Решение по делу № 2-1772/2016 ~ М-1943/2016 от 03.11.2016

Дело № 2-1772/2016г.

                                                            РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Логвиновой О.В.,

при секретаре Петерс С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске

                                               30 ноября 2016 года

гражданское дело по иску Кириллова В.В. к Государственному учреждению Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,

УСТАНОВИЛ:

Истец Кириллов В.В. обратился в Анжеро-Судженский городской суд с иском к ГУ КРОФСС РФ об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение. Свои требования, мотивируя тем, что является инвалидом второй группы третьей степени и имеет право на получение набора социальных услуг, в том числе право на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение. Федеральным законом от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды. Статьей 6.2 указанного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании. В соответствии с п.3.3, п.3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004г. №328, 21.06.2012г. обратился с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в Филиал №1 ГУ КРОФСС РФ, однако санаторно-курортное лечение ему было предоставлено в 2013г. В течение 2012г. такой путевкой обеспечен не был. Периодом предоставления гражданам социальной услуги (путевки) является календарный год, если гражданин не воспользовался своим правом на отказ от нее. От санаторно-курортной путевки он не отказывался, поэтому данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление. До настоящего времени путевку на санаторно-курортное лечение ответчик за 2012г. не предоставил, мотивируя ограниченным объемом средств и недостаточным поступлением путевок гражданам льготной категории, что нарушает его право на получение государственной социальной помощи, гарантированное действующим законодательством. Не предоставление ответчиком санаторно-курортной путевки является незаконным. Просил обязать Государственное учреждение Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год на основании документов установленного образца.

В судебное заседание истец Кириллов В.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. В заявлении, поступившем в суд 29.11.2016г., просил рассмотреть дело в его отсутствие, считает, что у него как у инвалида имеется законное право получить путевку за 2012г., а у ответчика соответствующая этому праву обязанность и финансовые возможности ее предоставить, однако, по вине ответчика, в нарушение законодательства РФ, путевку не выдана до настоящего времени. Доказательств недостаточности с 2012г. денежных средств из федерального бюджета на указанные цели и отсутствие в связи с этим возможностей для исполнения обязанности по выделению путевок инвалидам не представлено (л.д. 13).

В судебном заседании представитель ответчика Казначеева О.Е., действующая на основании доверенности от 11.01.2016г., исковые требования не признала, суду пояснила, что путёвки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счёт и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6<...> Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путёвками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает. Положение ч. 2 ст. 6? Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путёвок на санаторно-курортное лечение, как в рамках указанного периода, так и за его пределами. Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные

уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путёвки на санаторно-курортное лечение, подтвердив своё право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие

показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения,

но в течение календарного года не был обеспечен такой путёвкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на её предоставление. Заявление Кириллова от 21.06.2012 г. о предоставлении санаторно-курортной путёвки было рассмотрено региональным отделением ФСС РФ в установленном законом порядке и ему выделена путевка в санаторий «Томь-Усинский» с 02.09.2013г. Следовательно, путёвка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена истцу исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.

Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 8 ст. 6.1. федерального закона РФ № 178 от 17.07.1999г. «О государственной социальной помощи» (в редакции от 25.12.2009г.), право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе и инвалиды.

Согласно пп. 1.1 п. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 данного Федерального закона (в том числе инвалидам), набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

В силу п. 2 ст. 6.3 вышеуказанного Закона периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

В силу части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Порядок предоставления санаторно-курортного лечения гражданам, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, регламентируется приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 г. №328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».

Согласно п. 3.1 Приказа от 29.12.2004 г. № 328 обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Согласно п. 3.3 Приказа от 29.12.2004 г. № 328 путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования.

Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме №070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7 Порядка).

Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (пункт 3.8 Порядка).

Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (пункт 3.9 Порядка).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. №271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).

Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме № 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (пункт 13 Административного регламента).

Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.

Частью 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пункты 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864).

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (часть 1 статьи 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (пункт 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. № 686-О).

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.

Положение части 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение, как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

Судом установлено, что согласно справке серии МСЭ-2009 от 11.07.2007г. истец Кириллов В.В. является <...> по общему заболеванию бессрочно (л.д. 4).

Из ответов на обращения Кириллова В.В. в ГУ КРОФСС РФ установлено, что истцу и сопровождающему его лицу филиалом регионального отделения ГУ КРОФСС согласно имевшимся медицинским показаниям для санаторно-курортного лечения были выделены путевки:

В 2005г. по заявлению от 26.01.2005г. в санаторий «Анжерский» на заезд с 03.02.2005г. по 23.02.2005г.,

В 2006г. по заявлению от 20.01.2006г. в санаторий «Родник» г.Анапа на заезд с 10.03.2006г. по 30.03.2006г.,

В 2007г. по заявлению от 28.09.2006г. в санаторий «Здравница Кузбасса» на заезд с 01.03.2007г. по 21.03.2007г.,

В 2008г. по заявлению от 26.11.2007г. в санаторий «Строитель» Томская область на заезд с 08.12.2008г. по 28.12.2008г.,

В 2009г. по заявлению от 09.02.2009г. в санаторий «Борисовский» на заезд с 02.12.2009г. по 22.12.2009г.,

В 2010г. по заявлению от 28.12.2009г. в санаторий «Беломорье» на заезд с 11.11.2010г. по 01.12.2011г.,

В 2011г. по заявлению от 07.12.2010г. в санаторий «Шахтер» на заезд с 08.11.2011г. по 25.11.2011г.,

В 2013г. по заявлению от 21.06.2012г. в санаторий «Томь-Усинский» на заезд с 12.09.2013г. по 19.09.2013г.,

В 2014г. по заявлению от 02.12.2013г. в санаторий «Лесное озеро» на заезд с 08.12.2014г. по 25.12.2014г. (л.д. 5-9).

Вышеуказанные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Обращаясь в суд с требованиями о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, свои требования Кириллов В.В. обосновывает тем, что по его заявлению от 21.06.2012г. санаторно-курортное лечение ему было предоставлено в 2013г., однако в 2012г. он не был обеспечен путевкой в связи с чем считает, что услуга считается не предоставленной.

Проанализировав приведенные выше нормы права, принимая во внимание, что истцу путевка на санаторно-курортное лечение по его заявлению от 21.06.2012г. была предоставлена в 2013г. в санаторий «Томь-Усинский» на заезд с 12.09.2013г. по 19.09.2013г., суд приходит к выводу об отсутствии оснований предоставления истцу санаторно-курортной путевки за 2012г.

Фонд социального страхования Российской Федерации обеспечивает предоставление путевок на санаторно-курортное лечение получателям социальных услуг только в пределах средств федерального бюджета, выделенных Фонду на эти цели. Таких средств Фонд получает недостаточно для удовлетворения всех заявлений граждан, поэтому возникла очередь из лиц, имеющих право на получение данной социальной услуги. В целях соблюдения равных прав граждан - получателей социальных услуг заявления лиц, имеющих право на предоставление путевок для санаторно-курортного лечения, удовлетворяются региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации с учетом даты их подачи, то есть исходя из последовательности, определяемой датой регистрации таких заявлений.

Законодательством не предусмотрено приоритетного обеспечения санаторно-курортным лечением отдельных граждан, имеющих право на государственную социальную помощь. Обеспечение санаторно-курортным лечением в порядке очередности и в пределах выделенных бюджетных средств не противоречит закону.

Таким образом, истец не имел приоритетного права на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение перед лицами, обратившимися в Фонд за получением путевки ранее.

В связи с чем, оснований считать, что право истца на получение путевки по его заявлению от 21.06.2012г. за 2012 год было нарушено, не имеется, поскольку право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение сохраняется за лицом, имеющим право на получение мер социальной поддержки и указанное право было реализовано в 2013г. путем предоставления ему путевки в санаторий «Томь-Усинский»

Кроме того, срок для предоставления путевки со дня обращения гражданина на законодательном уровне не установлен. В данном случае не было отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение.

Конституционный суд РФ в определениях от 24.12.2013 г. № 1923-0 и от 11.05.2012 г. № 817-0 указал, что установление ст. 6.3. Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» периода представления социальных услуг (календарный год), является элементом механизма реализации (государством) права на государственную социальную помощь (объективно связанного с порядком организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации). Установление указанного годичного срока само по себе не регулирует порядок предоставления путевок.

Суд считает, что Кирилловым В.В. неправильно истолкованы положения Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, вследствие чего он пришел к неправильному выводу о том, что предоставление путевки по его заявлению от 21.06.2012г. на санаторно-курортное лечение в 2013 г., а не в 2012г., следует расценивать как лишение принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи.

Поскольку право на получение путевки истцом путевки на санаторно-курортное лечение за 2012г. не было утрачено и реализовано в установленном порядке в 2013г., с соблюдением очередности, суд считает, что действиями ответчика права истца нарушены не были, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований Кириллова В.В. о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2012 год следует отказать.

При указанных обстоятельствах, суд отказывает Кириллову В.В. в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Кириллова В.В. к Государственному учреждению Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год отказать полностью.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

    Решение в окончательной форме составлено 05.12.2016 года.

2-1772/2016 ~ М-1943/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кириллов Валерий Васильевич
Ответчики
Государственное учреждение Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Суд
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области
Судья
Логвинова О.В.
Дело на сайте суда
anzhero-sudzhensky--kmr.sudrf.ru
03.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2016Передача материалов судье
07.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2016Подготовка дела (собеседование)
15.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2016Судебное заседание
05.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.12.2016Дело оформлено
18.01.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее