Дело № 2-389/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 октября 2017 года город Аткарск
Аткарский городской суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Толкуновой М.В.,
при секретаре судебного заседания Денисовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Аткарск 05 октября 2017 года гражданское дело по иску Морозовой ФИО11 к администрации Аткарского муниципального района Саратовской области о включении имущества в состав наследства, признании права собственности на земельный пай,
установил:
Морозова ФИО12 обратилась в Аткарский городской суд Саратовской области с вышеуказанным исковым заявлением.
Требования, сформулированные в просительной части искового заявления, обоснованы истцом тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мать – Васильева ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ рождения, которая на момент смерти проживала по адресу: <адрес>. После ее смерти открылось наследство в виде земельного пая, площадью 11,5 га, находящегося по адресу: <адрес>. Указанное имущество принадлежало наследодателю на основании постановления Аткарской городской администрации 407 от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, а также свидетельства о праве собственности на земли серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Аткарским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству. Истец обратилась к нотариусу нотариального округа <адрес> с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство после смерти матери, однако ДД.ММ.ГГГГ получила постановление об отказе в совершении нотариального действия, мотивированное тем, что совершение данного нотариального действия противоречит закону, поскольку архивная копия правоустанавливающего документа является оформленной ненадлежащим образом. Фактически истец наследство приняла. Иных наследников имущества после ФИО2 не имеется. В настоящее время она не может юридически оформить свои наследственные права на данное имущество, в том числе на имущественный пай, площадью 11,5га, находящийся по адресу: <адрес>, не может распорядиться им в полной мере. Просит включить в состав наследства, оставшегося после смерти Васильевой ФИО14, умершей ДД.ММ.ГГГГ, земельный пай, площадью <данные изъяты> га, находящийся по адресу: <адрес>, признать за ней (Морозовой Л.А.) право собственности в порядке наследования по закону на земельный пай, площадью 11, 5 га, находящийся по адресу: <адрес>.
Истец Морозова Л.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебное заседание представитель ответчика – администрации Аткарского муниципального района Саратовской области не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебное заседание третье лицо – нотариус нотариального округа город Саранск Республики Мордовия, не явился, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц и представителей.
Изучив исковое заявление, исследовав посредством оглашения в судебном заседании письменные доказательства, оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, суд в процессе разбирательства гражданского дела установил следующие обстоятельства.
В судебном заседании установлено, что истец претендует на наследство, оставшееся после смерти Васильевой ФИО15, умершей ДД.ММ.ГГГГ, наследником которой была дочь – Васильева ФИО16, принявшая наследство, но не оформившая своих прав.
Данные обстоятельства установлены судом исходя из исследованных материалов наследственного дела к имуществу Васильевой ФИО17, умершей ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57-61).
Кроме того, в судебном заседании было исследовано наследственное дело к имуществу Васильевой М.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35-56).
Как следует из данного наследственного дела, Морозова Л.А. приняла наследство после смерти матери – Васильевой М.А., что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону на денежные вклады, хранящиеся в филиале Аткарского отделения (л.д.35 оборот).
Между тем, в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на земельный пай истцу нотариусом было отказано, что подтверждается постановлением об отказе в совершении нотариального действия (л.д.46).
В этой связи истец в 2007 году обращалась в суд. Решением Аткарского городского суда Саратовской области от 13.06.2007 года исковые требования Морозовой Л.А. удовлетворены, за ней признано право общей долевой собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> га пашни, что составляет 1/501 доли от площади 5761,5 га по адресу: <данные изъяты>» (л.д.45).
В 2017 году Морозова Л.А. обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство на земельный пай, принадлежащий Васильевой А.И., наследником которой была дочь – Васильева М.А., принявшая наследство, но не оформившая своих наследственных прав (л.д.50).
В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в частности: вещи, включая деньги и ценные бумаги (статья 128 Гражданским кодексом Российской Федерации) имущественные права (в том числе права, вытекающие из договоров, заключенных наследодателем, если иное не предусмотрено законом или договором; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации; права на получение присужденных наследодателю, но не полученных им денежных сумм); имущественные обязанности, в том числе долги в пределах стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества (пункт 1 статьи 1175 Гражданским кодексом Российской Федерации) (п. 14).
При отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования (п. 8 ст. 1154 Гражданским кодексом Российской Федерации).
Из свидетельства о рождении Васильевой ФИО18 серии № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ее матерью являлась – Васильева ФИО19 (л.д.16).
Из свидетельства о заключении брака № следует, что Морозов ФИО20 и Васильева ФИО21 зарегистрировали брак ДД.ММ.ГГГГ, после чего супруге присвоена фамилия «Морозова» (л.д.17).
Из свидетельства о смерти № (л.д.7) следует, что Васильева ФИО22 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельства о смерти № Васильева ФИО23 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.51 оборот).
Как указано в постановлении нотариуса нотариального округа г. Саранск Республики Мордовия об отказе Морозовой Л.А. в совершении нотариального действия от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.61), наследником не представлен нотариусу правоустанавливающий документ на земельный пай, на который она (Морозова Л.А.) претендует как наследник Васильевой М.А., которая приняла наследство после Васильевой А.И., но не оформила своих наследственных прав, а также нотариусу представлена архивная копия правоустанавливающего документа, содержащего неоговоренные исправления.
Как следует из материалов дела, земельный пай был предоставлен Васильевой ФИО24 на основании постановления Аткарской городской администрации Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ и постановления Аткарской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № в общую долевую собственность, площадь земельного пая – 11,5 га.
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством на право собственности на землю №, выданного Васильевой А.И. ДД.ММ.ГГГГ Аткарским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, регистрационный № (л.д.8-9).
Из постановления Аткарской городской администрации о 29.06.1993 года № 407 «О слиянии ПТФ «Аткарская» с колхозом «Искра» и образовании птицесовхоза «Аткарский» следует, следует, что колхоз «Искра» ликвидирован в связи с объединением с ПТФ «Аткарская» и образован птицесовхоз «Аткарский» на землях бывшего колхоза «Искра», птицесовхозу «Аткарский» передана вся земельную площадь в количестве 12639 га, в том числе, пашни 9682 га, садов 30 га, пастбища 2357 га (л.д.64).
Согласно постановлению Аткарской городской администрации Саратовской области от 01.08.1994 года № 575 «О выдаче свидетельств собственникам земельных долей (паев) гражданам сельскохозяйственных предприятий района», следует, что принято решение выдавать свидетельства лицам, имеющим право на получение земли в собственность бесплатно на момент реорганизации хозяйства (л.д.10).
Таким образом, документы-основания, послужившие к выдаче Васильевой А.И. при жизни свидетельства на право собственности на землю, определенно свидетельствуют о том, что Васильева А.И. являлась собственником земельного пая площадью 11,5 га.
Кроме того, на момент принятия наследства Морозовой Л.А. после смерти Васильевой М.А. в 2006 году действовал Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
В соответствии со ст. 1 закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 6 данного закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие закона о регистрации права на объект недвижимого имущества требовалось при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Таким образом, право собственности Васильевой А.И. на земельный пай хотя и не было зарегистрировано, но являлось действительным.
Следовательно, исходя из правовой природы наследования, как универсального правопреемства всех без исключения имущественных прав, принадлежащих наследодателю, такие права, приобретенные на законном основании, во всяком случае, подлежат включению в состав наследства.
Как указывалось судом выше, отказ нотариуса послужил причиной обращения истца Морозовой Л.А. в суд с требованием о включении в состав наследства, оставшегося после смерти Васильевой ФИО25, умершей ДД.ММ.ГГГГ, как наследника Васильевой ФИО26, земельного пая, площадью 11,5 га, находящегося по адресу: <данные изъяты>
Вышеупомянутое наследственное дело не содержит каких-либо сведений о принятии наследства Васильевой М.А. иными лицами, помимо Морозовой Л.А.
Право наследования, предусмотренное статьей 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации, урегулированное гражданским законодательством, обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение.
Пункт 2 статьи 218 ГК РФ предусматривает, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со статьей 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
Статья 1112 ГК РФ предусматривает, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
При таких обстоятельствах, требование Морозовой Л.А. о включении земельного пая в состав наследства суд находит подлежащим удовлетворению.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ).
Как указано выше, в процессе разбирательства гражданского дела установлено, что Морозова Л.А. приняла наследство Васильевой М.А. после ее смерти.
Вступившим в силу с 1 января 2017 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, свидетельства о праве на наследство (пункт 4 части 2 статьи 14).
Между тем, поскольку нотариус отказал истцу в выдаче такого свидетельства, она лишена возможности зарегистрировать свое право на объект недвижимого имущества, то есть получить единственное доказательство наличия титула собственника, а как следствие - возможности владеть и распоряжаться принадлежащим ей имуществом.
Следовательно, право собственности истца на наследственное имущество, приобретенное и возникшее на законных основаниях, нарушено.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы способами, не запрещенными законом.
Защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом (пункт 1 статьи 11 ГК РФ), в том числе, посредством признания права (статья 12 ГК РФ).
Анализируя изложенное, избранный истцом Морозовой Л.А. способ защиты права путем его признания суд находит приемлемым, а заявленное требование о признании права собственности, с учетом обстоятельств дела, подлежащим удовлетворению.
При таком положении, учитывая совокупность установленных в процессе разбирательства гражданского дела обстоятельств, суд приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░27 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░28, ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ 11,5 ░░, ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░29, ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░30 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░, ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░).
.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░