(Мотивированное решение от 26.02.2018) Дело № 2-102/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Арти 21 февраля 2018 г.
Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Прибыткова И.Н.,
при секретаре Тукановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карамовой С. Ю. к Территориальному отраслевому исполнительному органу Государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Артинскому району о признании права на обеспечение жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Карамова С.Ю. обратилась с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу Государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Артинскому району о признании права на обеспечение жилым помещением.
Свои требования Карамова С.Ю. мотивировала тем, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ года. Её родителями являются: мать - ФИО1, отец - ФИО2 Родители в зарегистрированный брак не вступали, поэтому запись об отце в записи акта о рождении произведена со слов матери, юридически отца нет. Братьев и сестер нет. 08.10.2011 г. она вступила в зарегистрированный брак с ФИО3, в связи, с чем сменила фамилию на Карамова, но в настоящее время брак прекращен. От данного брака у них имеется ребенок. ДД.ММ.ГГГГ года ее мать ФИО1 была лишена родительских прав, с той были взысканы алименты. 09.12.2008 года ТОИОГВ СО Управлением социальной защиты населения был издан приказ №-д, в соответствии с которым ее бабушка - ФИО4 была назначена опекуном. С момента вынесения решения, она имела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. После лишения её матери родительских прав, она фактически проживала с бабушкой в <адрес>. В ноябре 2017 года она обратилась в Управление социальной политики Артинского района с заявлением о постановке на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного фонда Свердловской области, как ребенку оставшемуся без попечения родителей, так как своего жилья, принадлежащего ей на праве собственности никогда не имела и не имеет. В результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей опекуном, а также органами опеки и попечительства, ее право на получение жилья как ребенка-сироты реализовано не было. В удовлетворении заявления ей было отказано, так как в настоящее время к категории детей, оставшихся без попечения родителей, она не относится, поскольку ее возраст старше 23 лет. В связи, с чем просит, признать за ней право на обеспечение жильем по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда как лицом из числа детей-сирот, обязать ответчика принять её на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области в срок 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании Карамова С.Ю. поддержала исковые требования.
Представитель ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Артинскому району Шевалдина Г.А. правовую оценку заявленных требования оставила на усмотрение суда.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (п.п. 1-3, 6-9) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 п.1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет или ранее, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и в иных случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемых сроком на пять лет, они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013 г. № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению, учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены уполномоченные исполнительные органы государственной власти Свердловской области:
1) Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области: по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области (далее - жилые помещения) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства"; по содержанию жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2) Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области: по ведению перечня жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по ведению Реестра государственного имущества Свердловской области путем занесения соответствующих сведений о жилых помещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по управлению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относящимися к государственной казне Свердловской области;
3) Министерство социальной политики Свердловской области: по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области; по организационно-методическому руководству и контролю деятельности органов опеки и попечительства по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Как установлено в судебном заседании, Карамова (добрачная фамилия Егорова) С.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имела статус ребенка-сироты. Ее мать - ФИО1, отец ФИО2 – записан со слов матери, юридически отца нет.
06.10.2008 года ФИО1 была лишена родительских прав, с нее были взысканы алименты на содержание дочери.
09.12.2008 года ТОИОГВ СО Управлением социальной защиты населения был издан приказ №-д, в соответствии с которым бабушка истицы - ФИО4 была назначена опекуном.
Как пояснила истец фактически она проживала с бабушкой в <адрес>, затем поступила на учебу в профессиональное училище № г.Екатеринбурга, которое окончила в 2010 году. Затем она продолжила обучение в Екатеринбургском торгово-экономическом техникуме, где училась до декабря 2011 года, но вынуждена была прекратить учебу, так как ДД.ММ.ГГГГ у нее родился сын. ДД.ММ.ГГГГ она вступила в зарегистрированный брак с ФИО3, в связи, с чем сменила фамилию на Карамова, но в настоящее время брак прекращен. О том, что она имеет право на получение жилого помещения она узнала от своей бабушки в 2017 году и сразу обратилась к ответчику с заявлением о постановке на жилищный учет, однако в постановке на учет ей было отказано в связи с достижением 23-летнего возраста. В настоящее время она живет с сыном на съемной квартире.
Допрошенная в судебном заседании бабушка истицы ФИО4 суду пояснила, что действительно узнала о том, что ее внучка как ребенок-сирота может получить жилье только в 2017 года и сразу сообщила об этом внучке. До этого момента не при установлении опекунства, ни при других обстоятельствах органы социальной защиты населения ей такого права не разъясняли.
Согласно Уведомлению об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 16.11.2017 г., объектов недвижимого имущества, зарегистрированных за Карамовой С.Ю., не имеется.
Как следует из справки №, выданной 15.11.2017 г. Отделом «Артинское БТИ и РН», сведений о наличии у Карамовой С.Ю. в собственности недвижимого имущества, не зарегистрировано.
Отказ ответчика в постановке на учет Карамовой С.Ю. в качестве нуждающейся в специализированном жилье как ребенока-сироты, по мотиву достижения истицей 23-летнего возраста и утратой в связи с этим ею права на обеспечение жильем, суд находит несостоятельными.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (статья 21, части 1 и 2), обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3).
Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
На основании ст. 98 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите.
Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что по смыслу жилищного законодательства, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством.
В материалы дела, в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком не представлено доказательств тому, что государственными органами, органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, разъяснялись Карамовой С.Ю. ее права на постановку на данный учет, получение жилого помещения, как ребенка-сироты.
Таким образом, учитывая требования вышеуказанных норм закона, суд приходит к выводу о наличии у истицы Карамовой С.Ю. права быть поставленной на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения как лица из числа детей-сирот.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193, 197, 198, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Карамовой С. Ю. - удовлетворить.
Признать за Карамовой С. Ю. право на обеспечение жильем по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда как за лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Артинскому району принять Карамову С. Ю. на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области в срок 30 дней с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Артинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Прибытков И.Н.
Копия верна: Прибытков И.Н.