Судья Чухланцева С.А. Дело № 12-20/2017
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
27.04.2017 судья Асиновского городского суда Томской области Т.С. Симагина, рассмотрев жалобу Политова А.В. на постановление мирового судьи судебного участка № Асиновского судебного района Томской области от /дата/ по делу об административном правонарушении, предусмотренной по ч.1 ст. 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Асиновского судебного района Томской области от /дата/ Политов А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренной по ч.1 ст. 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено административной наказание в виде административного штрафа в размере 4.000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Политов А.В. подал жалобу, в которой просил постановление мирового судьи отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы Политов А.В. указал, что мировым судьей нарушено право на защиту, поскольку находясь в ИК-2, он был извещен о судебном заседании /дата/, т.е. в день рассмотрения, в силу чего не смог заявить ходатайства, воспользоваться услугами защитника, представить свои возражения.
В судебном заседании, Политов А.В. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Выслушав пояснения Политова А.В. , исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии ч.1 ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1, 2 данной статьи).
Статьей 40 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изм. и доп.) в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
Часть 1 ст. 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) предусматривает административную ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 настоящего Кодекса, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества.
В подтверждение факта совершения Политовым А.В. административного правонарушения МО МВД России «Асиновский» УМВД России по Томской области представлены: Протокол об административном правонарушении от /дата/, рапорт начальника СО МО МВД России «Асиновский» УМВД России по Томской области от /дата/, рапорт старшего следователя СО МО МВД России «Асиновский» УМВД России по Томской области от /дата/, постановление о возбуждение уголовного дела и принятии его к производству по ч.2 ст.228 УК РФ в отношении Политова А.В. , протокол медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения № от /дата/, справка о результатах химико-токсикологических исследований № от /дата/ протокол допроса обвиняемого Политова А.В. от /дата/.
В рамках рассмотрения жалобы был истребован приговор Асиновского городского суда Томской области от /дата/ в отношении Политова А.В. , обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 228 УК РФ.
Из данного приговора следует, что Политов А.В. с /дата/ по /дата/ содержался под стражей.
Проверяя доводы жалобы о том, что мировым судьей нарушено право на защиту, суд приходит к следующему.
Санкцией ч.1 ст. 6.9 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Частью 1 ст. 25.1 КоАП РФ закреплено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ч.3 ст. 25.1 КоАП РФ, судья, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу. При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, …, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
Частью 4 ст. 29.6 КоАП РФ установлен сокращенный срок рассмотрения дела о таком административном правонарушении - в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
Данные требования закреплены и в ответе на вопрос № 4 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).
Исходя из того, что момент рассмотрения дела мировой судья не располагал сведениями о надлежащем извещении Политова А.В. о месте и времени рассмотрения дела (/дата/ в 16:00), расписка поступила в суд только /дата/ (л.д.40), факсимильная расписка об извещении в деле отсутствует, следовательно, в силу ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ, и не имела возможности рассмотреть дело в отсутствии Политова А.В.
Кроме того, мировой судья располагал сведениями о том, что Политов А.В. находится ФКУ ИК-2 УФСИН России по ТО, и для выполнения требований ст. 25.1 КоАП РФ имела возможность назначить рассмотрение дела путем использования систем видеоконференц-связи.
Однако, это сделано не было, и тем самым было нарушено право Политова А.В. на защиту.
Суд считает необходимым обратить внимание и на то, что протокол об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, МО МВД России «Асиновский» УМВД России по Томской области узнает о выявленном административном правонарушении /дата/ на основании рапорт начальника СО МО МВД России «Асиновский» УМВД России по Томской области от /дата/, рапорт старшего следователя СО МО МВД России «Асиновский» УМВД России по Томской области от /дата/ (л.д.2-3).
Административное расследование по делу не проводилось, однако, в нарушении требований ст. 28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении ЖУАП № составляется УУП МО МВД России «Асиновский» УМВД России по Томской области майором полиции ФИО4 только /дата/, т.е. спустя 10 дней.
Пунктом 6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Как следует из содержания преамбулы к Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изм. и доп.) в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, он устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.
Административная ответственность за нарушение названного запрета установлена в главе 6 КоАП РФ "Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность" (ст. 6.9 КоАП РФ).
Анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу, что объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.9 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны здоровья населения.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
С учетом изложенного срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 6.9 КоАП РФ за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача составляет один год с момента совершения административного правонарушения.
Из протокола административного правонарушения следует, что Политов А.В. /дата/ в дневное время находясь по адресу: <адрес> употребил наркотическое средство, путем съедания без назначения врача.
В соответствии со статьей 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч.ч. 1,4 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № Асиновского судебного района Томской области от /дата/, невозможно признать законным и обоснованным в связи с чем, оно подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности
Руководствуясь ст. ст. 30.6., 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № Асиновского судебного района Томской области от /дата/ по делу об административном правонарушении в отношении Политова А.В. - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Политова А.В. – прекратить, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения.
Судья: Т.С. Симагина