Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-243/2011 от 17.03.2011

Дело № 2- 243/2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 апреля 2011 года                                                               п. Архара

Архаринский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи <данные изъяты>

секретаря судебного заседания <данные изъяты>

с участием помощника прокурора Архаринского района <данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Архаринского района Амурской области в интересах <данные изъяты> к администрации Архаринского района о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

    У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Архаринского района Амурской области обратился в суд с иском в интересах <данные изъяты> к администрации Архаринского района Амурской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование заявленных требований помощник прокурора Архаринского района <данные изъяты> пояснила, что мать <данные изъяты> года, его отец - <данные изъяты> - решением Архаринского районного суда <данные изъяты> года лишён в отношении него родительских прав. <данные изъяты> был помещен в детское учреждение, где находился до совершеннолетия. Постановлением главы поселкового самоуправления за <данные изъяты> закреплена жилая площадь в пос. Архара, ул. <данные изъяты>. В соответствии с Актом сверки сохранности жилья, закреплённого за несовершеннолетним, от <данные изъяты> года бревенчатый дом общей площадью 35,9 квадратных метров, расположенный по адресу: пос. <данные изъяты> 30, являющийся частной собственностью <данные изъяты>, сохранён и находится в пригодном для проживания состоянии. В то же время согласно Акту комиссионного обследования данного жилого помещения, дом может быть признан ветхим. В доме зарегистрированы пять человек- собственник <данные изъяты> с двумя малолетними детьми.

Проверкой установлено, что <данные изъяты> не принят на учёт в администрацию рабочего посёлка (п.г.т.) Архара на получение жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей, в собственности жилья не имеет, а поэтому имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Просит обязать орган местного самоуправления в лице администрации Архаринского района предоставить <данные изъяты> жилое помещение по договору социального найма в пос. Архара Архаринского района Амурской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Истец <данные изъяты> в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, суду пояснил, что после окончания учебного заведения прибыл в п. Архара, пытался вселиться в закрепленный за ним дом, расположенный по адресу – п. <данные изъяты> ул. <данные изъяты> Однако в данном доме проживает его (истца) отец, лишенный в отношении него родительских прав, жена отца, его сестры, брат. С отцом и членами семьи у него неприязненные отношения, сестры и брат обвиняют его в смерти матери, отец ведет себя очень агрессивно. Они не пускают его в дом, категорически возражают против его проживания в нем. Кроме того, в доме зарегистрированы человек 8 или 9, проживает фактически отец, его жена, брат, дом маленький для такого числа проживающих, санитарное состояние дома плохое, дом ветхий. Летом 2010 года он зарегистрировался по данному адресу, хотя фактически там никогда не проживал. <данные изъяты> года он снялся с регистрационного учета по данному адресу только потому, что отец и члены семьи не хотят, чтобы он там жил или был прописан. На сегодняшний день у него совсем нет жилья. Он живет у друзей, знакомых кто пустит. Так как он работает проводником, то между поездками живет в вагоне на ст. Хабаровск, куда его пускают на несколько дней между поездками.

Представитель ответчика администрации Архаринского района <данные изъяты> исковые требования не признала, пояснила, что за <данные изъяты> закреплено жилое помещение по адресу: п. <данные изъяты>. Согласно акту сохранности жилья, закрепленного за несовершеннолетним, жилье признано пригодным для проживания. Согласно акту обследования указанного жилого помещения от 11 июня 2010 года процент износа составляет 67 %, на этом основании дом по заявлению собственника может быть признан ветхим. Однако признание дома ветхим не означает признание его непригодным для проживания, на основании изложенного, учитывая, что жилье за несовершеннолетним закреплено, считает, что требования прокурора Архаринского района удовлетворению не подлежат. Кроме того, <данные изъяты> не встал на учет как лицо, нуждающееся в предоставлении жилого помещения.

    Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца <данные изъяты> суду пояснил, что у него в доме по адресу <данные изъяты> зарегистрированы 9 или 10 человек. Постоянно проживают в доме он, его жена, его сын <данные изъяты>. Кроме того часто приходят и живут и другие члены семьи, которые зарегистрированы в доме. Он и все члены его семьи категорически против того, чтобы <данные изъяты> проживал в его доме. В доме 1 комната и кухня, жилая площадь дома 21 квадратный метр.

    Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право на жилище.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 года N6 258-0, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39 части 2 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

        В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицами из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

            Судом по делу установлено, что <данные изъяты> относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно решению Архаринского районного суда ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына – <данные изъяты>.

Согласно свидетельству о смерти от <данные изъяты> умерла <данные изъяты> года.

На основании ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статьей 5 указанного Федерального закона предусмотрено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что <данные изъяты> года закончил обучение в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 5» п.г.т. Прогресс.

Из Уведомления № 03/001/2010-906 от 22 июля 2010 года следует, что сведения о правах Фазылова А.С. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует.

На основании ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеется указание о том, что дети-сироты, имевшие закреплённое жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении.

Как установлено в судебном заседании, жилое помещение по договору социального найма истцу, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, предоставлено не было.

Постановлением главы поселкового самоуправления от 01 июля 2002 года № 130 за <данные изъяты> закреплена жилая площадь в <данные изъяты>. Данное жилище является отдельным жилым домом, жилой площадью 21 кв.м., принадлежащим <данные изъяты> лишенному в отношении истца родительских прав, на праве личной собственности согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию.

В соответствии с Актом от 28 мая 2010 года сверки сохранности жилья, закреплённого за несовершеннолетним, бревенчатый дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>, сохранён и находится в пригодном для проживания состоянии.

В судебном заседании было установлено, что по адресу: <данные изъяты> зарегистрированы <данные изъяты>.

Постоянно по указанному адресу проживают <данные изъяты>, остальные зарегистрированные лица по указанному адресу проживают периодически.

Исходя из смысла Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд считает, что под термином «закреплённое жильё» законодатель имел в виду жилые помещения государственного и муниципального жилого фонда, а также жилые помещения, полностью или частично принадлежащие несовершеннолетним на праве собственности. Ситуация, при которой за сиротой, оставшимся без попечения родителей, закрепляется жилое помещение, находящееся в собственности иных граждан, законом не предусмотрена.

Жилое помещение по адресу <данные изъяты> на праве личной или общей собственности не принадлежит.

Собственником данного жилого помещения в соответствии со Свидетельством о праве на наследство по завещанию от <данные изъяты>

         <данные изъяты> лишен родительских прав в отношении <данные изъяты> между ними прекращены родственные отношения.

         Согласно ч. 3 ст.31 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Такого соглашения между <данные изъяты> достигнуто не было, поэтому закрепление жилья за несовершеннолетним <данные изъяты> было произведено с нарушением закона.

Кроме того, как следует из пояснения собственника данного жилого помещения <данные изъяты> он категорически против того, чтобы <данные изъяты> проживал в его доме, против, и все члены его семьи. <данные изъяты> суду пояснил, что в связи с негативным отношением к нему <данные изъяты> проживание в этом доме невозможно.

        Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что <данные изъяты>. нельзя признать обеспеченным жилым помещением, в связи с чем <данные изъяты> имеет право на дополнительные гарантии, установленные детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предусматривающим внеочередное предоставление жилого помещения детям, оставшимся без попечения родителей, и не имеющим жилья.

По смыслу правил ст. 49 ЖК РФ обязанность по предоставлению жилого помещения вне очереди лицам, относящихся к категории сирот оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при исполнении данной обязанности органы местного самоуправления имеют право на возмещение расходов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Абзацем 1 ч. 3 ст.4 Закона Амурской области № 472-ОЗ от 11 апреля 2005 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.

Постановлением Губернатора Амурской области от 4 мая 2009 года № 222 утвержден Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Данным порядком установлено, что вышеуказанные лица после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления. Министерство образования и науки Амурской области (далее - министерство) является главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью лиц, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, в пределах средств, предусмотренных законом Амурской области об областном бюджете на очередной финансовый год, на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования. На основании документов, направленных органом местного самоуправления, министерство принимает решение о перечислении денежных средств из областного бюджета для предоставления жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка. Орган местного самоуправления после приобретения жилых помещений в муниципальную собственность за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год в виде субвенции местным бюджетам на реализацию соответствующих государственных полномочий, принимает решение об их предоставлении лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка (подпункты 2, 3, 7, 8 Порядка).

Постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 года № 113 утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления после поступления субвенции осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.

Таким образом, обязанность по внеочередному предоставлению истцу жилого помещения лежит на администрации Архаринского района.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно Постановлению администрации рабочего поселка Архара №126 от 21 октября 2009 года норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма установлена в рабочем поселке (п.г.т.) Архара в размере 18,0 кв. м. на одного члена семьи.

По смыслу ст. 15 ч. 2 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам).

    Учитывая вышеизложенное, суд находит требования прокурора Архаринского района Амурской области в интересах <данные изъяты> к администрации Архаринского района о предоставлении жилого помещения по договору социального найма обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

         ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░. <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 18 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:                    <░░░░░░ ░░░░░░>

2-243/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор в интересах Фазылова Андрея Сергеевича
Ответчики
Администрация Архаринского района
Суд
Архаринский районный суд Амурской области
Дело на сайте суда
arharinskiy--amr.sudrf.ru
17.03.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
17.03.2011Передача материалов судье
21.03.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.04.2011Судебное заседание
27.04.2011Судебное заседание
31.08.2011Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее