РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июня 2015 года с. Белый Яр
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Поповой Г.В.,
при секретаре Токмашовой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова А. В. к Администрации Алтайского района, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия о признании права на получение мер социальной поддержки, признании незаконным отказа администрации Алтайского района, обязании включить в список граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства жилого дома, обязании предоставить меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецов А.В. обратился в суд с иском к Администрации Алтайского района, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия о: признании факта постоянного проживания, признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, о признании права на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства жилого дома, признании отказа Администрации Алтайского района Республики Хакасия об отказе в включении в списки незаконным, обязании включить в список граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства жилого дома, обязании предоставить меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома, мотивируя тем, что в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей 12 апреля 2015 года в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/с и возгоранием жилых домов в населенных пунктах на территории Республики Хакасия, постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 12.04.2015 № 24-ПП с 13.00 12.04.2015 введен режим чрезвычайной ситуации на территории Республики Хакасия, установлена зона чрезвычайной ситуации - вся территория Республики Хакасия. В зону чрезвычайной ситуации попало жилое помещение, в котором он проживал на момент чрезвычайной ситуации, расположенное по адресу: <адрес>. Право собственности на данный объект недвижимости зарегистрировано не было. В результате пожара жилое помещение уничтожено. Ему отказано во включении в список граждан, нуждающихся в предоставлении жилья. Просит признать факт его постоянного проживания в вышеуказанном жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 года в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/с и возгоранием жилых домов в населенных пунктах на территории Республики Хакасия, признать пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, признать право на предоставление мер социальной поддержки, установленных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2015 года № 429 «О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры» в виде строительства жилого дома, признать отказ Администрации Алтайского района Республики Хакасия незаконным и обязать Администрацию Алтайского района Республики Хакасия включить его в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были утрачены и (или) повреждены, дающий право на меры поддержки граждан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2015 года № 429 «О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры», обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия предоставить ему меры социальной поддержки, установленные Постановлением Правительства РФ от 30.04.2015 года № 429 «О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры» в виде строительства жилого дома по социальной норме, установленной указанным Постановлением Правительства РФ.
Определением суда от 03.06.2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия, ГУ МЧС России по Республике Хакасия, УФМС России по Республике Хакасия.
04 июня 2015 года истец уточнил заявленные исковые требования в соответствии со статьей 39 ГПК РФ, просил суд: признать право на предоставление мер социальной поддержки, установленных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2015 года № 429 «О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры», в виде строительства жилого дома. Признать отказ Администрации Алтайского района Республики Хакасия незаконным и обязать Администрацию Алтайского района Республики Хакасия включить его в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были утрачены и (или) повреждены, дающий право на меры поддержки граждан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2015 года № 429 «О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры». Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия предоставить ему меры социальной поддержки, установленные Постановлением Правительства РФ от 30.04.2015 года № 429 «О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мер социальной поддержки граждан, жилые помещения, которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры» в виде строительства жилого дома по социальной норме, установленной указанным Постановлением Правительства РФ.
В судебное разбирательство истец Кузнецов А.В. не явился, о дате, времени слушания дела извещен надлежащим образом. Ходатайство об отложении рассмотрения гражданского дела в суд не поступало.
Представитель ответчика Администрации Алтайского района Манжосова В.В., действующая на основании доверенности, показала, что исковые требования не подлежат удовлетворению. Полагает, что иск следует рассмотреть по существу. Не усматривает оснований для отложения рассмотрения иска. Основаниями для отказа в удовлетворении исковых требований являются: отсутствие доказательств, подтверждающих право собственности истца на жилое помещение, доказательств о его законности в данное жилое помещение.
Представители ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ МЧС России по Республике Хакасия, УФМС России по Республике Хакасия, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия Дьяченко А.А., действующая на основании доверенности, в зал суда не явилась, просила суд рассмотреть исковые требования в отсутствие представителя УФК по Республике Хакасия с учетом позиции изложенной в возражениях.
На основании части 3 и 5 статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав представителя администрации Алтайского района, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Согласно части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 года № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших, основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктом «е» статьи 11 указанного Закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2015 года № 429 утвержден объем трансфертов бюджету Республики Хакасия на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территории Республики Хакасия, а также утверждены правила предоставления указанных трансфертов (далее Правила).
Согласно подпункту «а» пункта 4 указанных Правил трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, которые постоянно проживали (имеют постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и приобретенного уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или подведомственными этому органу государственными учреждениями в интересах граждан, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений, жилых домов в их собственность.
Пунктом 7 правил предусмотрено, что меры социальной поддержки граждан реализуются в отношении гражданина, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилье являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилье на момент чрезвычайной ситуации совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.05.2015 года № 241 утвержден порядок реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия (далее Порядок).
Как следует из пункта 3 Порядка предоставление мер поддержки в виде строительства жилых домов взамен утраченных, капитального ремонта поврежденных жилых помещений осуществляется в пределах ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия на 2015 год на указанные цели.
В соответствии с пунктом 17 Порядка муниципальное образование в течение двух рабочих дней со дня поступления сведений из органов, указанных в пункте 16 настоящего Порядка, рассматривает поступившие заявления и принимает решение о включении (отказе во включении) в списки граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных (поврежденных) в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования, формируемые в соответствии с требованиями пункта 22 настоящего Порядка.
Пунктом 19 Порядка предусмотрены следующие основания для отказа во включении в списки:
а) несоответствие заявителя (членов семьи) требованиям пунктов 4 и 5 настоящего Порядка;
б) наличие в собственности заявителя и (или) членов его семьи помимо утраченного или требующего капитального ремонта жилья иного жилого помещения, пригодного для проживания;
в) наличие в представленных документах несоответствий (разночтений) личных данных, подтверждающих юридически значимые факты и события (в том числе в фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения);
г) наличие недостоверной информации в документах, представленных заявителем;
д) представление заявителем пакета документов, предусмотренных пунктами 10, 11 настоящего Порядка, не в полном объеме;
е) помещение, указанное гражданином в заявлении, признано непригодным для проживания или утраченным до произошедшего в апреле 2015 года пожара и включено в региональную адресную программу по переселению из аварийного жилищного фонда, реализуемую с участием Государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно пункта 22 Порядка муниципальное образование на основании принятых решений о включении в списки в течение двух рабочих дней формирует список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Из материалов гражданского дела следует, что постановлением Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия от 12.04.2015 № 24-ПП с 13 часов 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия введен режим чрезвычайной ситуации и установлена зона чрезвычайной ситуации на всей территории Республики Хакасия.
Распоряжением главы Краснопольского сельсовета Алтайского района от 12.04.2015 № 14 с 16 часов 12.04.2015 года введен режим чрезвычайной ситуации на территории Краснопольского сельсовета.
Распоряжением главы Краснопольского сельсовета от 13.04.2015 года установлена зона чрезвычайной ситуации, в которую вошло жилое помещение по адресу: <адрес>.
Постановлением главы Алтайского района от 15.04.2015 года № 06-ПГ утвержден список жилых помещений и приусадебных участков, подвергшихся возгоранию в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 12.04.2015 года в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/с и возгоранием жилых домов в населенных пунктах на территории Краснопольского сельсовета, в котором указано жилое помещение по адресу: <адрес>.
Из акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ года, усматривается, что помещение по адресу: <адрес> полностью уничтожено огнем, требуется строительство нового жилья.
Согласно справке, выданной Администрацией Краснопольского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов А.В. проживает по адресу: <адрес>.
Решением Алтайского районного суда от 15.05.2015 года установлен факт постоянного проживания Кузнецова А.В. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 года в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/с и возгоранием жилых домов в населенных пунктах на территории Республики Хакасия. Кузнецов А.В. признан пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 года в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/с и возгоранием жилых домов в населенных пунктах на территории Республики Хакасия.
Из представленной справки, выданной администрации Краснопольского сельсовета следует, что Кузнецов А.В. проживал адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по 12.04.2015г. – дату пожара.
Сведения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сведений о правах Кузнецова А.В. на объекты недвижимого имущества не имеется, что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Из ответа Алтайского филиал ГУП РХ «УТИ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно реестровым записям Алтайского филиала ГУП РХ УТИ на ДД.ММ.ГГГГ на имя Кузнецова А.В. недвижимого имущества не зарегистрировано, право собственности на квартиру по адресу: <адрес> не зарегистрировано.
Как следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ за № 252, квартира по адресу: <адрес> на балансе Краснопольского сельсовета не состоит
Кузнецов А.В. обратился с заявлением о включении его в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, на получение меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома взамен утраченного.
Кузнецову А.В. отказано во включении в список граждан на строительство жилья, согласно письмо за подписью главы Краснопольского сельсовета Артемьевой С.А.
Решением комиссии по обследованию поврежденных в результате чрезвычайной ситуации Кузнецову А.В. также отказано во включении в список граждан на строительство жилья.
Федеральный закон от 21.07.1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», предусматривающий, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, вступил в силу 28.01.1998 года.
Истцом не предоставлено доказательств, что он нуждается в оказании мер социальной поддержки в связи с утратой принадлежащего ему единственного жилого помещения. Не предоставлено никаких доказательств, подтверждающих, как законность его вселения в жилое помещение, так и доказательств о его принадлежности истцу.
С учетом вышеизложенного, по мнению суда в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.
На основании статьи 90 ГПК РФ и статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации, истцу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения дела по существу.
Статьей 103 ГПК РФ предусмотрено, при отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.
Учитывая, что Кузнецову А.В. отказано в удовлетворении заявленных исковых требований, с него в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кузнецова А. В. к Администрации Алтайского района, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия о признании права на предоставлении мер социальной поддержки, признании незаконным отказа Администрации Алтайского района о включении в список граждан постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были утрачены и (или) повреждены, обязании включить в список граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства жилого дома, предоставлении мер социальной поддержки в виде строительства жилого дома – отказать.
Взыскать с Кузнецова А. В. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия через Алтайский районный суд Республики Хакасия в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.
Судья
Алтайского районного суда Попова Г.В.
15 июня 2015 года – дата изготовления мотивированного решения суда