Дело № 2-1280/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22.05.2012г
Амурский суд Хабаровского края
в составе председательствующего судьи Никуловой Т.С.,
с участием истца Грахольской Е.Ф., ее представителя Аксенова К.А.
при секретаре Дорофеевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Амурске гражданское дело по иску
Грахольской Евгении Федоровны к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» -«Хабаровскэнергосбыт» о защите прав потребителя,
У С Т А Н О В И Л:
Грахольская Е.Ф. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что является собственником <адрес> Дом управляется управляющей организацией ООО «УО «Микрорайон».
С декабря 2010г. по март 2012 г. ответчик выставлял ей счета на оплату электроэнергии, включая в них помимо оплаты электроэнергии, потреблённой в её жилом помещении, в объёмах определенных на основании индивидуального прибора учета, и часть электроэнергии, потреблённой во всём доме, определённой расчетным путем, на основании показаний ОДНУ (Общедомового прибора учета) - ОДН (расходы на общедомовые нужды).
Считает, что действия ответчика нарушают её права как потребителя и противоречат действующему законодательству.
Просит признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Грахольской Евгении Федоровне, произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с декабря 2010г. по март 2012 г. по <адрес>
Возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Грахольской Евгении Федоровне с декабря 2010г. по март 2012 г. по <адрес> соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии. Сумму перерасчета в размере <данные изъяты> руб. – исключить из начислений за период с декабря 2010 г. по март 2012 г. и зачесть в счет будущих платежей за электроэнергию по указанному адресу.
Просит признать незаконным установку ОДПУ (общедомового счетчика) по <адрес>
Взыскать с ответчика в её пользу в счет оплаты услуг представителя <данные изъяты> руб.
Запретить ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» впредь начислять и указывать в квитанциях предъявляемых Грахольской Евгении Федоровне по <адрес> плату за потребленную электрическую энергию не общедомовое потребление.
Истица Грахольская Е.Ф. исковые требования в судебном заседании поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель истца Аксенов К.А. в судебном заседании доводы искового заявления, поддержал и дополнительно пояснил, что управляющая компания превысила свои полномочия, делегировав свои права и обязанности исполнителя сторонней организации. Собственники об этом извещены не были, согласия собственников никто не спрашивал. Самовольно снимать с себя обязанности исполнителя и передавать третьему лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, они не имели право. В правилах № 307 указано, что ресурсоснабжающая организация может быть исполнителем, если это частный дом или выбран способ – непосредственное управление собственниками жилья.
Представители ответчика, третьего лица, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика представил письменный отзыв, в котором указал, что Жилищным кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 (п. 7, п. 21), Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006г. предусмотрено выставление общедомового потребления:
В силу ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник квартиры несет бремя содержания помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Статьей 36 ЖК РФ к общему имуществу в многоквартирном доме отнесены: нежилые помещения, которые не являются частями квартир и которые предназначены для обслуживания более одного помещения в данном доме (в частности, лестничные площадки, лифты, коридоры, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное оборудование); крыши и ограждающие конструкции; оборудование, находящееся в доме, -механическое, электрическое, санитарно-техническое, расположенное как за пределами, так и внутри помещений. Указанное имущество находится в общей долевой собственности всех собственников жилых помещений в данном многоквартирном доме.
Так же согласно пп. «д» п. 2 Постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006г. (ред. От 06.05.2011 г.) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил применения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», в состав общего имущества включается: механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
По п. 8. Постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006г внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающие организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Электрическое оборудование, в том числе и общедомовой (коллективный) прибор учета электрической энергии, находящееся в многоквартирном доме является общим имуществом и собственностью жильцов, а при выборе способа управления многоквартирным домом - избрании управляющей компании, управление данным имуществом осуществляет управляющая компания, ввиду чего ОАО «ДЭК» обязанность о снятии общедомового (коллективного) прибора учета электроэнергии выполнить не может, т.к. является Гарантирующим поставщиком. Гарантирующий поставщик осуществляет поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.
Федеральный закон № 261-ФЗ от 23.11.2009г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» определяет принципы эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, нацелен на стимулирование энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
Из письма Министерства регионального развития РФ от 18.06.2007г. № 11356-ЮТ/07 «Об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу платы за коммунальные услуги» следует, что освещение мест общего пользования многоквартирного дома включает в себя освещение лестничных площадок, лестниц, чердаков, подвалов, электропитание домофона, усилителей телеантенн коллективного пользования, автоматических запирающих устройств, насосов, технологические потери внутридомовых электрических сетей и другого имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 67, ст.ст. 153, 154 и ч. 1 ст. 155 ЖК РФ собственник жилого помещения (арендатор, наниматель, член жилищного кооператива), и все совершеннолетние члены семьи обязаны своевременно вносить плату и плату за коммунальные услуги. По ст. 154 ЖК РФ, наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан платить за коммунальные услуги, в том числе за места общего пользования. Частью 2 ст. 61 ЖК РФ установлено, что наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в доме. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. По ч. 14 ст. 155 ЖК РФ Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Ст. 157 ЖК РФ устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. На основании ч. 1 ст. 540, ст. 544 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства от 23.05.2006г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Постановления Правительства от 23.05.2006г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа, тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяются между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил № 307, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета -пропорционально их показаниям.
По п. 21. Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с пп. 1 п. 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно п. 22 Правил № 307, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Действующим законодательством на Управляющую компанию возложена обязанность по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями на приобретение соответствующего вида коммунальных ресурсов в целях предоставления гражданам их избравшим, в связи с чем, отношения по поставке электроэнергии в указанный дом, а также предъявления к оплате платежных документов потребителям построены в рамках заключенного Соглашения о взаимодействии между управляющей компанией и ОАО «ДЭК».
На основании чего, между управляющей организацией, осуществляющей управление домом и филиалом ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнгергосбыт» - являющимся «гарантирующим поставщиком», заключено соглашение о взаимодействии. На основании п. 1.1 Соглашения Управляющая организация передает Филиалу функции на предоставление коммунальной услуги «электроснабжение» гражданам - потребителям и дает право на совершение всех необходимых юридических и фактических действий, в части по определению стоимости коммунальной услуги -электроснабжение, организовывать начисление и получение платы за потребленную электрическую электроэнергию от собственников и нанимателей жилых помещений, находящихся на обслуживании Управляющей организации по договору на управление многоквартирным домом.
В соответствии с положениями данного соглашения филиал ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт» выставляет платежные документы (счета-квитанции) на оплату коммунальной услуги «электроснабжение», исходя из показаний общедомового прибора учета установленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
При этом «Гарантирующий поставщик» не несет ответственности за содержание внутридомовых электрических сетей, на основании положения п. 49 Правил одной из обязанностей Управляющих компаний является обязанность по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
При заключении договора энергоснабжения или Соглашения о взаимодействии, гарантирующий поставщик не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность управляющей компании, в том числе истребовать документы, подтверждающие согласие собственников многоквартирного дома на получение коммунальной услуги «энергоснабжение» по показаниям коллективного прибора учета, а также сведений, подтверждающих, что указанный прибор учета является общей собственностью собственников многоквартирного дома, поскольку обязанность по содержанию общего имущества, а также внесения платы на собственников возложена императивно Жилищным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Условия заключенного договора не противоречат нормам действующего законодательства, права потребителей не нарушают и не ущемляют.
Исходя из общих норм, регулирующих процедуру заключения договора энергоснабжения (соглашения о взаимодействии) основными документами, требование которых у контрагента по договору допускается для гарантирующего поставщика, определены в п. 62 Правил функционирования розничных рынков, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.10г. и обычаями делового оборота, которыми предусмотрено предоставление юридических документов, подтверждающих статуса контрагента по договору.
Согласно ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23.11.2009г., а именно, ч. 1. ст. 13, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Часть 5 ст. 13 данного ФЗ предусматривает, что до 1 января 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Данная правовая норма регулирует отношения по возмездному характеру предоставлению услуг, организацией, на которую законом возложена обязанность по совершению определенных действий по отношению к потребителям, и соответственно предполагают, что после того, как собственник жилого помещения оплатит работы по установке приборов учета, данный прибор учета автоматически станет собственностью собственников жилого дома.
Согласие собственника в данном случае выражается в пользу организации, а не пользу выбора за потребителем оборудовать или не оборудовать прибором учета дом и квартиру.
Собственники многоквартирных домов обязаны до 01 января 2012 года организовать установку общедомовых приборов учета электрической энергии, в случае неисполнения данной обязанности энергоснабжающие организации обязаны установить такие приборы самостоятельно. Исполнение данной обязанности от волеизъявления собственников по распоряжению общим имуществом не зависит. При этом расходы по установке и обслуживанию общедомовых приборов учета несут собственники жилых помещений в многоквартирных домах. Аналогичное распределение расходов по установке и эксплуатации общедомовых приборов учета на граждан-потребителей предусмотрено п. 140 основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530. Таким образом, добровольная безвозмездная установка общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах ведет к освобождению граждан-потребителей от расходов по выполнению возложенной на них законом обязанности, что соответствует их интересам. С учетом данного обстоятельства формальное нарушение процедуры согласования с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах установки общедомовых приборов учета электроэнергии не свидетельствует о нарушении их прав.
Указанная истцом в исковом заявлении сумма расходов на оплату услуг представителя в размере 3 тыс. руб. завышена.
В информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист, продолжительность рассмотрения и сложность дела. Таких доказательств, доказывающих разумность пределов расхода, заявленного к возмещению, заявитель не представил. Данное дело не является значительным, сложным по объему и предмету доказывания, судебная практика рассмотрения таких споров в настоящее время является распространенной.
Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица – ООО «УО «Микрорайон» представил отзыв, в котором указал, что Общество в качестве уставной осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, в т.ч. в отношении <адрес>, на основании договоров с собственниками помещений, заключенных, в соответствии с ч.1,ст. 162 ЖК РФ, на одинаковых для всех условиях, изложенных в типовом договоре.
Управляющей организацией, для целей оказания собственникам и нанимателям помещений МКД коммунальной услуги «электроснабжение», которая включает в себя использование электроэнергии как для внутриквартирных потребностей, так и общедомовых нужд, с ОАО «ДЭК» заключен договор энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, №.
Указанный договор заключен в соответствии с требованиями пункта 89 Правил № 530, определяющими, что приобретение энергии на энергообеспечение жилых помещений дома и на общедомочые нужды осуществляется на основании единого договора.
Согласно п. 1., ст. 157 ЖК РФ и п. 7 Правил № 307 стоимость энергии, отпущенной на места общего пользования, является составной частью размера вносимой собственниками помещений дома платы за коммунальные услуги. Это также подтверждает неделимый характер отношений по энергообеспечению жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома. Вывод об этом сделан Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа (Постановление от 07.09.2010 г. № ФОЗ - 6242/2010).
По условиям обсуждаемого договора «гарантирующему поставщику» делегировано право на совершение необходимых юридических и фактических действий по определению объемов потребляемых энергоресурсов, размера их оплаты для каждого потребителя, на получение платы о г потребителей. Также ОАО «ДЭК» уполномочено осуществлять формирование, печать и доставку счет - квитанций потребителям от своего имени. Распределение функций между сторонами договора не противоречит действующему законодательству.
Согласно жилищному законодательству собственники помещений МКД обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества. Стоимость электроэнергии потребленной для общедомовых нужд является частью указанных выше расходов.
Плата за жилье управляющей организацией начисляется согласно тарифам, установленным постановлением главы городской администрации на соответствующий год. Стоимость объемов электрической энергии, потребляемой жильцами для общедомовых нужд в структуру тарифов не входит.
Ответчиком, на основании договора энергоснабжения №, предъявлена к оплате истцу стоимость его доли от объема электроэнергии потребленной для общедомовых нужд, как части расходов на содержание общего имущества, обязательных для оплаты собственником помещения.
Указанный многоквартирный дом оснащен измерительным комплексом электрической энергии - общедомовым прибором учета.
Решение об установке общедомового прибора учета объемов электрической энергии, а также о включении его в состав общего имущества многоквартирного дома, общим собранием собственников помещений не принималось.
Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении.. .» собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета, в т.ч. электрической энергии. Также обязаны обеспечить ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (4.5, ст. 13).
Положениями ч. 9, ст. 13, указанного федерального закона, ресурсоснаб-жающие организации с 01.07.2010 года обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми они осуществляют.
Обязательность решения собственниками помещений вопросов, связанных с установкой общедомового прибора учета, в рамках их общего собрания, законодательством не установлена.
В соответствии с пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г., № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, одним из элементов которой является общедомовой прибор учета электрической энергии.
Согласно подпункту а), пункта 1 указанных выше Правил, состав общего имущества собственниками помещений в многоквартирном доме определяется - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по оплате, в последующем, стоимости общедомового прибора учета, установленного в отсутствие решения об этом общего собрания, свидетельствует не в пользу обязательности наличия решения об этом. Данный вывод следует из содержания пункта 38 (l) Правил
№ 491.
В соответствии с пунктом 4.9 договора управления, в случае оборудования «дома» приборами коллективного (общедомового) учета «собственники» оплачивают коммунальные услуги в соответствии с правилами оплаты коммунальных услуг по показаниям данных приборов.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие представителя ответчика, представителя третьего лица.
Заслушав истца Грахольскую Е.Ф., представителя истца Аксенова К.А., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.
При этом суд исходит из следующего.
В судебном заседании установлено, что Грахольская Е.Ф. на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого помещения по <адрес> (л.д. 8).
Указанный дом является многоквартирным и управляется ООО «УО «Микрорайон», что подтверждается договором от ДД.ММ.ГГГГ управления многоквартирным домом.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «УО «Микрорайон» и ОАО «ДЭК» был заключен договор энергоснабжения №, согласно которому (пункт 1.1) ОАО «ДЭК» обязалось осуществлять ООО «УО «Микрорайон» продажу электрической энергии и мощности через сетевую организацию, оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией для целей оказания потребителям ООО «УО «Микрорайон» (собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома) коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды и для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях жилых домов согласно приложению.
Пунктом 1.2 Договора предусмотрено, что оплата покупателем электроэнергии, поставленной в жилые дома для целей, указанных в п. 1.1. Договора производится на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Из пункта 1.3 Договора следует, что ООО «УО «Микрорайон» поручило ОАО «ДЭК» производить снятие показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии, получать плату за потребленную электрическую энергию от покупателей, определять размер платы за предоставленную коммунальную услугу для каждого потребителя в порядке и на условиях, определенных «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам»,
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, осуществлять формирование, печать и доставку счет-квитанций потребителям от своего имени.
В течение указанного истицей времени в счетах на оплату электрической энергии ответчиком дополнительно к требованиям об оплате электроэнергии, потребленной в квартире, выставлялись требования об оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома за вышеуказанный период, что подтверждается представленными квитанциями. Указанная истицей в исковом заявлении сумма действительно внесена ею ответчику, что подтверждается представленными квитанциями (л.д. 9-12).
С выставленными ей счетами на оплату ОДН истица не согласна.
Ответчик ОАО «ДЭК» с иском не согласен и обосновывает правомерность выставления истице счетов на оплату ОДН от имени ОАО «ДЭК» заключенным с ООО «УО «Микрорайон» Договором электроснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ООО «УО «Микрорайон» передало полномочия ОАО «ДЭК» по начислению и сбору платы за потребленную жильцами обслуживаемого ими многоквартирного дома электроэнергию, в том числе электроэнергию, затраченную на общедомовые нужды.
Статьей 151 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч.ч. 2 и 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за электроснабжение.
Частью 7 статьи 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривалось, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В редакции Федерального закона от 04.06.2011 года №123-ФЗ часть 7 ст. 155 ЖК РФ изложена в следующей редакции: собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 указанной статьи.
Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации своим постановлением от 23.05.2006 года № 307 утвердило «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», которые в соответствии с п.п. 1 и 2 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам,
"коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещения;
"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
"потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
"управляющая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом;
"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;
"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;
"внутридомовые инженерные системы" - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме;
В соответствии с п. 37 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем, не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
В данном случае
- ОАО «ДЭК» является ресурсоснабжающей организацией по поставке в многоквартирный дом, в котором расположена принадлежащая истице квартира, коммунального ресурса - электрической энергии,
- управляющая компания ООО «УО «Микрорайон» является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению многоквартирного дома,
- истица является потребителем этой услуги.
Исходя из вышеприведенных положений жилищного законодательства, в плату за коммунальные услуги включается плата за электроснабжение (в том числе плата за ОДН), которую истица обязана вносить управляющей организации в порядке, установленном Правительством РФ, а ООО «УО «Микрорайон», в свою очередь, обязано рассчитываться с ОАО «ДЭК» за потребленную многоквартирным домом электроэнергию.
ОАО «ДЭК» по смыслу вышеуказанных правовых норм не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению дома, где располагается принадлежащая истице квартира, не является управляющей организацией для этого дома, не является платежным агентом по взиманию платы за коммунальные услуги, предоставленные исполнителем коммунальных услуг, поэтому не вправе выставлять счета за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды многоквартирного дома непосредственно жильцам дома – потребителям соответствующей коммунальной услуги.
Расчет размера платы за коммунальные услуги (в данном случае платы за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды) является обязанностью управляющей компании, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года № 8№7-ЮТ/07).
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя (абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307).
Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальной услугой является не сама электрическая энергия, а электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. В то же время электроэнергия является коммунальным ресурсом (абз.7 указанного пункта), который продается ресурсоснабжающей организацией исполнителю для поставки потребителю.
При этом индивидуальный прибор учета предназначен для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении (абз. 13 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), при оплате по такому прибору происходит возмещение стоимости коммунальных ресурсов. Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).
Возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии предусмотрена только для собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или для собственников жилых домов при отсутствии заключенного с исполнителем договора (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).
В то же время исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530).
Эта обязанность предусмотрена пунктом 89 названных Правил, а также подпунктом «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которым исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей:
- оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения;
- использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме);
- для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
При этом пункт 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики предусматривает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Законность положений указанного пункта Правил подтверждена решением Верховного Суда РФ от 06.10.2008 г. № ГКПИ08-1704.
Однако с учетом содержания пункта 89 указанных Правил право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение оплаты за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома может возникнуть только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, и в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.
Оплату же остальной электроэнергии, – использованной на общедомовые нужды и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, энергосбытовая организация вправе получить только с управляющей организации.
Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды.
Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу предписаний постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами.
В свою очередь, указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату соответствующей услуги, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения.
Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества поставленной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома. А управляющая организация в ситуации, имеющей место в данном случае, фактически самоустраняется от выполнения обязанностей, возложенных на неё вышеуказанными нормативно-правовыми актами.
В то же время, в силу требований пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», именно третье лицо (управляющая организация) как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, в данном случае обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме.
Таким образом, действия ОАО «ДЭК» по выставлению истице напрямую счетов на оплату электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома, являются незаконными, выставленные истице по лицевому счету и оплаченные ею начисления в счёт оплаты электроэнергии на ОДН в требуемом истицей размере подлежат возврату истице.
Факт ввода соответствующего прибора общедомового учета объемов электрической энергии, установленного в доме истицы, подтверждается копией соответствующего акта от 25.08.2010 г.
Заключенный между ответчиком и третьим лицом вышеуказанный Договор энергоснабжения как противоречащий закону в силу ст.ст. 166-168 ГК РФ является ничтожной сделкой в части условия, касающегося передачи третьим лицом ответчику полномочий по начислению жильцам многоквартирного дома (в данном случае истцам) платы за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды, и выставлению счетов в указанной части непосредственно ресурсоснабжающей организацией (ответчиком).
Также суд принимает довод истца и его представителя о неправомерности действий ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» по установке общедомового прибора учета электрической энергии и его использованию при расчете оплаты за ОДН.
Согласно пункту 5 статьи 13 вышеуказанного Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ, на собственников помещений в многоквартирных домах возложена обязанность обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой электрической энергии (коллективными и индивидуальными), а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию, в срок до 01.07.2012 г.
Установка названных приборов учета производится на основании договора с организацией, которая осуществляет поставку электроэнергии (пункт 9 статьи 13 закона). До 1 июля 2010 года от таких организаций должно было последовать предложение собственникам помещений об оснащении многоквартирного дома приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 10 статьи 13 закона). В случае установки приборов за счет бюджетных средств, собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности, установленной пунктом 5 статьи 13 закона (пункт 11 статьи 13 закона).
Принудительный порядок оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов допускается после 01.07.2012 года. В этом случае названные организации осуществляют установку таких приборов в срок до 01.01.2013 г. за счет собственников помещений многоквартирного дома либо за свой счет, но с возмещением понесенных расходов за счет собственников помещений в рассрочку до 5-ти лет (пункт 12 статьи 13 закона).
Доказательств тому, что ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обращалось к собственникам жилых помещений <адрес> с предложением об установке прибора учета и его цене; что прибор учета был установлен за счет бюджетных средств, в деле не имеется.
Договором управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ и договором электроснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» и ООО «УО «Микрорайон», ответчику право на установку общедомового прибора учета электроэнергии не предоставлено.
В общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного <адрес> используемый ответчиком для расчётов за электроэнергию общедомовой прибор учета передан не был.
Учитывая установленные по делу факты, суд приходит к выводу, что прибор учета установлен ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в <адрес> в нарушение требований статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ, без учета на то волеизъявления собственников помещений дома. Следовательно, установка такого прибора является незаконной, а сам прибор в настоящее время не может быть использован для целей расчёта непосредственно с жильцами дома за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды.
Поскольку судом установлено, что в настоящее время, исходя из вышеуказанных, установленных судом на данный момент обстоятельств, ответчику (ОАО «ДЭК») не предоставлено право производить непосредственно с жильцами вышеуказанного многоквартирного дома (а следовательно и с истицей) расчет за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды в указанном доме, подлежат удовлетворению требования истицы о
- признании незаконными действий ответчика по начислению истице и взиманию с неё платы за электрическую энергию, потребленную на ОДН многоквартирного дома в указанный истицей период,
- наложении запрета ответчику на начисление ей и взимание непосредственно с истицы платы за электрическую энергию, потребленную на ОДН многоквартирного дома.
Иные доводы, содержащиеся в возражениях на иск ответчика и третьего лица – ООО УО «Микрорайон», не могут быть приняты судом во внимание как основание к отказу в удовлетворении законных и обоснованных требований истца, поскольку сводятся к неверному толкованию подлежащих применению в данном деле правовых норм, даваемому без учёта их места в системе действующего правового регулирования существующих правоотношений участвующих в деле лиц.
Поскольку,
- как это следует из предоставленных истицей квитанций, по выставленным ей ответчиком счетам за электроэнергию за период с декабря 2011 г. по март 2012 г. истицей внесены ответчику в счёт оплаты за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды <данные изъяты> руб.,
- исходя из вышеуказанных, установленных судом обстоятельств, ответчиком указанные средства получены непосредственно с истицы незаконно,
- указанная сумма, таким образом, подлежит возврату истице,
требование истицы о зачете указанной суммы в счет будущих платежей подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из материалов дела, Грахольская Н.А. заключила договор на оказание возмездных юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ с Аксёновым К.А. и по условиям указанного договора, уплатила ему <данные изъяты> рублей (л.д. 71).
Суд находит разумным взыскать в пользу истца с ответчика указанную сумму с учетом сложности дела, объема проделанной работы по составлению искового заявления, расчета, участия представителя в судебном разбирательстве, обусловленной ходом судебного разбирательства процессуальной активности.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. С ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию <данные изъяты> руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Грахольской Евгении Федоровны к открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» удовлетворить.
Признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Грахольской Евгении Федоровне, произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с декабря 2010 г. по март 2012 г. по <адрес>
Возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Грахольской Евгении Федоровне, произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с декабря 2010 г. по март 2012 г., по <адрес>.с учетом показаний индивидуального счетчика. Сумму перерасчета в размере <данные изъяты> руб. – исключить из начислений за период с декабря 2010 г. по март 2012 г. и зачесть в счет будущих платежей за электроэнергию по показаниям индивидуального счетчика.
Запретить ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» впредь начислять и указывать в квитанциях предъявляемых Грахольской Евгении Федоровне, по <адрес>, плату за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление.
Признать незаконным установку общедомового счетчика электроэнергии по <адрес>
Взыскать с ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в пользу истца Грахольской Евгении Федоровны в возмещение расходов на оплату услуг представителя <данные изъяты> рублей.
Взыскать с ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в пользу бюджета Амурского муниципального района государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ (с учетом выходных дней ДД.ММ.ГГГГ), в копии в пятидневный срок подлежит направлению в адрес ответчика, третьего лица.
Председательствующий: Т.С. Никулова
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ