Материал № 9-17/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ардатов 22 мая 2020 г.
Судья Ардатовского районного суда Республики Мордовия Раскин Н.И., рассмотрев вопрос о принятии искового заявления Тимошкина С.В. к Российской Федерации в лице Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Ардатовский» и Управлению Федерального казначейства по Республике Мордовия о взыскании материального вреда и компенсации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к административной ответственности,
установил:
Майоров О.В., действуя по доверенности в интересах истца Тимошкина С.В., обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Ардатовский» и Управлению Федерального казначейства по Республике Мордовия о взыскании материального вреда и компенсации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к административной ответственности.
Изучив исковое заявление, нахожу его подлежащим возвращению по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 135 ГПК РФ судья возвращает исковое заявление в случае, если дело неподсудно данному суду общей юрисдикции.
Согласно п. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 28 ГПК РФ иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по адресу организации.
В случаях причинения лицу вреда в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, взыскатель имеет право на подачу иска о возмещении вреда за счёт казны Российской Федерации по правилам статей 16, 1064 и 1069 ГК РФ.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим кодексом или другими законами причинённый вред подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно п. 1 ст. 125 и ст. 1071 ГК РФ, п.п. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причинённого в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, за счёт казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает и отвечает по своим денежным обязательствам главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. № 185пв-2000пр, лицо, которое должно отвечать по иску, определяется истцом, обращающимся в суд за защитой нарушенного или предполагаемого права. Вместе с тем, если лицо, которое должно отвечать по делу, определено законом, судья при принятии заявления вправе решить вопрос о том, кто является надлежащим ответчиком и с учётом этого решить вопрос о подсудности спора.
Как следует из текста искового заявления в качестве ответчиков указаны Российская Федерация в лице Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Ардатовский» и Управление Федерального казначейства по Республике Мордовия.
Согласно Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённому Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета (подпункт 100 пункта 11).Таким образом, по смыслу вышеприведённых норм права по искам о возмещении вреда, причинённого в результате действий (бездействия) органов и должностных лиц Министерства внутренних дел России за счёт казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает и отвечает по своим денежным обязательствам Министерство внутренних дел России, как главный распорядитель бюджетных средств по отношению к своим территориальным органам.
Следовательно, моральный и материальный вред истцу Тимошкину С.В. в случае доказанности данных требований подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации с главного распорядителя бюджетных средств от имени Российской Федерации, которым выступает Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Из разъяснений, данных в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» следует, что, если орган государственной власти, уполномоченный на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации отвечать в судах от имени Российской Федерации по искам о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьёй 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, имеет территориальные органы с правами юридического лица и вред причинён гражданину или юридическому лицу действиями (бездействием) должностных лиц такого территориального органа, то иск к Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств о возмещении вреда подлежит рассмотрению в суде по месту нахождения его территориального органа, действиями должностных лиц которого причинён вред (статья 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), если иное не предусмотрено законодательством. При этом в любом случае выступать от имени Российской Федерации в суде будет федеральный орган государственной власти.
Министерство внутренних дел России по Республике Мордовия входит в состав Министерства внутренних дел России, является его территориальным органом и финансируется Министерством внутренних дел России в установленном порядке.
Министерство внутренних дел России по Республике Мордовия является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения; имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки, самостоятельный баланс, лицевые счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; выступает истцом и ответчиком в суде (пункт 22 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утверждённого Указом Президента России от 21 декабря 2016 г. № 699).
Поскольку вред истцу Тимошкину С.В. причинён действиями должностных лиц органов внутренних дел Республики Мордовия, адрес Министерства внутренних дел России по Республике Мордовия не относится к территориальной юрисдикции Ардатовского районного суда Республики Мордовия, соответственно исковое заявление не подсудно Ардатовскому районному суду Республики Мордовия и подлежит возвращению истцу.
Оснований для изменения территориальной подсудности не имеется, поскольку исковые требования о компенсации морального и материального вреда, не относятся к категории споров имеющих исключительную подсудность.
Основания для предъявления иска по месту причинения вреда, предусмотренные ч. 5 ст. 29 ГПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
исковое заявление Тимошкина С.В. к Российской Федерации в лице Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Ардатовский» и Управлению Федерального казначейства по Республике Мордовия о взыскании компенсации морального и материального вреда, причиненного незаконным привлечением к административной ответственности, возвратить в связи с неподсудностью Ардатовскому районному суду Республики Мордовия.
Рекомендовать истцу обратиться с указанным исковым заявлением по подсудности в суд общей юрисдикции по месту нахождения надлежащего ответчика.
Разъяснить истцу, что возвращение настоящего искового заявления не препятствует повторному обращению истца в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям, если истцом будет устранено допущенное нарушение.
На определение судьи может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ардатовский районный суд Республики Мордовия в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья Ардатовского районного суда
Республики Мордовия Н.И. Раскин