Мотивированное решение изготовлено 20.05.2013 года с применением средств оргтехники
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2013 года г. Артемовский
Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего Смердовой С.Г. при секретаре Бачиной Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яровик Л. В. к Администрации Артемовского городского округа, Территориальному органу местного самоуправления пос. Буланаш Артемовского района о предоставлении благоустроенного жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Яровик Л.В. обратилась с исковым заявлением к Администрации Артемовского городского округа, Территориальному органу местного самоуправления пос. Буланаш Артемовского района о предоставлении благоустроенного жилого помещения.
В обоснование требований, в исковом заявлении Яровик Л.В. указала, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ жилой дом № №, расположенный по адресу: <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно уведомления Территориального органа местного самоуправления пос. Буланаш от ДД.ММ.ГГГГ, Яровик Л.В. была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Была включена в общий список №, в список граждан, признанных малоимущими и вставшими на учет после ДД.ММ.ГГГГ и нуждающихся в улучшении жилищных условий по Территориальному органу местного самоуправления пос. Буланаш №, в очереди в Списке граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания -№.
Нормы ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставят право на внеочередное получение жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от времени включения в список внеочередников.
В ходе судебного разбирательства истец исковые требования поддержала по указанным в исковом заявлении основаниям, уточнив, что обязанность по предоставлению жилого помещения следует возложить на Территориальный орган местного самоуправления пос. Буланаш.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства Яровик Л.В. уточнила исковые требования, указав, что просит предоставить жилое помещение общей площадью <данные изъяты>.
Представитель ответчика Администрации Артемовского городского округа исковые требования не признала, суду пояснила, что Яровик Л.В. на учете нуждающихся в жилых помещениях в Администрации Артемовского городского округа не состоит.
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет, в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан в орган местного самоуправления по месту своего жительства.
Администрацией Артемовского городского округа производится предоставление жилых помещений и оформление договоров социального найма в отношении жилых помещений на территории г. Артемовского.
Решение вопросов местного значения осуществляется органами местного самоуправления, органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, структура органов местного самоуправления, порядок их формирования, полномочия, срок полномочий, вопросы организации и деятельности указанных органов определяются Уставом муниципального образования, финансовые обязательства, возникшие в связи с решением вопросов местного значения исполняются за счет средств местных бюджетов.
В соответствии со ст. 36 Устава Артемовского городского округа Территориальные органы местного самоуправления формируются для решения вопросов местного значения на территории сельских населенных пунктов, территориальные органы местного самоуправления на подведомственной им территории осуществляют обеспечение граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с действующим законодательством.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных им в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат;
гражданам, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
В соответствии с п. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства ( в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> постановлением Администрации Артемовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-№ был признан аварийным и подлежащим сносу.
Признание жилого дома аварийным не дает гражданам, проживающим в данном доме, права на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с п. 1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодека РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
В соответствии с ст. 86 Жилищного кодекса РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляется другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Яровик Л.В. является собственником жилого помещения - <адрес>, расположенной в жилом доме по адресу: <адрес>, а в соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации обязательства по отселению из жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, признанным подлежащим сносу, возникает у органам местного самоуправления в отношении граждан, проживающих в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.
По сведениям, имеющимся в Администрации Артемовского городского округа, Яровик Л.В. признана в установленном порядке малоимущей, принята на учет в качестве нуждающееся в улучшении жилищных условий территориальным органом местного самоуправления пос. Буланаш с ДД.ММ.ГГГГ.
Администрация Артемовского городского округа не является уполномоченным органом местного самоуправления по обеспечению жильем граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилье на территории сельских населенных пунктов городского округа.
Администрация Артемовского городского округа не вправе распорядиться и предоставить жилое помещение, находящееся на территории другого населенного пункта, решение вопросов местного значения ( в том числе предоставление жилых помещений) на территории которого подведомственно иному органу местного самоуправления - Территориальному органу местного самоуправления пос. Буланаш.
Возражений против заявленных исковых требований представитель ответчика - Администрации Артемовского городского округа изложила в письменных возражениях ( л.д.21-22).
Представитель ответчика Территориального органа местного самоуправления пос. Буланаш исковые требования не признала, суду пояснила, что Яровик Л.В. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в Территориальном органе местного самоуправления пос. Буланаш.
Согласно распоряжения председателя Территориального органа местного самоуправления пос. Буланаш от ДД.ММ.ГГГГ № « О постановке на граждан, нуждающихся в жилых помещениях», Яровик Л.В. была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включена в список граждан, признанных малоимущими и вставшими на учет после ДД.ММ.ГГГГ и нуждающихся в улучшении жилищных условий по Территориальному органу местного самоуправления пос. Буланаш № очереди №, а так же включена в список граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции № очереди №.
Яровик Л.В. должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма в границах пос. Буланаш Артемовского района, исходя из расчета 18 квадратных метров общей площади.
В пос. Буланаш свободных муниципальных жилых помещений не имеется.
Жилье не пригодно для проживания, значит, не соответствует санитарным требованиям. В жилом <адрес> обрушилась капитальная стена обрушена, дом восстановлению не подлежит.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика Территориального органа местного самоуправления пос. Буланаш представила письменные возражения относительно заявленных исковых требований ( л.д.17).
Рассматривая исковые требования Яровик Л.В. о предоставлении жилого помещения, из совокупности представленных и исследованных в ходе судебного разбирательства письменных материалов дела установлено, что Яровик Л.В. является собственником жилого помещения в виде двухкомнатной <адрес>, расположенной по адресу : <адрес>.
Общая площадь квартиры составляет <данные изъяты>., что подтверждено свидетельством о регистрации права собственности на л.д.20.
В соответствии с постановлением Администрации Артемовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-№ ( л.д.23) многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу.
Было принято решение произвести снос аварийного дома до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации Артемовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-№ ( л.д.24) срок сноса вышеуказанного дома был изменен на ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Порядок признания жилого помещения, жилого дома непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждено постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, в соответствии с которым на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
С учетом вышеизложенного, а так же пояснений представителя ответчика Территориального органа местного самоуправления, учитывая, что дом был признан аварийным, ремонт и восстановление указанного дома невозможно, было принято решение о сносе вышеуказанного жилого дома, суд пришел к выводу о том, что <адрес>, расположенный по <адрес> непригоден для проживания, ремонту или реконструкции не подлежит.
Рассматривая доводы представителя ответчика о том, что истец является не нанимателем, а собственником жилого помещения в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. суд учел, что в силу положений ст. 40 Конституции Российской Федерации конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, в исключении случаев произвольного лишения граждан жилища.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту, реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма.
Возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения не связана с конкретным правом, на котором гражданину принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан не только наниматель по договору социального найма.
Из письменных материалов дела следует, что Яровик Л.В. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, ТОМС пос. Буланаш было принято решение о постановке Яровик Л.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, а так же во внеочередной список предоставления жилых помещений по договорам социального найма в связи с признанием многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу, о чем было издано распоряжение Председателя ТОМС пос. Буланаш от ДД.ММ.ГГГГ № ( л.д.18).
Кроме того, Яровик Л.В. был установлен с учетом ее материального положения статус малоимущей ( л.д.19).
При рассмотрении вопроса о площади подлежащего предоставлению жилого помещения, суд учел, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. ст. 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий.
В ходе судебного заседании истец суду пояснила, что она настаивает на предоставлении жилого благоустроенного помещения общей площадью 33 квадратных метр, с учетом того, что жилая площадь не должна быть менее 18 квадратных метров.
Согласно ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что исковые требования Яровик Л.В. о предоставлении другого благоустроенного жилого помещения обоснованны и подлежат удовлетворению с учетом заявленных исковых требований.
Рассматривая вопрос о надлежащем ответчике, суд руководствовался ч. 3, 5 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой установлено, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Постановлением Главы МО « Артемовский район» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 59) установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размер <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 36 Устава Артемовского городского округа ( л.д. 48) для решения вопросов местного значения городского округа на территориях сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, входящими в состав территории городского округа, формируются территориальные органы местного самоуправления (п. 1). Территориальные органы местного самоуправления осуществляют возложенные на них полномочия в соответствии с положениями о них, утверждаемыми Думой городского округа по представлению главы администрации городского округа (п. 3). Территориальные органы местного самоуправления обладают полномочиями по обеспечению малоимущих граждан и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства.
В соответствии с Положением о Территориальном органе местного самоуправления пос. Буланаш с подведомственной территорией населенного пункта пос. Дальний Буланаш ( л.д. 55-58) предусмотрено, что к полномочиям Территориального органа местного самоуправления, осуществляемым на подведомственной ему территории относятся: учет муниципального жилищного фонда; ведение в установленном законом Свердловской области порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма (п. 4); предоставление в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке малоимущим гражданам, признанным таковыми в установленном законом Свердловской области порядке, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства (п. 5).
Яровик Л.В. проживает на территории пос. Буланаш Артемовского района, на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условия поставлена в Территориальном органе местного самоуправления пос. Буланаш, следовательно, обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на Территориальный орган местного самоуправления пос. Буланаш с подведомственной территорией населенного пункта пос. Дальний Буланаш.
Доводы представителя ответчика ТОМС пос.Буланаш о том, что акт передачи муниципального жилищного фонда не подписан представителем ТОМС пос. Буланаш, по мнению суда, не исключает обязанность ТОМС пос. Буланаш предоставления истцу жилого помещения, поскольку не изменяет полномочиям Территориального органа по предоставлению в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать Территориальный орган местного самоуправления пос. Буланаш с подведомственной территорией населенного пункта пос. Дальний Буланаш предоставить Яровик Л. В. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в границах п. Буланаш Артемовского района Свердловской обл. общей площадью не менее <данные изъяты> и жилой площадью не менее <данные изъяты>, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям к условиям пос. Буланаш,
Разъяснить сторонам, что с мотивированным решением могут ознакомиться 20 мая 2013 года в каб. № 1 Артемовского городского суда по адресу: г. Артемовский, ул. Мира, 15.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме с подачей жалобы через Артемовский городской суд.
Резолютивная часть решения изготовлена 15.05.2013 года с применением средств оргтехники в совещательной комнате.
Судья С.Г.Смердова