Решение по делу № 2-5812/2018 ~ М-5546/2018 от 17.10.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2018 года г.Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Зайцевой Т.Л., при секретаре Галиулиной А.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5812/2018 по иску ФИО1, действующей в интересах недееспособной ФИО2, к Администрации Ангарского городского округа о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,

                     УСТАНОВИЛ:

ФИО1, действующая в интересах недееспособной ФИО2, обратились в суд с иском к Администрации АГО о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, указав (с учетом уточнений), что она имеет дочь ФИО2, которая является инвалидом 1 группы с детства, бессрочно, состоит на учете в Ангарской областной психиатрической больнице по поводу тяжелой умственной отсталости, в связи с чем нуждается в постоянном уходе. Решением Ангарского городского суда Иркутской области от ** ФИО2 признана недееспособной. Распоряжением Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району от **, ФИО1 назначена опекуном. На основании заключения ВК от ** ФИО2 выдана справка в целях принятия решения о приеме на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ. Врачебная комиссия установила, что она страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от ** «Об утверждения перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». ** она, в интересах своей дочери, обратилась в Администрацию АГО с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма и приложила к заявлению все необходимые документы, подтверждающие право на внеочередное получение жилья, а также право на отдельную жилую площадь в соответствии с Постановлением Правительства от ** «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидами, страдающими ими, право на дополнительную жилую площадь». Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Ангарского городского округу от ** ФИО2 признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, которое предоставляется по договору социального найма, принята на учет как страдающая тяжелой формой хронического заболевания. Их семья состоит из 4 человек: она, супруг ФИО3, дочь ФИО2, 1993 года рождения, сын ФИО2, 2003 года рождения, зарегистрированы и проживают в частном доме по адресу: ..., которое постановлением Администрации АГО -па от ** признано непригодным для проживания. Другого жилья они не имеют. Несмотря на то что, она предоставила в Администрацию АГО все необходимые документы для внеочередного получения жилья, ** ответчиком ей было предложено вновь предоставить пакет документов, перечисленных в письме, направленное в ее адрес. Данные обстоятельства она расценивает как нарушение права ФИО2 на внеочередное получение жилья. На основании изложенного, просит суд возложить на администрацию АГО обязанность предоставить ФИО2, ** года рождения, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, соответствующее техническим требованиям и санитарным нормам, находящееся в городе ..., общей площадью не менее 42 кв.м с учетом права на дополнительную жилую площадь.

В судебном заседании ФИО1, действующая в интересах ФИО2, исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении и уточнении к нему.

Представитель истца Дашиев В.В., действующий в порядке п.6 ст.53 ГПК РФ, в судебном заседании исковые требования истца поддержал в полном объеме.

Представитель Администрации АГО Белоус Д.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что требования истца не признает, дал пояснения, аналогичные изложенным в письменных возражениях, которые приобщены к материалам дела.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.

Положениями статьи 40, 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В силу ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно абз. 3 указанной статьи, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В силу п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Согласно п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378, утратившим силу с 01.01.2018 в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2017 № 859, был утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в жилом помещении.

Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н утвержден новый перечень заболеваний, в соответствии с которым вопрос о наличии права у граждан, имеющих тяжелые хронические заболевания, на внеочередное предоставление жилых помещений, решается, начиная с 01.01.2018.

Таким образом, положения данных норм устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в них категории граждан.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 является матерью ФИО2, ** года рождения.

Решением Ангарского городского суда ... от **, вступившее в законную силу, ФИО2 признана недееспособной.

Распоряжением Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району от ** , ФИО1 назначена опекуном в отношении ФИО2, ** года рождения.

Согласно справке МСЭ-2012 от **, ФИО2 установлена инвалидность 1 группы, как инвалид детства, бессрочно.

Как следует из заключения ВК ОГБУЗ «Ангарская областная психиатрическая больница» от **, ФИО2 страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ** .

** ФИО1, действующая в интересах ФИО2, обратилась в Администрацию АГО с заявлением о постановке ФИО2, ** года рождения, на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, указав, что ФИО2 имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди в связи с наличием тяжелой формы заболевания.

Распоряжением Администрации АГО от ** , ФИО2, ** года рождения, признана малоимущей, на основании п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. ФИО2 принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. ФИО2 страдает тяжелой формой заболевания, включенного в перечень заболеваний утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378.

Судом также установлено, что ФИО1 является собственником жилого дома по адресу: ... что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ** серии ....

Как следует из поквартирной карточки Форма , по адресу: ... зарегистрированы ФИО1, супруг ФИО3, сын ФИО2, дочь ФИО2

Также Распоряжением Администрации АГО от ** ФИО3 признан малоимущим, на основании п.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Постановлением Администрации Администрации АГО от ** -па, частное жилое помещение, расположенное по адресу: ..., признано непригодным для проживания до проведения собственником жилого помещения мероприятий по капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, требованиям.

Учитывая предоставленные доказательства, нормы закона, суд приходит к выводу о том, что ФИО2 относится в категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма.

Таким образом, являясь получателем жилищной льготы, ФИО2 вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, при этом характер заболевания ФИО2 предусматривал право на получение льгот в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», действующий на момент возникновения спорных правоотношений и не зависит от дальнейшего изменения законодательства.

Действующее жилищное законодательство не ставит право на внеочередное предоставление жилья гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне, в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения и способа формирования этого списка.

Не имеется в подлежащих применению нормах права (ст.ст. 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории, поэтому право на внеочередное предоставление жилья должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, времени принятия их на учет, времени включения в соответствующий список и способа формирования этого списка.

Отсутствие в федеральном законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения во внеочередном порядке, а не в порядке какой-либо очереди (в том числе по списку внеочередников).

Таким образом, исходя из системного толкования указанных положений федерального закона, данной категории граждан жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке. Время принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, указанных в ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, не является основанием для создания очереди и присвоения очередности обратившимся лицам.

В соответствии с п.2 ст.58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 настоящего Кодекса перечне.

В силу абз.6 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления ) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно Постановлению Администрации АГО «Об утверждении размера учетной нормы и нормы предоставления площади жилых помещений» от 14.10.2016 № 2272-па, установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в расчете на одного человека 17 кв.м.

Стороной истца указано на нуждаемость ФИО2 по характеру ее заболевания в постороннем уходе.

При таких обстоятельствах, суд считает, что ФИО2, в силу состояния здоровья, нуждается в повышенной социальной защите, постоянном уходе и заботе со стороны матери, следовательно, жилое помещение должно быть ей предоставлено с учетом права на необходимость проживания ФИО1 совместно с дочерью.

Определяя общую площадь жилого помещения, которая должна быть предоставлена ФИО2, с учетом нормы предоставления (17 кв.м), суд учитывает положения абз.6 ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», допускающие предоставление инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных Перечнем, жилых помещений общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более, чем в два раза, и полагает необходимым обязать ответчика предоставить ФИО2 вне очереди благоустроенное жилое помещение с учетом возможности проживания в предоставленном жилом помещении по крайней мере еще одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за несовершеннолетней, общей площадью не менее 34 кв.м, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, расположенное на территории ....

Несостоятельными являются доводы ответчика о том, что вне очереди жилые помещения предоставляются лицам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, только при условии их проживания в квартире, занятой несколькими семьями, не основан на законе, поскольку для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди, исходя из положений п. 3 ч. 2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимы такие условия, как принятие гражданина, признанного в установленном законом порядке малоимущим (после 01.03.2005), на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по любому из оснований, предусмотренных ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний. При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления данной категории граждан жилых помещений вне очереди действующим жилищным законодательством не предусмотрено.

Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению для лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне.

Также несостоятельными являются доводы ответчика о том, что ФИО2 предлагалось жилое помещение. Однако ФИО1 в срок до ** не предоставила соответствующий перечень документов, указанный в письменном сообщении Администрации АГО от **. Стороной ответчика, в силу ст. 56 ГПК РФ, не было предоставлено доказательств того, что предоставляемое жилое помещение соответствовало и было пригодным для проживания.

Все остальные доводы, приведенные стороной ответчика, основаны на неправильном толковании норм материального права.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1, действующей в интересах недееспособной ФИО2, к Администрации Ангарского городского округа о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма – удовлетворить.

Обязать Администрацию Ангарского городского округа предоставить недееспособной ФИО2 вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 34 кв.м на территории ..., отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд ... в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, которое будет изготовлено **.

Судья                                      Т.Л.Зайцева




2-5812/2018 ~ М-5546/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ивлиева Наталья Витальевна
Ивлиева Кристина Анатольевна
Ответчики
Администрация АГО
Другие
Дашиев Владимир Валерьевич
Суд
Ангарский городской суд Иркутской области
Судья
Зайцева Т.Л.
Дело на сайте суда
angarsky--irk.sudrf.ru
17.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.10.2018Передача материалов судье
22.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2018Подготовка дела (собеседование)
16.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2018Судебное заседание
14.12.2018Судебное заседание
21.12.2018Судебное заседание
09.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2019Дело оформлено
01.10.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее