РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 ноября 2016 года г.Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Зайцевой Т.Л., при секретаре Конюховой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-7411/2016 по иску Прокурора г.Ангарска в интересах ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании решения об отказе в назначении социальной пенсии по инвалидности, об обязании назначить социальную пенсию по инвалидности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Ангарска в интересах ФИО2 обратился в суд к УПФ РФ (ГУ) в АМО о признании решения об отказе в назначении социальной пенсии по инвалидности, об обязании назначить социальную пенсию по инвалидности, в обоснование которого (с учетом уточнений) указано, что в прокуратуру поступило обращение ФИО2 о необоснованности отказа ответчика в назначении социальной пенсии по инвалидности. По результатам проверки было установлено, что ФИО2 является инвалидом третьей группы по общему заболеванию. ФИО2 обратилась в УПФ РФ (ГУ) в АМО с заявлением о назначении социальной пенсии. Однако решение УПФ РФ (ГУ) в АМО ФИО2 было отказано в назначении социальной пенсии по инвалидности по тем основаниям, что ФИО2 не представлено свидетельство о регистрации по месту жительства на территории РФ, подтверждающее факт проживания на территории .... Прокурор ... полагает данный отказ УПФ РФ (ГУ) в АМО является незаконным и необоснованным. ФИО2 при подаче заявления о назначении ей социальной песни по инвалидности представила в УПФ РФ (ГУ) в АМО свидетельство № от ** о регистрации по месту пребывания на территории РФ по адресу: ..., соответственно, ФИО2 соблюдены требования действующего законодательства в части представления для назначения социальной пенсии документа, подтверждающего место пребывания на территории РФ. На основании изложенного, прокурор ... просит признать незаконным решение УПФ РФ (ГУ) в АМО от ** № об отказе в назначении ФИО2 социальной пенсии по инвалидности, обязать УПФ РФ (ГУ) в АМО назначить ФИО2 с ** социальную пенсию по инвалидности в течении месяца после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца – прокурора ... ФИО5, действующая на основании прав по должности, поддержала исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.
ФИО2 в судебном заседании также поддержала исковые требования прокурора ..., просила удовлетворить иск в полном объеме.
В судебное заседание представитель УПФ РФ (ГУ) в АМО ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, суду представлено письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В материалы дела представлены возражения на исковое заявление, согласно которым исковые требования прокурора ... не признает, просит об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд, выслушав лиц, участвующих по делу, исследовав материалы гражданского дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 года 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации нетрудоспособные граждане.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ФИО2 является инвалидом третьей группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой МСЭ № от **.
** ФИО2 обратилась в УПФ РФ (ГУ) в АМО с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности, приложив к нему: свой паспорт гражданина РФ, свидетельство о регистрации по месту её пребывания на территории Российской Федерации, справку МСЭ № от **.
УПФ РФ (ГУ) в АМО ФИО2 были даны разъяснения о том, что в связи с тем, что в ее паспорте отсутствовала отметка о регистрации по месту жительства, ей необходимо представить свидетельство о регистрации по месту жительства на территории РФ, не позднее **.
** ФИО2 представила в УПФ РФ (ГУ) в АМО заявление о невозможности представить сведения о постоянной регистрации и просила передать заявление о назначении социальной пенсии по инвалидности в отдел назначения.
Решением УПФ РФ (ГУ) в АМО № от ** ФИО2 было отказано в назначении социальной пенсии по инвалидности в соответствии с п.п.1 п.1 ст.11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», так как ФИО2 документально не подтвердила факт постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Судом также установлено, что ФИО2 обратилась в прокуратуру ... о необоснованном отказе УПФ РФ (ГУ) в АМО в назначении ей социальной пенсии.
По результатам проверки, прокуратурой ... было установлено, что ФИО2 по месту жительства на территории ... не зарегистрирована.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания №, ФИО2 зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ..., на период с **.
В соответствии с постановлением Администрации ... №-г от **, ФИО2, составом семьи <данные изъяты> человек, признана малоимущей, нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
По договору краткосрочного найма жилого помещения № от **, ФИО2 является нанимателем жилого помещения по адресу: ..., которое предоставлено ей для временного проживания с **.
Согласно положениям ч.1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства является жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договор аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Применительно к рассматриваемому случаю Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден Приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 года N 958н.
Согласно п. 2 указанного Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Пунктами 41, 43 названного Перечня предусмотрено, что для назначения социальной пенсии по инвалидности необходимы документы об установлении инвалидности и о постоянном проживании в Российской Федерации. Документом, подтверждающим место жительства гражданина РФ на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства, временное удостоверение личности гражданина РФ.
Вместе с тем, абз. 2 п. 2 Перечня установлено, что при отсутствии места жительства на территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место пребывания на территории Российской Федерации.
Документом, подтверждающим место пребывания на территории Российской Федерации гражданина РФ, является свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации.
В данном случае, как усматривается из материалов дела и не оспаривается ответчиком, ФИО2 при подаче заявления о назначении ей социальной пенсии по инвалидности представила в УПФ РФ (ГУ) в АМО свидетельство о регистрации по месту пребывания №, выданное ** ОУФМС по ... в ... и ....
Соответственно, ФИО2 были соблюдены вышеприведенные требования действующего законодательства в части представления для назначения социальной пенсии документа, подтверждающего место пребывания на территории Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, решение УПФ РФ (ГУ) в АМО № от ** об отказе ФИО2 в назначении социальной пенсии по инвалидности является незаконным и нарушающим конституционные права ФИО2, как инвалида, по мотиву отсутствия документа, подтверждающего ее постоянное проживание на территории Российской Федерации.
При этом, суд учитывает, что сам по себе факт регистрации гражданина РФ на территории Российской Федерации или отсутствие таковой не порождает для него каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации его прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.
Доводы ответчика, изложенные в письменных возражениях, о том, что для назначения социальной пенсии по инвалидности в обязательном порядке требуется предоставление исключительно документа о постоянном проживании в Российской Федерации, являются несостоятельными и основаны на неверном толковании вышеприведенных норм действующего законодательства.
С учетом изложенного, суд находит требования прокурора ... о признании незаконным решения УПФ РФ (ГУ) в АМО № от ** об отказе ФИО2 в назначении социальной пенсии по инвалидности и возложении обязанности назначить ФИО2 социальную пенсию по инвалидности.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Поскольку инвалидность ФИО2 установлена **, что подтверждается справкой МСЭ №, следовательно, пенсию ФИО2 следует назначить со дня возникновения права на неё, то есть с **.
Суд на основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ полагает необходимым указать в решении период исполнения ответчиком определенных действий, а именно назначить ФИО2 социальную пенсию по инвалидности в течение месяца после вступления решения в законную силу. При этом, суд считает, что установленный срок отвечает принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора г.Ангарска в интересах ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании решения об отказе в назначении социальной пенсии по инвалидности, об обязании назначить социальную пенсию по инвалидности – удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области от ** № об отказе ФИО2 в назначении социальной пенсии по инвалидности.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области назначить ФИО2 социальную пенсию по инвалидности с **, в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд Иркутской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, которое будет изготовлено **.
Судья