Дело № 2-2-39/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Дубенки 19 марта 2020 г.
Атяшевский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Радаева С.А.,
при секретаре Кудосиной Л.Н.,
с участием в деле:
истца Кошелева А.В.,
ответчика администрации Дубенского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия,
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: нотариуса Дубенского нотариального округа Республики Мордовия Кузнецовой Н.И., Чаткиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кошелева Алексея Владимировича к администрации Дубенского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия об установлении факта владения умершей Ч.О.Б. квартирой и признании права собственности в порядке наследования на квартиру,
установил:
Кошелев А.В. обратился в суд с иском к администрации Дубенского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия об установлении факта владения умершей Ч.О.Б. квартирой и признании права собственности в порядке наследования на квартиру, указывая, что его бабушкой Ч.О.Б. и дедушкой Ч.С.Ф. совместно с дядей и тетей - Ч.В.П. и Ч.Н.С. в 1970 году был построен двухквартирный жилой дом, в одной из квартир проживали бабушка с дедушкой, в другой дядя и тетя.
Ч.О.Б. завещала ему все свое имущество, в том числе жилой дом с земельным участком, расположенный в с. Дубенки Республики Мордовия. 08 июля 1998 г. Ч.О.Б. умерла.
03 июня 2015 г. нотариусом ему было выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию на земельный участок с кадастровым номером: № площадью 1250 кв.м., расположенный по адресу; <адрес>, принадлежавший ранее Ч.О.Б.
28 января 2020 г. он обратился к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию на указанную квартиру.
Нотариусом ему было отказано в выдаче свидетельства, поскольку не имеется документов, подтверждающих принадлежность квартиры наследодателю Ч.О.Б.
Ч.О.Б. и Ч.С.Ф. не обращались за выдачей разрешения на строительство жилого дома, расположенного по адресу; <адрес>. Также не было обращений за выдачей разрешения на ввод в эксплуатацию вышеуказанного жилого дома.
Просил суд установить факт владения на момент смерти 08 июля 1998 г. Ч.О.Б. ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженкой <данные изъяты> квартирой с кадастровым номером № общей площадью 99,6 кв.м., жилой площадью 67 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, и признать за ним право собственности на указанную квартиру в порядке наследования после смерти Ч.О.Б.
В судебном заседании истец Кошелев А.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Ответчик - администрация Дубенского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия, своевременно и надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о наличии уважительных причин неявки представителя не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Чаткина Е.Н., нотариус Дубенского нотариального округа Республики Мордовия Кузнецова Н.И., своевременно и надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание также не явились. Нотариус Кузнецова Н.И. просила рассмотреть гражданское дело в её отсутствие.
На основании частей 3-5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав доводы истца, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путём признания права.
Согласно статье 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Данная норма права в качестве основания для возникновения права собственности на вновь созданную вещь указывает два юридически значимых обстоятельства: создание новой вещи для себя и отсутствие нарушений законодательства при ее создании.
Из содержания указанных норм следует, что для признания имущества недвижимым необходимо подтверждение того, что такой объект гражданских прав создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке.
Статьёй 1111 ГК РФ установлено, что наследование осуществляется по завещанию, по наследственному договору и по закону.
Из паспорта серии №, выданного 27 июля 2002 г. Дубенским РОВД МВД Республики Мордовия, установлено, что истец Кошелев А.В. с 22 октября 2010 г. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Согласно повторному свидетельству о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному отделом ЗАГС администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия, Ч.О.Б. ДД.ММ.ГГГГ рождения, умерла 08 июля 1998 г.
Из материалов наследственного дела № к имуществу умершей Ч.О.Б. установлено, что Кошелев А.В. обратилась с заявлением нотариусу Дубенского нотариального округа Республики Мордовия о принятии наследства после смерти Ч.О.Б. Сведений об иных лицах, подавших заявления о принятии наследства после смерти Ч.О.Б. в наследственном деле не содержится.
Из завещания, составленного Ч.О.Б. 05 декабря 1995 г., следует, что она завещала все свое имущество, в том числе жилой дом с надворными постройками и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, своему внуку Кошелеву А.В.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16 июня 2016 г., выданному Управлением Федеральной регистрационной службы Республики Мордовия, Кошелеву А.В. на основании свидетельства на праве на наследство по завещанию, выданному нотариусом Дубенского нотариального округа Республики Мордовия 03 июня 2015 г., принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 1250 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Таким образом, судом установлено, что Кошелев А.В. является наследником по завещанию после смерти Ч.О.Б.
Согласно акту об отводе красных линий индивидуального жилого каменного дома, застройщиком дома, расположенного по адресу: <адрес>, является Ч.С.Ф. Из указанного акта также следует, что 15 мая 1975 г. Ч.С.Ф. было выдано разрешение на строительство указанного дома.
На основании решения исполкома Дубенского сельского Совета народных депутатов Дубенского района МССР б/н от 15 октября 1992 г. земельному участку, жилому дому и квартире, принадлежащим Ч.О.Б. присвоен адрес: <адрес>, что следует из справки администрации Дубенского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия № 141 от 03 февраля 2015 г.
В соответствии с повторным свидетельством о заключении брака, выданным 04 марта 2020 г. отделом ЗАГС администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия, Ч.С.Ф. и Ш.О.Б. ДД.ММ.ГГГГ заключили брак с присвоением последней фамилии Ч.
Ч.С.Ф. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти серии I№, имеющейся в материалах наследственного дела № к имуществу Ч.С.Ф.
Согласно указанному наследственному делу, Ч.О.Б. является наследницей умершего Ч.С.Ф.
Как следует из технического плана, составленного 22 июня 2015 г. кадастровым инженером С.О.А., по адресу: <адрес> расположена квартира общей площадью 99,6 кв.м.
В соответствии с техническим описанием объекта капитального строительства, подготовленного кадастровым инженером Г.Н.Н., спорная квартира 1970 года постройки имеет общую площадь 99,6 кв.м., в том числе жилую 67 кв.м.
Спорная квартира поставлена на кадастровый учет, что следует из кадастрового паспорта помещения от 30 июня 2015 г.
Согласно уведомлению об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 17 февраля 2020 г., информация о зарегистрированных правах на спорную квартиру с кадастровым номером №, расположенную по указанному адресу, отсутствует.
Согласно ответу центрального отделения по Республике Мордовия Волго-Вятского филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 19 февраля 2020 г., сведениями о зарегистрированных правах до 01 декабря 1998 г. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, отделение не располагает.
Свидетели К.Е.А. и А.М.А. суду показали, что жилой дом по указанному адресу строили Ч.С.Ф., Ч.О.Б. и их сын Ч.Н.С. с женой. В дальнейшем дом был разделен на две квартиры. Одна квартира стала принадлежать Ч.С.Ф. и Ч.О.Б., а другая Ч.Н.С. с женой.
Таким образом, суд считает установленным факт владения по праву собственности Ч.О.Б. квартирой общей площадью 99,6 кв.м., жилой площадью 67 кв.м., с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>.
Согласно акту экспертного исследования № 03/01-20 от 22 января 2020 г. выполненного ООО «Центр экспертизы и проектирования объектов капитального строительства», квартира №, расположенная по адресу: <адрес>, в части обеспечения механической безопасности, безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в здании, отвечает требованиям норм и стандартов, действующих на территории Российской Федерации, и пригодна для дальнейшей эксплуатации.
Из заключения экспертного исследования ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Республике Мордовия №14 от 31 января 2020 г. следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, соответствует требованиям пожарной безопасности.
Таким образом, заключениями специализированных организаций подтверждается, что квартира в полной мере соответствует всем строительным, противопожарным нормам и правилам, инженерные системы дома находятся в исправном состоянии, квартира пригодна для использования по своему назначению, её эксплуатация не создает угрозы жизни и здоровью граждан, не нарушает прав и законных интересов других лиц.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования Кошелева А.В. подлежат удовлетворению.
Каких-либо данных, свидетельствующих о притязаниях на спорное здание со стороны третьих лиц, у суда нет.
В силу положений пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» настоящее решение является основанием для государственной регистрации прав на спорное недвижимое имущество.
В силу подпункта 19 пункта 1 ст.333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Кошелева Алексея Владимировича к администрации Дубенского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия об установлении факта владения умершей Ч.О.Б. квартирой и признании права собственности в порядке наследования на квартиру удовлетворить.
Установить факт владения Ч.О.Б. ДД.ММ.ГГГГ рождения квартирой общей площадью 99,6 кв.м., жилой площадью 67 кв.м., с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>.
Признать за Кошелевым Алексеем Владимировичем ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженцем <данные изъяты> право собственности на квартиру общей площадью 99,6 кв.м., жилой площадью 67 кв.м., с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти Ч.О.Б., умершей 08 июля 1998 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Атяшевский районный суд Республики Мордовия.
Судья Атяшевского районного суда
Республики Мордовия С.А. Радаев
Решение в окончательной форме принято 24 марта 2020 г.
Судья Атяшевского районного суда
Республики Мордовия С.А. Радаев