Дело №а-90/2018 года
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
5 апреля 2018 года <адрес>
Архаринский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Дьячковой Н.С.,
секретаря судебного заседания ФИО2,
административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной ИФНС № по <адрес> о признании действия Межрайонной ИФНС № по <адрес> по начислению земельного налога по налоговой ставке 0,30% за период 2014-2016 года на ранее принадлежащий земельный участок, незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога в период с 2014-2016 годы, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС № по <адрес> о признании действия Межрайонной ИФНС № по <адрес> по начислению земельного налога по налоговой ставке 0,30% за период 2014-2016 года на ранее принадлежащий земельный участок, незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога в период с 2014-2016 годы, взыскании судебных расходов.
В судебном заседании административный истец на требованиях, изложенных в административном исковом заявлении, настаивал, суду пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ по 18.02.2016г. ему на праве собственности принадлежал объект налогообложения - земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, пер. Набережный с кадастровым номером 28:08:011301:14, в границах земель населенного пункта с разрешенным видом использования: «Для ведения личного подсобного хозяйства», что подтверждается сведениями из Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> Райчихинский межмуниципальный отдел от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности.
Земельный налог, устанавливаемый Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводимый в действие и прекращающий свое действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 387 НК РФ).
Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
Объектом налогообложения согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
У налогоплательщика возникает обязанность по уплате земельного налога с момента регистрации за ним прав на земельный участок и прекращается со дня внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве иного лица на земельный участок.
Из пункта 1 статьи 390, пунктов 1, 3 статьи 391, пункта 1 статьи 396 НК РФ следует, что сумма земельного налога исчисляется налогоплательщиком на основании сведений государственного земельного кадастра о земельном участке, в частности о виде его разрешенного использования.
Согласно статье 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории (земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса) и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Таким образом, виды земельных участков классифицируются по их правовому режиму на основании сочетания двух признаков: целевого назначения земли и вида разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается в государственном кадастре недвижимости и документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Ставка по земельному налогу устанавливается исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, учтенных при определении кадастровой стоимости (пункт 2 статьи 394 НК РФ).
На основании пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
По вопросу применения пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 305-КГ14-9101 и от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ15-13502 высказана правовая позиция, согласно которой по смыслу действующего налогового законодательства пониженные ставки земельного налога по вышеуказанному основанию устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли.
В письме Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ № дополнительно сообщается, что налогообложение земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, а также земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, осуществляется по пониженным налоговым ставкам, устанавливаемым представительными органами муниципальных образований в пределах до 0,3 процента.
Согласно решению Аркадьевского сельского Совета народных депутатов <адрес> № от 08.11.2012г. "О земельном налоге на территории Аркадьевского сельсовета", приняты налоговые ставки, применяемые в отношении земельных участков, отнесенных к категории "земли населенных пунктов", по видам разрешенного использования, кадастровой стоимости на территории Аркадьевского сельсовета.
Согласно данному решению, его участок подпадает под обозначение "2 ВРИ" - земельные участки, предоставленные для размещения домов индивидуальной жилой застройки, ведения личного подсобного хозяйства и ставка земельного налога составляет в 0,01%.
Межрайонная Инспекция федеральной налоговой службы № по <адрес>, направила ему налоговое Уведомление № от 2014 года, согласно которому ставка земельного налога за 2014 год на его земельный участок составила 0,01% и сумма расчета налога 92.00 рублей. Данный налог он уплатил ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме. Однако, в налоговом Уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик указал ставку на его участок за 2015 год уже в размере 0.30% и сумма расчета налога составила 2 774 рублей. Данный налог он также уплатил в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ.
В 2017 году административный ответчик направил ему налоговое Уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ год за 2016 год, в котором в разделе "Расчет земельного налога" вновь указывает ставку 0.30% на его участок и сумму расчета налога 462.00 руб. за ДД.ММ.ГГГГ, т.к. в дальнейшем этот участок был им продан. Данный налог он уплатил по действующей налоговой ставке 0,05% в сумме 77 рублей. А в разделе "Перерасчет земельного налога" административный ответчик указывает размер налоговой ставки 0.30% за 2014г. и сумму расчета налога 2 774 рублей.
В решение Аркадьевского сельского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения: решением № от 27.11.2012г., № от 27.06.2014г., № от 20.11.2015г., согласно которым налоговая ставка на категорию земель: "земли населенных пунктов" и вид разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки, ведения личного подсобного хозяйства" изменилась только в 2015г. и составила 0.05%, которые распространяются на правоотношения возникшие с 01.01.2016г.
Им было направлено обращение к административному ответчику об изменении налоговой ставки за данный земельный участок за 2014г., 2015г., 2016г. и приведении ее в соответствие с действующими нормативно - правовыми актами.
В своем ответе от 14.11.2017г. №, от 14.11.2017г. № административный ответчик указывает на то, что к его земельному участку с разрешенным использованием: "земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства" применяется ставка 0.30%, не указав при этом категорию земель, что является основополагающим фактором при определении налоговой ставки. А земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства может относиться как к "землям населенных пунктов", так и к "землям сельхозназначения". В этом же ответе административный ответчик ссылается на Решение Аркадьевского сельского совета народных депутатов <адрес> № от 08.11.2012г., но не поясняет в связи, с чем не был произведен расчет налога согласно данному Решению. Решение Аркадьевского сельского совета народных депутатов <адрес> № от 08.11.2012г. не обжаловано и в настоящий момент является действующим, со всеми приложенными к нему изменениями.
В соответствии с ч.1,2,3 ст.4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» № от 07.07.2003г., для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Его участок является "приусадебным", находится в пределах населенного пункта, имеет адрес местоположения, а не "полевым", размещенным за пределами населенного пункта.
Кроме того, в его личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте налогового органа выставлено Требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 27.12.2017г., где ставят его в известность об обязанности уплатить земельный налог, недоимку в размере 3 067 рублей и пеню в размере 20 рублей 62 копеек, не указав при этом, за что именно он недоплатил земельный налог. В соответствии с данным Требованием он уплатил данные суммы, с приложенной квитанцией к данному административному исковому заявлению. Однако, считает данное требование необоснованным, некорректным, так как он ранее уплатил земельный налог в соответствии с налоговыми уведомлениями, ставками и вовремя.
Данными действиями Межрайонной ИФНС № по <адрес> фактически нарушаются его права как добросовестного налогоплательщика.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 124 - 126, 218 - 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просит признать незаконными действия Межрайонной ИФНС № по <адрес> по начислению земельного налога по налоговой ставке 0,30% за период 2014-2016гг. на ранее принадлежавший ему земельный участок, расположенный по адресу, <адрес>, пер. Набережный с кадастровым номером 28:08:011301:14. Обязать административного ответчика произвести перерасчет земельного налога в период с 2014г по 2016г., за земельный участок, расположенный по адресу, <адрес>, пер. Набережный с кадастровым номером 28:08:011301:14 в соответствии с действующими налоговыми ставками принятыми Решением Аркадьевского сельского Совета народных депутатов <адрес> № от 08.11.2012г. "О земельном налоге на территории Аркадьевского сельсовета", (с приложенными изменениями к нему) согласно обозначению "2 ВРИ". Обязать административного ответчика возместить понесенные административным истцом судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.
Представитель административного ответчика – Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представил возражения на заявленные требования, из которых следует, что административное исковое заявление ФИО1 не подлежит рассмотрению, в связи несоблюдением истцом претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком в соответствии с ч. 2 ст. 148 АПК РФ.
В соответствии с п.1 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.2 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характере федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Считает, что ФИО1 необходимо обратится в вышестоящий налоговый орган с жалобой на действия бездействия налогового органа для соблюдения процедуры досудебного урегулирования.
Судом, в порядке ст. 150 КАС Российской Федерации принято решение о рассмотрении административного дела в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, изучив материалы дела, заслушав административного истца, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящий в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца, а также не соответствие закону или иному нормативному правовому акту.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
В силу пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном данным Кодексом.
Частью 3 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.
Пунктом 1 статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Согласно п. 5 ч. 1 статьи 196 КАС РФ после возбуждения административного дела суд вправе оставить административный иск без рассмотрения только при условии представления административному истцу срока для устранения выявленные судом недостатков административного искового заявления и не устранении нарушений в установленный судом срок.
Нормы Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают обязательный судебный контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации налоговыми органами своих административных властных требований к физическим лицам и организациям в сфере налоговых правоотношений, предусматривая обязательный досудебный порядок разрешения таких споров.
Так как необходимость обязательного досудебного обжалования акта налогового органа ненормативного характера в вышестоящий налоговый орган до обращения в суд прямо установлена пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации, несоблюдение указанных требований влечет правовые последствия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Поскольку административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, не предоставлены сведения об обжаловании административным истцом бездействия должностных лиц Межрайонной ИФНС № по <адрес> в вышестоящий налоговый орган, предусмотренный пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации, административное исковое заявление ФИО1 к Межрайонной ИФНС № по <адрес> о признании действия Межрайонной ИФНС № по <адрес> по начислению земельного налога по налоговой ставке 0,30% за период 2014-2016 года на ранее принадлежащий земельный участок, незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога в период с 2014-2016 годы, взыскании судебных расходов, подлежит оставлению без рассмотрения.
В силу пункта 1 статьи 197 КАС РФ в случае оставления административного искового заявления без рассмотрения производство по административному делу заканчивается вынесением определения суда. В этом определении суд, помимо прочего, разрешает вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае оставления административного искового заявления без рассмотрения судами общей юрисдикции.
Учитывая изложенное, уплаченная административной истцом при подаче настоящего административного искового заявления государственная пошлина подлежит возвращению, руководствуясь ст. ст. 196 ч.1 п.1, 198-199 КАС РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 к Межрайонной ИФНС № по <адрес> о признании действия Межрайонной ИФНС № по <адрес> по начислению земельного налога по налоговой ставке 0,30% за период 2014-2016 года на ранее принадлежащий земельный участок, незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога в период с 2014-2016 годы, взыскании судебных расходов, оставить без рассмотрения по основаниям несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
Уплаченную ФИО1 при подаче административного искового заявления государственную пошлину в размере 300 рублей возвратить ФИО1.
Разъяснить административному истцу, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
На определение суда об оставлении административного искового заявления без рассмотрения может быть подана частная жалоба в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение пятнадцати дней.
Председательствующий: Н.С. Дьячкова