Дело № 2-258/2017
Мотивированное решение изготовлено 24.05.2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Арти 19 мая 2017 г.
Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Волковой Е.В.,
при секретаре Ивановой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кашина Л.В. к Муниципальному унитарному предприятию Артинского городского округа «Теплотехника» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Кашин Л.В. обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию Артинского городского округа «Теплотехника» (далее МУП АГО «Теплотехника») о защите прав потребителя.
Свои требования Кашин Л.В. мотивировал тем, что около 7 лет назад установил счетчик тепла в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>. Индивидуальный прибор учета был введен в эксплуатацию надлежащим образом. С октября 2016 года ответчик не учитывает показания индивидуального прибора учета при исчислении размера потребленных услуг по мотиву отсутствия во всех квартирах, расположенных в указанном многоквартирном доме, индивидуальных приборов учета тепла, и производит начисление коммунальных услуг за отопление, исходя из нормативов. На письменную претензию ответчик не реагирует. Действиями ответчика ему причинены нравственные страдания. В связи с чем, на основании Закона РФ «О защите прав потребителей», он просит обязать ответчика предоставить ему сведения о показаниях индивидуального прибора учета тепла, установленного в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>, за период с октября 2016 года по январь 2017 года; обязать ответчика произвести перерасчет стоимости коммунальных услуг в виде отопления в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета за период с октября 2016 года по январь 2017 года; обязать ответчика в связи с произведенным перерасчетом излишне уплаченную сумму денежных средств учесть в счет будущих платежей коммунальных услуг; взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей и расходы по оплате юридических услуг в сумме 18 870 руб.
В судебном заседании истец Кашин Л.В. исковые требования поддержал в части, отказавшись от исковых требований о взыскании с МУП АГО «Теплотехника» компенсации морального вреда в сумме 50 000 рублей, производство в данной части прекращено определением суда.
Дополнительно Кашин Л.В. суду пояснил, что с октября 2016 года по январь 2017 года показания индивидуального прибора учета он в МУП АГО «Теплотехника» не передавал, их не фиксировал. Коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии и обязанность по его установке в их многоквартирном доме отсутствует. Оснащение каждой квартиры индивидуальным прибором учета не представляется возможным, т.к. в доме в основном проживают пенсионеры, которые не имеют финансовой возможности установить счетчики тепла.
Представитель МУП АГО «Теплотехника» Жеребцова Н.Н., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований Кашина Л.В. отказать по тем основаниям, что между истцом (как Потребителем) и ответчиком (как Исполнителем) заключен Договор на теплоснабжение от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с пунктами 1.1, 2.1.1 Договора МУП АГО «Теплотехника» надлежащим образом исполняло свои обязательства. Претензий по качеству и срокам предоставления услуги теплоснабжения со стороны потребителя в адрес МУП АГО «Теплотехника» не поступало, что подтверждается журналом учета заявлений и жалоб. В нарушение пункта 4.1.3. Договора Кашин Л.В. сведения о показаниях индивидуального прибора учета тепла, установленного в жилой квартире по адресу: <адрес>, р.<адрес>, за период с октября 2016 года по январь 2017 года в МУП АГО «Теплотехника» не предоставлял, что подтверждается журналом показаний теплосчетчиков за 2016, 2017 г.г. По состоянию на день рассмотрения дела судом собственники помещений многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> установку коллективного (общедомового) прибора учета используемой тепловой энергии не произвели, что подтверждается реестром сведений по вводу в эксплуатацию тепловых счетчиков (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Считает, что для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в данном случае необходимо руководствоваться пунктом 42(1) Правил N 354, согласно которому при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги (в редакциях от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ). Следовательно, требование Кашина произвести перерасчет стоимости коммунальных услуг в виде отопления в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии по вышеуказанному адресу за период с октября 2016 года по январь 2017 года является необоснованным. Требования о компенсации причиненного морального вреда и убытков по оплате расходов на оказание юридических услуг также являются необоснованными, так как нарушений прав истца со стороны ответчика не выявлено.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 03.07.2016 N 267-ФЗ)
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
При этом ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Частью 1,2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации 6 мая 2011 г. издало постановление N 354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), которые действуют с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1498.
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
Раздел VI Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Согласно п.42(1) указанных Правил № 354, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (абзац второй в ред. от 30.06.2016 года и в ред. от 26.12.2016 года на момент спорных правоотношений).
Из анализа п.42(1) Правил № 354 следует, что алгоритм начисления платы за отопление зависит от наличия или отсутствия в многоквартирном доме прибора, фиксирующего объем общедомового потребления тепловой энергии.
В силу п. 2 Правил N 354 коллективным (общедомовым) прибором учета является средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В силу п. 2 Правил N 354 "индивидуальный прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении.
Судом установлено и сторонами по делу не оспаривается, что Кашин Л.В. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру под номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенную в жилом многоквартирном <адрес> в <адрес>.
Поставка тепловой энергии в указанный многоквартирный дом осуществляется МУП АГО «Теплотехника».
Между МУП АГО «Теплотехника» и Кашиным Л.В. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на теплоснабжение и техническое обслуживание внутренней системы отопления.
В жилом помещении, принадлежащем истцу, с 2009 года установлен индивидуальный прибор учета тепловой энергии (ИПУ), очередная поверка которого произведена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом №.
Общедомовой прибор учета (ОПУ) потребления тепловой энергии в жилом многоквартирном <адрес> в <адрес> отсутствует.
Следовательно, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в данном случае необходимо руководствоваться формулами 2 и 2(1) приложения N 2 Правил № 354, устанавливающими порядок расчета для многоквартирных домов, подпадающих под определение «многоквартирный дом, не оборудованный коллективным прибором учета», исходя при этом из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Такое правовое регулирование соответствует положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Коммунальная услуга теплоснабжения оказывается круглосуточно, непрерывно в течение отопительного периода и должна обеспечить теплоснабжение помещений, входящих в состав многоквартирного дома.
Регулируя вопросы обеспечения учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета при осуществлении расчетов за потребленные энергетические ресурсы, Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает оснащение многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. Данный Федеральный закон не устанавливает обязанности для собственников помещений в многоквартирном доме по установлению индивидуальных приборов учета тепловой энергии.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за данную коммунальную услугу совокупно без разделения на плату за потребление ее в жилом или нежилом помещении и плату за потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела и нашло свое подтверждение в судебном заседании, с октября 2016 года и до настоящего времени показания индивидуального прибора учета тепловой энергии Кашиным Л.В. не передавались, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению ответчик обоснованно руководствовался п.42.1 Правил № 354 (в ред. от 29.06.2016 года и 26.12.2016 года), согласно которому при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Об изменении порядка определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению ответчик уведомлял потребителя в письменной форме.
Никем из сторон по делу не отрицается, что в многоквартирном доме, где проживает истец, имеется общедомовое потребление тепловой энергии, которое также подлежит оплате всеми собственниками помещений многоквартирного дома в силу положений ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абз. 16 п. 2, абз. 2 п. 18, абз. 1 и 2 п. 40, п. 42(1) Правил 354.
Также сторонами не отрицается, что объем общедомового потребления тепла установленный в квартире истца индивидуальный прибор учета не фиксирует.
В связи с указанными обстоятельствами начисление истцу платы за отопление только по показаниям индивидуального прибора учета не отвечает требованиям закона, а освобождение истца от обязанности оплачивать общедомовое потребление тепла неизбежно приведет к повышению такой платы у других собственников помещений в многоквартирном доме, что недопустимо в силу ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также ст. 210 и п. 1 ст. 253 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку в многоквартирном доме, где проживает истец, отсутствует общедомовой прибор учета потребления тепловой энергии, расчеты платы по нормативу отвечают требованиям, предъявляемым ныне действующим п. 42(1) Правил 354.
Право истца передавать показания индивидуального прибора учета не нарушалось, поскольку такие показания принимались, но не передавались истцом по собственной инициативе. При этом начисление платы только по этим показателям не отвечает требованиям вышеприведенных норм материального права.
Учитывая вышеизложенные конкретные обстоятельства данного гражданского дела, не установив нарушений ответчиком прав истца, как потребителя, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности по предоставлению сведения о показаниях индивидуального прибора учета тепла, обязании ответчика произвести перерасчет стоимости коммунальных услуг в виде отопления в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета и учете излишне уплаченную сумму денежных средств в счет будущих платежей коммунальных услуг.
Требования о взыскании расходов по оплате юридических услуг и штрафа являются производными от основных требований и также не подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным требованиям.
Иных требований истцом не заявлялось.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 197, 198, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Кашина Л.В. к Муниципальному унитарному предприятию Артинского городского округа Артинского городского округа «Теплотехника» о защите прав потребителя - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд через Артинский районный суд Свердловской области путем подачи апелляционных жалоб в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение отпечатано судьей собственноручно в совещательной комнате.
Судья Волкова Е.В.
Копия верна Волкова Е.В.