имеет право на доплату к государственной пенсии по старости в связи с чем в ноябре 2017 г. г. обратился в администрацию Кученяевского сельского поселения Ардатовского муниципального района с заявлением о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Мордовия «О муниципальной службе в Республике Мордовия». Письмом № 21 от 11.12.2017 г. в назначении указанной пенсии ему было отказано в связи с тем, что Закон Республики Мордовия "О муниципальной службе в Республике Мордовия" вступил в силу в июне 1999 г., то есть уже по истечении срока его полномочий. Считает отказ ответчика незаконным, поскольку названным законом не указано в какой именно период необходимо замещать данную должность на постоянной основе. Просит суд признать незаконным отказ администрации Кученяевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия в назначении муниципальной пенсии и обязать назначить муниципальную пенсию.
В судебном заседании истец Ботенков В.Г. заявленные требования уточнил, просил суд признать решение администрации Кученяевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия № 21 от 11.12.2017 г. об отказе в назначении ему муниципальной пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему муниципальную должность на постоянной основе, незаконным; обязать администрацию Кученяевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия установить назначить ему пенсию за выслугу лет с 05.12.2017 г., как лицу, замещавшему выборную муниципальную должность на постоянной основе в органе местного самоуправления с 30.08.1986 г. по 11.01.1997 г.. Дополнительно суду пояснил, что 30.08.1986 г. решением 9 сессии Кученяевского сельского Совета 19 созыва он был избран председателем исполнительного комитета Кученяевского сельского Совета народных депутатов; 27.12.1994 года избран главой местного самоуправления Кученяевского сельсовета; 11.01.1997 г. освобожден от занимаемой должности в связи с окончанием срока полномочий. Более 10 лет он замещал муниципальные должности на постоянной основе. С 17.01.2010 г. является получателем пенсии по старости. Полагая, что имеет право на получении муниципальной пенсии 05.12.2017 г. обратился в администрацию Кученяевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия с заявлением об установлении ему пенсии за выслугу лет к пенсии по старости, приложив все необходимые документы. Письмом за подписью главы Кученяевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия № 21 от 11.12.2017 г. ему отказано в назначении муниципальной пенсии. При этом, вопреки положению пункта 9 статьи 30 Закона Республики Мордовия от 08.06.1999 года "О муниципальной службе в Республике Мордовия" ему не засчитали в выслугу лет весь период его работы в должностях председателя исполнительного комитете и главы местного самоуправления Кученяевского сельсовета, что нарушает его пенсионные права.
Представитель ответчика Дугушкин В.П. в судебном заседании просил принять решение на усмотрение суда по имеющимся в деле доказательствам. При этом признал все обстоятельства, на которые сослался истец, а именно периоды замещения Ботенковым В.Г. выборных должностей председателя исполкома Кученяевского сельского Совета народных депутатов с 30.08.1986 г. по 27.12.1994 г., главы местного самоуправления Кученяевского сельсовета с 27.12.1994 г. по 11.01.1997 г., получения им заработной платы в полном объеме за работу в указанные периоды на постоянной основе. Дополнив, что в указанные периоды Ботенков В.Г. являлся руководителем органа местного самоуправления и его стаж работы в указанной должности фактически не прерывался, должностные обязанности не менялись. Основанием к отказу Ботенкову В.Г. в установлении пенсии за выслугу лет послужило то обстоятельство, что Закон Республики Мордовия "О муниципальной службе в Республике Мордовия" вступил в силу в июне 1999 г., то есть уже по истечении срока полномочий Ботенкова В.Г..
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Как следует из материалов дела, Ботенков В.Г. с 17.01.2010 г. является получателем страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях"(в период действия Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (л.д. 20).
Решением Совета депутатов Кученяевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия № 37 от 27.12.2017 г. утверждено Положение о порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кученяевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, которым предусмотрено, что пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Пенсия за выслугу лет назначается со дня подачи заявления в администрацию, но не ранее дня назначения страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
В числе документов, прилагаемых к заявлению об установлении пенсии за выслугу лет указаны копия трудовой книжки, а так же копии иных документов, подтверждающих стаж муниципальной службы (работы), заверенные в установленном порядке; копия паспорта.
К заявлению об установлении пенсии за выслугу лет Ботенковым В.Г. приложены копии паспорта и трудовой книжки (л.д. 23-27,28), что соответствует требованию, установленному вышеуказанным Положением.
05.12.2017 года Ботенков В.Г. обратился в администрацию Кученяевского сельского поселения Ардатовского муниципального Республики Мордовия с заявлением об установлении ему пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости, приложив копии паспорта и трудовой книжки (л.д. 21).
Письмом за подписью главы администрации Кученяевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия № 21 от 11.12.2017 г. Ботенкову В.Г. отказано в назначении муниципальной пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему муниципальную должность в связи с истечением срока его полномочий в должности главы Кученяевского сельского поселения до вступления в силу Закона № 30-З «О муниципальной службе в Республике Мордовия» (л.д.6,22).
С вышеназванным решением суд не может согласиться в связи со следующим.
Свой вывод суд основывает следующим.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
Приведенные нормативные положения Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципальных и государственных гражданских служащих должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 07.07.2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу. Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи, с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления
В соответствии частью 1 статьи 30 Закона Республики Мордовия от 08.06.1999 г. № 30-З "О муниципальной службе в Республике Мордовия", муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет. Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 9 статьи 30 Закона Республики Мордовия от 08.06.1999 года № 30-З "О муниципальной службе в Республике Мордовия" лицам, замещавшим должности руководителей районных и городских (городов республиканского значения) Советов народных депутатов, райкомов, горкомов КПСС по 31.12.1991 года и органов местного самоуправления в Республике Мордовия на постоянной основе не менее одного установленного срока полномочий, устанавливается пенсия за выслугу лет, размер которой определяется с таким расчетом, чтобы сумма страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии и пенсии за выслугу лет составляла 50 процентов планового фонда месячного денежного содержания соответственно главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, или главы администрации муниципального образования, в котором данные лица замещали указанные должности. Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента планового фонда месячного денежного содержания соответственно главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, или главы администрации муниципального образования, в котором данные лица замещали указанные должности, за каждый полный год работы сверх установленного срока полномочий в указанной должности, на иных должностях муниципальной службы и (или) должностях государственной гражданской службы. При этом сумма страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений к фиксированной выплате страховой пенсии и пенсии за выслугу лет не может превышать 80 процентов планового фонда месячного денежного содержания соответственно главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, или главы администрации муниципального образования, в котором данные лица замещали указанные должности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления; выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 28.08.1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2009 года, глава муниципального образования, депутат, член выборного органа местного самоуправления, другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могли осуществлять свои полномочия на постоянной основе.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона Республики Мордовия от 15.06.2010 года № 47-З "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Мордовия", депутату представительного органа муниципального образования, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, и потерявшим трудоспособность или достигшим в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к Федеральному закону от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", может устанавливаться пенсия за выслугу лет. Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации". Выплата пенсии за выслугу лет производится за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования. Условия назначения, размер и порядок выплаты пенсии за выслугу лет устанавливаются муниципальными правовыми актами.
Согласно архивной справке №154 от 05.02.2018 г. следует, что решением 9-ой сессии Кученяевского сельского Совета народных депутатов Ардатовского района Мордовской АССР 19 созыва от 30.07.1986 г. Ботенков В.Г. был избран председателем исполкома Кученяевского сельского Совета народных депутатов.
Из архивной справки № 466 от 07.12.2017 г. усматривается, что решением 1-ой сессии Кученяевского сельского Совета народных депутатов Ардатовского района Мордовской АССР от 27.12.1994 г. Ботенков В.Г. был избран главой местного самоуправления Кученяевского сельского совета Ардатовского района Республики Мордовия (л.д. 9).
Решением 1-ой сессии Кученяевского сельского Совета депутатов Ардатовского района Республики Мордовия от 27.12.1994 года "О результатах выборов в Кученяевский сельский совет депутатов и главы местного самоуправления» были признаны полномочия главы самоуправления Кученяевского Сельсовета Ботенкова В.Г., и он был наделен полномочиями депутата Кученяевского сельского Совета.
Решением сельской избирательной комиссии от 27.11.1994 года с 28.12.1994 года Ботенков В.Г. был избран главой местного самоуправления Кученяевского сельсовета, что, кроме записи в трудовой книжке, подтверждается копиями протоколов участковых избирательных комиссий от 27.11.1994 года о результатах голосования по выборам главы местного самоуправления Кученяевского сельсовета Ардатовского района Республики Мордовия по избирательному участку №14.
На основании выписки из решения 9-ой сессии Кученяевского сельского Совета депутатов от 11.01.1997 года с 11.01.1997 г. прекращены полномочия главы Кучеявского сельского совета – Ботенкова В.Г. в связи с окончанием срока полномочий.
Аналогичные сведения отражены в трудовой книжки - - Ботенкова В.Г. (л.д. 7-8).
Свидетель Апанина М.Г. в судебном заседании пояснила, работает в должности руководителя аппарата администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия. В период работы истца в должности председателя исполкома и главы с. Кученяево замещала должность управделами администрации района. Ботенков В.Г. с 30.08.1986 г. замещал должность председателя исполкома Кученяевского сельского Совета народных депутатов. Замещал должность главы с 27.12.1994 г. 11.01.1997 г., то есть полный, предусмотренный законом Республики Мордовия «О выборах главы местного самоуправления» срок. Его полномочия были прекращены 11.01.1997 г. решением 9-ой сессии Кученяевского сельского Совета депутатов в связи с истечением срока полномочии. Находясь в должности председателя исполкома и главы должностные обязанности исполнял добросовестно. Может его охарактеризовать только исключительно положительно.
Свидетельские показания судом оцениваются в совокупности с письменными доказательствами по делу, которым они не противоречат, поэтому признаются судом допустимыми доказательствами.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Ботенков В.Г. с 30.08.1986 г. по 11.01.1997 г., то есть более десяти лет непрерывно работал на руководящей выборной должности местного самоуправления, на постоянной основе. Предусмотренный законом срок полномочий в должности главы местного самоуправления им выработан, полномочия прекращены в связи с окончанием срока, отрешения от должности не производилось. Данные обстоятельства стороной ответчика не оспариваются.
На момент обращения к ответчику с заявлением об установлении пенсии истцом были приложены все необходимые документы, подтверждающие его стаж и удостоверяющие личность.
Суд считает, что приведенное в письме обоснование отказа в назначении муниципальной пенсии об истечении срока полномочий в должности главы местного самоуправления до принятия закона, устанавливающего право на получение муниципальной пенсии, основано на ошибочном толковании нормы права. Так, пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющим основной принцип действия закона во времени, содержится предписание о том, действие закона распространяется на правоотношения возникшие после введения его в действие, на правоотношения возникшие до введения его в действие, распространяется только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Между тем, право истца на получение муниципальной пенсии возникло 17.01.2010 г. (дата назначения пенсии по старости), то есть уже после введения в действие Закона Республики Мордовия от 08.06.1999 года № 30-З "О муниципальной службе в Республике Мордовия". Кроме того, пункт 9 статьи 30 Закона Республики Мордовия от 08.06.1999 года № 30-З "О муниципальной службе в Республике Мордовия" содержит прямое указание на назначение пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности руководителей районных и городских (городов республиканского значения) Советов народных депутатов, райкомов, горкомов КПСС по 31.12.1991 года и органов местного самоуправления в Республике Мордовия на постоянной основе не менее одного установленного срока полномочий, то на правоотношения имеющие место до введения настоящего закона в действие.
Совокупность вышеприведенных нормативно-правовых актов, как действующих, так и утративших силу в связи с принятием новых законов, а так же исследованных судом доказательств о стаже работы истца, подтвердили соответствие истца Ботенкова В.Г. требованиям пункта 9 статьи 30 Закона Республики Мордовия от 08.06.1999 г. №30-З «О муниципальной службе в Республике Мордовия» следовательно, исковые требования о назначении пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему должность главы местного самоуправления, подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 6 Положения о порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кученяевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, суд считает необходимым обязать ответчика установить истцу пенсию за выслугу лет как лицу, замещавшему на постоянной основе выборную муниципальную должность в органе местного самоуправления, с даты обращения с соответствующим заявлением, то есть с 05.12.2017 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Ботенкова В.Г. к администрации Кученяевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа в назначении муниципальной пенсии и обязании назначить пенсию за выслугу лет, как лицу, замещавшему должность руководителя органов местного самоуправления на постоянной основе удовлетворить.
Признать незаконным, изложенный в письме от 11.12.2017 г. № 21, отказ администрации Кученяевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия в назначении Ботенкову В.Г. муниципальной пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему муниципальную должность на постоянной основе.
Обязать администрацию Кученяевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия назначить Ботенкову В.Г. муниципальную пенсию как лицу, замещавшему выборную муниципальную должность на постоянной основе в органе местного самоуправления с 30.08.1986 по 11.01.1997 г. со дня обращения с заявлением, то есть с 05.12.2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня его принятия через Ардатовский районный суд Республики Мордовия.
Судья Ардатовского районного суда
Республики Мордовия Е.Н. Батяркина