Дело № 2а-237/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Атяшево 22 октября 2019 г.
Атяшевский районный суд Республики Мордовия в составе:
судьи Селькиной Р.С.,
при секретаре Михайловой Н.Н.,
с участием:
административного истца Ведяшова А.Н.,
представителей административного истца Ведяшова А.Н. – Буянова И.Н., действующего на основании доверенности от 07 ноября 2016 года,
адвоката Коллегии адвокатов «Региональная правовая защита» Фирсовой Т.Н., представившей удостоверение№ 47 от 27.12.2002 года, ордер № 329 от 08.10.2019 года,
административного ответчика - Военного комиссариата Ардатовского и Атяшевского районов Республики Мордовия,
представителя административного ответчика – ФКУ «Военный комиссариат Республики Мордовия» Беляркиной М.С., действующей по доверенности № 5464 от 04.10.2019 года,
представителя административного ответчика – ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области» Назаренко И.А., действующей по доверенности № 56 от 03.12.2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ведяшова А.Н. к Военному комиссариату Ардатовского и Атяшевского районов Республики Мордовия, Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Республики Мордовия», Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Нижегородской области» о признании незаконными решения призывной комиссии Атяшевского района Республики Мордовия № 9/у от 01.07.2019 года и решения призывной комиссии Республики Мордовия 52/у от 12.07.2019 года,
установил:
Ведяшов А.Н. обратился к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Мордовия» (далее ФКУ «Военный комиссариат Республики Мордовия») Военному комиссариату Ардатовского и Атяшевского районов Республики Мордовия с административным исковым заявлением об оспаривании решения призывной комиссии Атяшевского района Республики Мордовия № 9/у от 01 июля 2019 года и решения призывной комиссии Республики Мордовия 52/у от 12 июля 2019 года о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В обоснование иска указал, что с 1 сентября 2007 года по результатам успешной сдачи вступительных экзаменов зачислен в ФГКОУВПО «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации». В с учебой в высшем учебном заведении МВД РФ 09.03.2008 года поставлен на воинский учет в Военном комиссариате Приокского района Нижегородской области, где ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 31 июля 2012 года. В 2011 году перешел на заочную форму обучения и продолжил службу в МВД по Республике Мордовия. Военный комиссариат Приокского района Нижегородской области, Военный комиссариат Ардатовского и Атяшевского районов Республики Мордовия повестки или извещения о явке для постановки на воинский учет и призыва на военную службу не направляли.
03 июня 2014 года по окончании учебы в Нижегородской академии МВД РФ получил диплом специалиста № №, регистрационный номер №.
В мае 20107 года поскольку кадровый аппарат МВД по Республике Мордовия потребовал предоставить военный билет, он обратился в Военный комиссариат Ардатовского и Атяшевского районов Республики Мордовия о выдаче военного билета. Решением призывной комиссии Атяшевского района Республики Мордовия № 9/у от 01.07.2019 года, утвержденным решением призывной комиссии Республики Мордовия 52/у от 12.07.2019 года в отношении него принято решение о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Просил признать незаконным незаконными решений призывной комиссии Атяшевского района Республики Мордовия № 9/у от 01 июля 2019 года и решения призывной комиссии Республики Мордовия 52/у от 12 июля 2019 года о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, поскольку не препятствовал осуществлению в отношении него мероприятий по призыву на военную службу, от вручения повесток не уклонялся, от правоохранительных органов не скрывался, проходил службу в органах внутренних дел Республики Мордовия.
В судебном заседании представители административного истца Буянов И.Н. и адвокат Коллегии адвокатов «Региональная правовая защита» Фирсова Т.Н., заявленные требования истца поддержали в полном объёме по основаниям указанным в иске. Просили суд удовлетворить исковые требования Ведяшова А.Н. в полном объёме.
Представитель административного ответчика - Военного комиссариата Ардатовского и Атяшевского районов Республики Мордовия в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён своевременно и надлежащим образом.
Представитель административного ответчика - Федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Республики Мордовия» Беляркина М.С., действующая на основании доверенности, требования не признала, показания дала аналогичные содержанию возражений на иск. Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объёме.
Определением суда от 18.09.2019 года Федеральное казённое учреждение «Военный комиссариат Нижегородской области» привлечен в качестве соответчика по данному делу.
В возражениях на административный иск административный ответчик - ФКУ «Военный комиссариат Республики Мордовия», в лице военного комиссара Республики Мордовия Тихомиров И.В. указал, что не признаёт исковые требования и считает их необоснованными ссылаясь на то, что Ведяшов А.Н. обжалует решения призывной комиссии Атяшевского муниципального района Республики Мордовия № 9/у от 01 июля 2019 года и решение призывной комиссии Республики Мордовия 52/у от 12 июля 2019 года о признании гражданина не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований и о зачислении в запас Ведяшова А.Н.
Ведяшов А.Н. обжалует решения призывной комиссии Атяшевского района Республики Мордовия от 01.07.2019 года и призывной комиссии Республики Мордовия от 12.07.2019 года. Между тем, решение о признании гражданина не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований и о зачислении в запас Ведяшова А.Н., было вынесено призывной комиссией Атяшевского района Республики Мордовия, которая была образована на основании Указа Главы Республики Мордовия от 18.03.2019 г. № 66-УГ «О создании призывных комиссий в Республике Мордовия».
Призывная комиссия не является структурным подразделением военного комиссариата, к органам государственной власти или органам местного самоуправления не относится и юридическим лицом не являются.
Правовой статус призывных комиссий определяется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», в соответствии с которым призывные комиссии наделены полномочиями по призыву граждан на военную службу, и решения призывных комиссий могут быть обжалованы в суд (статьи 26, 28, 29).
Призыв граждан на военную службу организуют военные комиссариаты, являющиеся территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и являющиеся юридическими лицами, за счёт средств федерального бюджета. При этом согласно пункту 20 и подпункту 24 пункта 21 Положения о военных комиссариатах, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 г. № 1609, военный комиссариат возглавляет военный комиссар, который организует работу по судебной защите прав и законных интересов Министерства обороны Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Интересы призывных комиссий в суде представляют военные комиссариаты, которые с учётом особенностей правового статуса призывных комиссий являются административными ответчиками по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) призывных комиссий. Подобной правовой позиции по судебным делам об обжаловании решений призывных комиссий придерживается Верховный Суд Республики Мордовия (Обзор судебной практики Верховного Суда Республики Мордовия по административным делам за 1 полугодие 2016 года).
Призывная комиссия Атяшевского района Республики Мордовия, при вынесении решения от 01.07.2019 г. в отношении Ведяшова А.Н. и призывная комиссия Республики Мордовия, руководствовались п. 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Согласно нормам, изложенным в части 1.1 статьи 28 Закона № 53-ФЗ, и в пункте 34 Положения о призыве на военную службу, заключение выносится в отношении граждан, которые не проходили военную службу, не имея на то законных оснований, после 01 января 2014 года при этом состояли (обязаны были состоять) на воинском учете и подлежали призыву на военную службу.
Таким образом, с учётом приведенного правового регулирования юридически значимыми обстоятельствами при вынесении заключения о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, являются три условия:
- гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года;
- состоял (обязан был состоять) на воинском учете;
- подлежал призыву (не имел отсрочек от призыва).
Ведяшов А.Н., был поставлен на первоначальный воинский учет 06 февраля 2007 года в Атяшевский районный военный комиссариат Республики Мордовия, с 27 апреля 2009 года состоял на воинском учете в военном комиссариате Приокского района Нижегородской области. 13 мая 2009 г. призывной комиссией Приокского района Нижегородской области в отношении Ведяшова А.Н. было вынесено решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу до 31.07.2012 года на время освоения программы в высшем учебном заведении и защиты диплома на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
03.06.2014 года Ведяшов А.Н, завершил обучение в федеральном государственном казенном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» г. Нижний Новгород.
Призывной комиссией Приокского района Нижегородской области в отношении него не выносилось решений об отсрочке от призыва на военную службу (либо об освобождении от призыва на военную службу) после 31.07.2012 года.
Таким образом, Ведяшов А.Н. подлежал призыву, не имел законно предоставленных отсрочек от призыва на военную службу, не имел освобождения от призыва на военную службу, поэтому был признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года до достижении им 27-летнего возраста (до 20.02.2017 г.).
Как следует из личного дела призывника Ведяшова А.Н. он принят на воинский учет в военный комиссариат Приокского района Нижегородской области 27 апреля 2009 года и состоял на воинском учете в военном комиссариате Приокского района Нижегородской области до зачисления в запас по достижению возраста 27 лет.
Таким образом, Ведяшов А.Н.. не снимался с воинского учета граждан, не пребывающих в запасе, в военном комиссариате Приокского района Нижегородской области 20 февраля 2017 г. до момента достижения им возраста 27 лет. Поэтому у военного комиссара Ардатовского и Атяшевского районов Республики Мордовия отсутствовали полномочия принимать решение о выдаче военного билета при зачислении в запас Вооруженных Сил Российской Федерации граждан, не прошедших военную службу, не имея на то законных оснований.
Ведяшов А.Н. на момент его обращения в военный комиссариат Ардатовского и Атяшевского районов Республики Мордовия в апреле 2019 года с заявлением о выдаче военного билета не пребывал в запасе, что не позволяло выдать ему документ воинского учета - военный билет.
Ведяшов А.Н. не прошел военную службу по призыву, не имея па то законных оснований, зачислен в запас, уклонялся от призыва на военную службу, в отношении Ведяшова А.Н. проводились розыскные мероприятия (исх. № № от 05.12.2018 г.)
Считал, что при изучении копии личного дела призывника Ведяшова А.Н. и иных документов, военный комиссар Ардатовского и Атяшевского районов Республики Мордовия справедливо пришел к выводу об отсутствии законных оснований для выдачи военного билета, поскольку в период с 1 января 2014 г. по достижении им 27-летнего возраста (до 20.02.2017 г.) не имел законных оснований не проходить военную службу по призыву. В связи с изложенным решение призывной комиссии Атяшевского района Республики Мордовия от 01.07.2019 года о признании Ведяшова А.Н. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и зачислении в запас, является законным и обоснованным, вынесенным на основании анализа имеющихся документов воинского учета Ведяшова А.Н. и копии его личного дела. Поэтому решением призывной комиссии Республики Мордовия от 12.07.2019 г. (протокол № 52/У от 12.07.2019г.) решение призывной комиссии Атяшевского района от 01.07.2019 г. (протокол № 9/У от 01.07.2019 г.) утвердило.
В соответствии с положениями статьи 150 КАС Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие неявившегося в судебное заседание представителей Военного комиссариата Ардатовского и Атяшевского районов Республики Мордовия, ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области».
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно частям 9, 11 статьи 226 КАС Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела, Ведяшов А.Н., 20.02.1990 года рождения 27.04.2009 года встал на воинский учет в военный комиссариат Приокского района г. Нижний Новгород после прибытия из п. Атяшево Атяшевского района Республики Мордовия, где ранее стоял на воинском учете. 13.05.2009 года прошел медицинское освидетельствование, по результатам которого был признан годным к военной службе (категория БЗ).
Решением призывной комиссии от 13.05.2009 года Ведяшову А.Н. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на время обучения по очной форме в ФГКОУВПО «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» до 31 июля 2012 года на основании подпункта "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона N 53-ФЗ (протокол № 12 от 13.05.2009).
Статьей 59 Конституции Российской Федерации установлено, что защита Отечества - долг и обязанность гражданина Российской Федерации (часть 1); гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон № 53 - ФЗ).
В соответствии с приказом НА МВД РФ № 524 от 26.04.2011 года Ведяшов А.Н. отчислен из ФГКОУВПО «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации по собственному желанию и направлен для дальнейшего прохождения службы в распоряжение МВД по Республике Мордовия. Ведяшов А.Н. убыл в распоряжение МВД по Республике Мордовия без снятия с воинского учета.
20 февраля 2017 года Ведяшов А.Н. достиг возраста 27 лет. По достижению указанного возраста решением военного комиссара Приокского района г. Нижний Новгород 20февраля 2017 года был снят с воинского учета призывников как непризванный по какой либо причине на военную службу в соответствии с пунктом 24 приложения к Инструкции приказа Министра обороны РФ от 02.10.2007 года № 400 «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 11.11.2006 года № 663».
В военный комиссариат по Ардатовскому и Атяшевскому районам Республики Мордовия явился лишь 04 июля 2019 года, после достижения им возраста 27 лет, то есть предельного возраста призыва, и на основании заявления принят на воинский учет в качестве военнообязанного, не зачисленного в запас по достижении 27 лет.
Решением призывной комиссии Атяшевского района Республики Мордовия от 01 июля 219 года Ведяшов А.Н. зачислен в запас по основанию, предусмотренному абзацем 7 пункта 1 статьи 52 Федерального закона N 53-ФЗ в связи с достижением 27 летнего возраста, как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (протокол № 9/У от 01.07.2019).
Решением призывной комиссии Республики Мордовия от 12 июля 2019 года решение призывной комиссии Атяшевского района Республики Мордовия от 01 июля 219 года в отношении Ведяшова А.Н. утверждено (протокол № 52/У от 12.07.2019).
В соответствии с положениями части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Указанный срок обращения в суд с данным административным иском Ведяшовым А.Н. соблюден.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона N 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В силу статьи 25 Федерального закона N 53-ФЗ, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона N 53-ФЗ, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400 (далее Инструкция), предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к данной инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 30 октября 2014 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики" неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Как усматривается из учетной карточки призывника 27.04.2011 года Нижегородской академией МВД России в адрес начальника ОВК по Приокскому району Нижегородской области направлено сообщение за № 43/24-367 о том, что Ведяшов А.Н. обучался в вышеназванном учебном заведении с 01.09.2007 года по 28.04.2011 года, отчислен по собственному желанию и направлен для дальнейшего прохождения службы в распоряжение МВД по Республике Мордовия (приказ № 524 от 26.04.2011 года).
16 мая 2011 года начальником ОВК Нижегородской области по Приокскому району начальнику ОВК Атяшевского района Республики Мордовия направлено сообщение об убытии призывника Ведяшова А.Н. без снятия с учета в Атяшевский район Республики Мордовия с указанием основания выбытия. Предлагалось вызвать призывника, поставить на воинский учет и запросить призывной материал. Одновременно содержалась просьба в случае, если призывник не встал на воинский учет, уточнить его место нахождение и сообщить в ОВК Нижегородской области по Приокскому району. Указан адрес проживания родителей призывника.
Повторно сообщения начальнику ОВК Атяшевского района Республики Мордовия об установлении местонахождения гражданина были направлены 24.04.2014 г. № 45/1/317 и 29.10.2015 г. № № 45/1/1692.
Аналогичные сообщения направлялись Военному комиссару Республики Мордовия (№ 45/1/943 от 27.09.2012 г., № 45/1/1314 от 23.11.2012 г.).
Представитель административного ответчика – ФКУ «Военный комиссариат Республики Мордовия» Беляркина М.С. в судебном заседании пояснила, что какие либо сведения о направлении повесток Ведяшову А.Н. отсутствуют, поскольку сообщения об убытии Ведяшова А.Н. по месту жительства от ОВК Нижегородской области по Приокскому району не поступали, учетного дела призывника в распоряжении Военного комиссариата Ардатовского и Атяшевского районов Республики Мордовия и ФКУ «Военный комиссариат Республики Мордовия» не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административным ответчиком с 28 апреля 2011 года по 20 февраля 2017 года не совершалось надлежащих действий, направленных на проведение мероприятий по призыву на военную службу административного истца, повестки о необходимости явки в ОВК по Ардатовскому и Атяшевскому районом Республики Мордовия направлялись.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Республики Мордовия» Беляркина М.С. пояснила, что Ведяшов А.Н. не исполнил обязанность сообщить о месте жительства и работы.
Представители административного истца Буянов И.Н. и Фирсова Т.Н. пояснили, что он не совершал действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету. Ведяшов А.Н. открыто проживал в Республике Мордовия, имел регистрацию по адресу, который указан в личном деле призывника, проходит службу в МВД Республики Мордовия.
Пунктом 32 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719 (далее Положение о воинском учете) предусмотрено, что в целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях, в том числе направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций). Пункт 33 Положения о воинском учете предписывает, что контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.
В материалах административного дела имеется справка начальника БСТМ МВД Республики Мордовия Афанасьева С.С. от 08.08/.2019 года № 35-к, согласно которой <данные изъяты> старший лейтенант полиции Ведяшов А.Н. непрерывно проходит службу в органах внутренних дел Российской Федерации с 01 сентября 2007 года по настоящее время.
При этом суд считает установленным, что в период с 31 июля 2012 года по 20 февраля 2017 года ОВК Нижегородской области по Приокскому району либо ОВК Ардатовского и Атяшевского районов Республики Мордовия не направляли Ведяшову А.Н. повестку, предписывающую ему явку на призывные мероприятия.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 53-ФЗ, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого же Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ).
Пункт 1.1 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ закона введен в действие Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ, с 1 января 2014 г.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 (далее Положение).
В соответствии с пунктом 34 Положения при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии. Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
Заключение о зачислении в запас по указанным выше основаниям выносится в отношении граждан, которые не проходили военную службу, не имея на то законных оснований, после 1 января 2014 г., и при этом состояли (обязаны были состоять) на воинском учете и подлежали призыву на военную службу.
Таким образом, анализируя указанные нормы, оспариваемое решение о зачислении в запас могло быть принято при наличии в документах воинского учета Ведяшовым А.Н. данных о неисполнении обязанности прохождения военной службы без законных на то оснований в период с 31.07.2012 года до достижения им возраста 27 лет, то есть до 20.02.2017 года.
В соответствии с Положением обязанность оповещать граждан о необходимости явки на заседания призывной комиссии возлагалась на военные комиссариаты, а после 31 мая 2014 г. - на отделы по муниципальным образованиям военного комиссариата.
Согласно нормам Положения, оповещение граждан о необходимости явки на заседания призывной комиссии, осуществляется посредством повесток, которые вручаются под расписку по месту жительства самому призывнику или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
По мнению суда, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву, учитывая, что аналогичная правовая позиция изложена в определении судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2018 г. N 32-КГ17-41.
В связи с указанным доводы административного истца, о том, что административный ответчик не выполнил, возложенные на него обязанности по организации призыва на военную службу, мероприятия по призыву его на военную службу не производились, о том, что документы, хранящиеся в личном деле Ведяшова А.Н. не содержат достаточных сведений об исполнении ОВК по Ардатовскому и Атяшевскому районам обязанности по проведению в отношении Ведяшова А.Н. мероприятий, связанных с призывом на военную службу в спорный период, повесток не направлял, заслуживают внимания.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что Ведяшов А.Н. уклонялся от получения повесток, отказывался от явки в ОВК по Ардатовскому и Атяшевскому районам, либо иным образом препятствовал осуществлению его призыва на военную службу.
На основании пункта 7 Положения, вручение повесток призывникам производится под расписку работниками отделов (муниципальных) (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют отделы (муниципальные) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
Из копии листа паспорта на имя гражданина Российской Федерации Ведяшова А.Н. следует, что он зарегистрирован по адресу: <адрес> В материалах личного дела призывника имеются сведения о регистрации по адресу: <адрес>
Между тем материалы личного дела не содержат надлежащих доказательств направления военным комиссариатом повесток о вызове Ведяшова А.Н. для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в спорный период ни по адресу, указанному в копии паспорта Ведяшова А.Н., ни материалах личного дела призывника.
Имеющиеся в материалах личного дела призывника повестки административному истцу под расписку вручены не были.
Сведений о направлении повесток посредством почтовой организации административным ответчиком не представлено.
Иные повестки, направленные (врученные) административному истцу ОВК по Ардатовскому и Атяшевскому районам в целях вызова на мероприятия, связанные с призывом, в юридически значимый период в материалах дела отсутствуют.
Обязанность доказывания законности решения о признании Ведяшова А.Н. лицом, не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, по смыслу положений части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагается на административного ответчика.
Все неустранимые сомнения в доказанности уклонения призывника от призыва на военную службу, не имея на то законных оснований, толкуются в пользу призывника.
В материалах дела отсутствуют бесспорные, отвечающие требованиям относимости и допустимости, доказательства того, что Ведяшов А.Н. уклонялся от получения повесток, отказывался от явки в военный комиссариат, либо иным образом воспрепятствовал осуществлению его призыва на военную службу. Отсутствуют также сведения о привлечении Ведяшова А.Н. к административной ответственности за уклонение от военной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Более того, судом установлено и не оспорено административным ответчиком, Ведяшов А.Н.04 июля 2019, то есть по достижении возраста 27 лет, прибыл в военный комиссариат по Ардатовскому и Атяшевскому районам, написал заявление о постановке на воинский учет, объяснение, прошел медицинское освидетельствование.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что представленные административным ответчиком ФКУ «Военный комиссариат Республики Мордовия» доказательства не свидетельствуют об осуществлении компетентными органами призыва Ведяшова А.Н. на военную службу в период с 31 июля 2012 года по 20 февраля 2017 года в установленном порядке, в связи с чем у призывной комиссии отсутствовали основания для принятия решения от 01 июля 2019 года о зачислении Ведяшова А.Н. в запас по достижении 27 лет, как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований.
В силу изложенных обстоятельств, суд полагает необходимым принять решение о признании обжалуемого решения призывной комиссии Атяшевского района Республики Мордовия и решение призывной комиссии Республики Мордовия, утвердившей вышеназванное решение, незаконным, поскольку оспариваемые истцом решения призывных комиссий нарушают его права.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием нового решения из числе предусмотренных пунктом 1 стать и 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения (пункт 3 статьи 29 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Действующим законодательством устанавливаются определенные ограничения для лиц, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Следовательно, призывная комиссия при принятии оспариваемого решения, допустила как нарушение прав истца, так и норм права.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьей 196 настоящего Кодекса, не усматривается.
Вместе с тем, суд решает об отказе в иске к административному ответчику – ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области», поскольку нарушение прав истца, так и норм права его действием либо бездействием судом не установлено.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 218 – 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ДОКУМЕНТЫ СУДА
Решил:
исковые требования Ведяшова А.Н. к Военному комиссариату Ардатовского и Атяшевского районов Республики Мордовия, Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Республики Мордовия», Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Нижегородской области» о признании незаконным решения призывной комиссии Атяшевского муниципального района Республики Мордовия № 9/у от 01.07.2019 года и решения призывной комиссии Республики Мордовия 52/у от 12.07.2019 года удовлетворить частично.
Признать незаконным решение призывной комиссии Атяшевского муниципального района Республики Мордовия № 9/у от 01 июля 2019 года и решение призывной комиссии Республики Мордовия 52/у от 12 июля 2019 года.
В иске к ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи жалобы через Атяшевский районный суд Республики Мордовия.
Судья Р.С.Селькина
УД Решение в окончательном виде изготовлено 25 октября 2019 года.
<данные изъяты>