Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2/2018 (2-946/2017;) ~ М-947/2017 от 30.11.2017

Дело № 2-2/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Ардатов 16 января 2018 года

Ардатовский районный суд Республики Мордовия в составе

судьи Раскина Н.И.,

при секретаре Святкиной А.Д.,

с участием истицы Пантелеевой С.В.,

представителя ответчика – специалиста-эксперта (юрисконсульта) Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия – Дючковой И.Ю., действующей на основании доверенности от 09.01.2018 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пантелеевой С.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии незаконным и возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости,

установил:

Пантелеева С.В. обратилась в суд с вышеназванным иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия, указав, что она родилась - - - г. в г. Рыбинск Ярославской области. В настоящее время она является гражданкой Украины. 02.06.2017 г. она приехала в п. Тургенево Ардатовского района Республики Мордовия. 19.08.2017 г. получила разрешение на временное проживание в Российской Федерации до 19.08.2020 г.. 21.09.2017 г. она обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия № 100 от 27.09.2017 г. в назначении ей указанной пенсии было отказано в связи с отсутствием документа, подтверждающего статус постоянного проживания на территории Российской Федерации – вида на жительство, дающего ей право на пенсионное обеспечение при соблюдении ряда условий, предусмотренных Федеральным Законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Вышеуказанное решение пенсионного органа считает незаконным, в связи с чем просит его отменить и обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости с момента обращения к ответчику.

В судебном заседании истица Пантелеева С.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, пояснив дополнительно суду, что в 1962 г. её родители вместе с ней переехали жить в п. Тургенево Ардатовского района Республики Мордовия. В 1984 г. она уехала жить в Украину, где прожила до 1993 г. С 1993 г. по июль 1994 г. она вновь проживала в п. Тургенево Ардатовского района Республики Мордовия, но впоследствии снова уехала в Украину. С июня 2017 г. она проживает у родственников в п. Тургенево Ардатовского района Республики Мордовия. В связи с достижением пенсионного возраста она обратилась в пенсионный орган для назначения ей страховой пенсии по старости, однако ей в этом было отказано в виду отсутствия вида на жительство и гражданства Российской Федерации. Считает, что решение пенсионного органа об отказе в назначении ей пенсии является незаконным, поскольку она родилась в Российской Федерации и периодически здесь проживала около 22 лет. Получателем пенсии Украины не является. С заявлением в паспортный стол Украины об отказе от гражданства Украины не обращалась. Трудовой стаж в Российской Федерации составляет около 3 лет.

Представитель ответчика – Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия – специалист-эксперт (юрисконсульта) Дючкова И.Ю., исковые требования не признала по основаниям, указанным в решении Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия № 100 от 27.09.2017 г.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, находит заявленные требования неподлежащими удовлетворению.

Свой вывод суд основывает следующим:

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Пантелеева С.В. является гражданкой Украины. Получателем страховой пенсии данной страны и Российской Федерации не является. С 19.08.2017 г. по 19.08.2020 г. ей разрешено временное проживание в Российской Федерации, с 25.08.2017 г. зарегистрирована по месту жительства по <адрес> (л.д. 38).

21.09.2017 г. Пантелеева С.В. обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости наравне с гражданами Российской Федерации.

Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия от 27.09.2017 г. № 100 в назначении указанной пенсии Пантелеевой С.В. было отказано в связи с отсутствием документа, подтверждающего статус постоянного проживания на территории Российской Федерации – вида на жительство и дающего ей право на пенсионное обеспечение при соблюдении ряда условий, предусмотренных Федеральным Законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 3).

Свидетель А.. в судебном заседании пояснил, что является родным братом Пантелеевой С.В. В 1984 г. сестра уехала жить в Украину, а летом 2017 года приехала в Российскую Федерацию и с его согласия зарегистрировалась в его доме по <адрес>. С ноября 2017 года сестра у него не проживает из-за скандалов, возникающих с ней на личной почве. Будет ли Пантелеева С.В. проживать в Российской Федерации, он не знает.

Допрошенная в судебном заседании К.. в качестве свидетеля показала, что является начальником миграционного пункта ММО МВД России «Ардатовский». В начале июня 2017 г. Пантелеева С.В. обратилась в миграционный пункт по вопросу постановки на миграционный учет на 90 суток по <адрес>, где принимающей стороной являлся её брат А.. В конце июня – начале июля 2017 г. Пантелеевой С.В. были поданы документы для разрешения на временное проживание в Российской Федерации. 19.08.2017 г. истица получила в Управлении по вопросам миграции МВД по Республике Мордовия – разрешение на временное проживание до 19.08.2020 г.. 25.08.2017 г. Пантелеева С.В. была зарегистрирована в миграционном пункте ММО МВД России «Ардатовский» по месту жительства по <адрес>, принадлежащему брату А... Пантелеевой С.В. неоднократно разъяснялись права и обязанности проживания иностранного гражданина на территории России, в том числе порядок получения вида на жительство и право на обращение в пенсионный орган для получения пенсии наравне с гражданами России, после получения вида на жительство.

В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», регулирующий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Частью 1 статьи 4 указанного Закона предусмотрено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 3 данной статьи, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств – бывших республик СССР, регулируется принятым 13.03.1992 года Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения, положениями статьи 1 которого предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств – участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. В силу части 1 статьи 6 Соглашения назначение пенсий гражданам государств – участников Соглашения производится по месту жительства.

Украина является одной из сторон межгосударственного Соглашения стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992 г.

Абзацем 3 части 1 статьи 3 Федерального закона РФ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на пенсию на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.

Следовательно, назначение пенсии иностранному гражданину производится только при том условии, если он постоянно проживал на территории Российской Федерации. В противном случае право на пенсию у него не возникает (статья 2 указанного Закона).

Постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство (абзац 11 части 1 статьи 2 Федерального закона РФ от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

В силу пункта 2 статьи 24 Закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Перечня, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 года № 958н, при обращении с заявлением об установлении пенсии иностранный гражданин обязан предоставить паспорт иностранного гражданина либо иной документ, удостоверяющий личность, вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства, свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, заявление о фактическом проживании на территории Российской Федерации, российскую трудовую книжку установленного образца, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования Российской Федерации, выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.

Как подчеркнул Конституционный Суд РФ в Определении от 04 марта 2004 года № 146-О, положения Федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» не содержат прямых указаний на связь возникновения права на пенсионное обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства с наличием или отсутствием их регистрационного учета по месту жительства. Факт постоянного проживания может быть установлен судом исходя из непрерывности, длительности пребывания иностранного гражданина на территории РФ и других обстоятельств дела.

Доказательств постоянного проживания истца на территории РФ суду не представлено.

Судом установлено и не оспаривается истицей, что с 19.08.2017 г. Пантелеева С.В. имеет временное разрешение на проживание на территории Российской Федерации до 19.08.2020 г. и зарегистрирована по месту жительства по <адрес>. На момент обращения в пенсионный орган у Пантелеевой С.В. как гражданки Украины, имелось лишь разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации, но не было выполнено одно из важных условий – не предъявлен вид на жительство, дающий право на пенсионное обеспечение, несмотря на достижение ею пенсионного возраста.

При таких обстоятельствах суд считает, что оснований для признания решения пенсионного органа об отказе истцу в назначении страховой пенсии по старости незаконным не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Пантелеевой С.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии незаконным и возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ардатовский районный суд Республики Мордовия.    

Судья Ардатовского районного суда

Республики Мордовия Н.И. Раскин

Мотивированное решение изготовлено 19.01.2018 г.

1версия для печати

2-2/2018 (2-946/2017;) ~ М-947/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Пантелеева Светлана Владимировна
Ответчики
ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Ардатовском муниципальном районе РМ
Суд
Ардатовский районный суд Республики Мордовия
Судья
Раскин Николай Иванович
Дело на странице суда
ardatovsky--mor.sudrf.ru
30.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.11.2017Передача материалов судье
04.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2017Подготовка дела (собеседование)
08.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.12.2017Судебное заседание
16.01.2018Судебное заседание
19.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2018Дело оформлено
19.04.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее