УИД 66RS0015-01-2019-000633-71
Дело № 2-556/2019.
Решение изготовлено 08.05.2019.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 мая 2019 г. г. Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Вознюка А.Ю. при секретаре судебного заседания Горюновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чечулиной Е. Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Асбесте Свердловской области о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
Установил:
Истец Чечулина Е.Н. обратилась в Асбестовский городской суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Асбесте Свердловской области о включении периодов работы в специальный стаж в связи с лечебной деятельностью, указав, что решением ответчика от 12.02.2019 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. В специальный стаж в связи с лечебной деятельностью не зачтены следующие периоды:
- командировки с 24 марта по 30 апреля 2011 г. (1 месяц 7 дней), с 03 по 18 мая 2011 г. (16 дней), с 20 по 29 января 2016 г. (10 дней), с 01 по 26 февраля 2016 г. (26 дней);
- период работы массажистом Асбестовского пассажирского предприятия с 02 июня 1997 г. по 19 апреля 2007 г. (9 лет 10 месяцев 18 дней).
С решением Управления Пенсионного фонда в г. Асбесте об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости истец не согласна, просит суд включить спорные периоды ее работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости и обязать ответчика назначить досрочно страховую пенсию по старости с 30.10.2018.
В судебном заседании истец Чечулина Е.Н. настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда в г. Асбесте Свердловской области Брусницына О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Чечулиной Е.Н. по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав пояснения истца и представителя ответчика, изучив и исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Чечулиной Е.Н. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
30 октября 2018 г. истец обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Асбесте с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Асбесте от 12.02.2019 № 1611115/18 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии из-за отсутствия у нее необходимого стажа лечебной деятельности 30 лет (л.д. 9-11).
Ответчиком не включены в специальный стаж спорные периоды направления истца в командировки и период ее работы массажистом Асбестовского пассажирского автотранспортного предприятия.
С указанными выводами ответчика суд не может согласиться.
Так, материалами дела (л.д. 35-37, 38-43) установлено, что истец Чечулина Е.Н. направлялась в командировки в следующие периоды: с 24 марта по 18 мая 2011 г., с 20 января по 01 марта 2016 г., общей продолжительностью 3 месяца.
Согласно ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В силу ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата.
В соответствие с ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Статьей 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, пунктом 8 ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрена обязанность профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских работников.
Поэтому периоды нахождения истца в командировках являются периодами ее работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, и который засчитывается в специальный стаж медицинской деятельности.
При разрешении исковых требований в части обоснованности отказа во включении Чечулиной Е.Н. в стаж осуществления лечебной деятельности периода ее работы с 02.06.1997 по 19.04.2007 массажистом Асбестовского пассажирского автотранспортного предприятия суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «н» п. 1 указанного постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются, в том числе, Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно.
В спорный период действовал список и правила исчисления специального стажа, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464, которыми предусматривалась возможность включения в стаж дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, осуществляющим все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) в качестве врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности, и ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Действующими в последующем правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 также предусматривалось, что в стаж на соответствующих видах работ засчитывается работа в должностях, указанных в списке в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», исходя из п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Из перечисленных выше положений следует, что как ранее действовавшее, так действующее в настоящее время законодательство позволяет включать в специальный стаж работу в качестве медицинской сестры в медицинских службах (в частности врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах), являющихся обособленными структурными подразделениями не только учреждений, но и иных государственных и муниципальных организаций, независимо от ведомственной подчиненности.
Уточняющей справкой государственного унитарного предприятия Свердловской области «Асбестовское пассажирское автотранспортное предприятие» от 19.07.2007 подтверждается, что Чечулина Е.Н. работала массажистом, выполняла процедуры массажа, вела санитарно-просветительскую работу среди рабочих, следила за порядком и санитарно-гигиеническом состоянии кабинета, оказывала неотложную помощь (л.д. 22-23).
Предприятие, в котором истец осуществляла трудовую деятельность, имело статус государственного унитарного предприятия.
В настоящее время государственное унитарное предприятие Свердловской области «Асбестовское пассажирское автотранспортное предприятие» реорганизовано в форме присоединения к государственному унитарному предприятию Свердловской области «Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта (л.д. 24-27).
В своей структуре государственное унитарное предприятие Свердловской области «Асбестовское пассажирское автотранспортное предприятие» имело обособленное подразделение – здравпункт (л.д. 28-30, 31, 32).
Согласно должностной инструкции Чечулиной Е.Н. на должность массажиста принимался специалист, получивший среднее специальное (медицинское) образование и прошедший специализацию по массажу. Массажист непосредственно подчиняется заведующему здравпункта (л.д. 33).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что период работы истца с 02.06.1997 по 19.04.2007 массажистом Асбестовского пассажирского автотранспортного предприятия (за исключением отпуска по уходу за ребенком с 17.03.1999 по 08.10.2000, а также 20 дней без сохранения заработной платы) общей продолжительностью 8 лет 3 месяца 6 дней, подлежит включению в специальный стаж, в силу осуществления Чечулиной Е.Н. лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в должности массажиста (медицинской сестры по массажу) в обособленном структурном подразделении государственного унитарного предприятия.
При исключении из указанного стажа истца периода ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком судом учитывается, что с принятием Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 06.10.1992) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Согласно решения ответчика от 12.02.2019 об отказе в установлении пенсии Чечулиной Е.Н. ее специальный стаж принятый пенсионным фондом к зачету составляет 20 лет 04 месяца 08 дней.
С учетом включения судом в специальный стаж Чечулиной Е.Н. периодов направления ее в командировки общей продолжительностью 3 месяца и периода работы истца массажистом Асбестовского пассажирского автотранспортного предприятия общей продолжительностью 8 лет 3 месяца 6 дней, на момент обращения истца с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости (30.10.2018) льготный стаж истца составил 28 лет 10 месяцев 14 дней, что свидетельствует о том, что право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности у истца не возникло.
Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей (л.д. 8). Кроме того, истец понесла расходы по оплате юридических услуг в размере 2 500 рублей за составление искового заявления (л.д. 44). Учитывая, что исковые требования Чечулиной Е.Н. удовлетворены частично, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца возмещение расходов по оплате государственной пошлины в размере 150 рублей, возмещение расходов по составлению искового заявления в сумме 1 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Чечулиной Е. Н. удовлетворить частично.
Включить в специальный стаж работы Чечулиной Е. Н. следующие периоды:
- направления в командировку с 24 марта по 30 апреля 2011 г. (1 месяц 7 дней), с 03 по 18 мая 2011 г. (16 дней), с 20 по 29 января 2016 г. (10 дней), с 01 по 26 февраля 2016 г. (26 дней), 01 марта 2016 г. (1 день).
- работы с 02.06.1997 по 19.04.2007 массажистом здравпункта Государственного унитарного предприятия Свердловской области «Асбестовское пассажирское автотранспортное предприятие» (за исключением отпусков без сохранения заработной платы и отпуска по уходу за ребенком) общей продолжительностью 8 лет 3 месяца 6 дней.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области в пользу Чечулиной Е. Н. возмещение расходов по оплате государственной пошлины 150 (сто пятьдесят) рублей, возмещение расходов по составлению искового заявления 1 000 (одна тысяча) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательном виде.
Судья Асбестовского городского суда А.Ю. Вознюк