Дело № 2-800/2017г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
Председательствующего Логвиновой О.В.,
при секретаре Петерс С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске
12 июля 2017 года
гражданское дело по иску Климанова В.П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии, обязании включить период обучения в специальный стаж и назначении дополнительного социального обеспечения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Климанов В.П. обратился в Анжеро-Судженский городской суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии, обязании включить периоды в специальный стаж и назначении дополнительного социального обеспечения.
Свои требования мотивировал тем, что обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 10.05.2010г. №84-ФЗ. Решением ответчика № от 07.03.2017г. в назначении доплаты отказано по причине отсутствия стажа работы, необходимого для ее назначения. Отказ мотивирован тем, что недостаточно специального стажа для назначения ДСО.
При определении права для назначения ДСО период обучения в среднем профессиональном училище № по специальности электрослесарь (подземный) не включен в специальный стаж.
При установлении доплаты к пенсии применяется Постановление Совмина РСФСР от 13.09.1991г. №481 «Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работ не менее 25 лет» и Постановление Правительства РФ от 11.07.2002г. №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу пп. «з» п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, действующего в период обучения, было закреплено, что обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации, приравнивались к работе, которая следовало за окончанием данного периода и подлежала зачету в специальный стаж, при назначении пенсии по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, и на других работах с тяжелыми условиями труда. Поскольку после обучения в ГПТУ № <адрес> 28.07.1975г. был зачислен в ОАО «<...>» на должность подземного электрослесаря, период его обучения с <дата>. по <дата>. подлежит включению в специальный стаж.
Просил признать незаконным решение ответчика № от 07.03.2017г. об отказе в назначении пенсии в соответствии с пп.11 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 400 от 28.12.2013г., обязать включить в специальный стаж, дающий право для назначения ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 10.05.2010г. №84-ФЗ период обучения в ГПТУ № по специальности электрослесарь (подземный) с <дата>. по <дата> (00.10.02) и назначить доплату к пенсии с даты обращения за ней – 17.11.2015г., взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
В судебном заседании истец Климанов В.П. уточнил исковые требования, просил признать незаконным решение ответчика №№ от 07.03.2017г. об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010г. №84-ФЗ, обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение дополнительного социального обеспечения, период обучения в ПТУ № г. Анжеро-Судженска с <дата>. по <дата>. и назначить дополнительное социальное обеспечение с 01.02.2017г. Доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал, пояснив, что обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 10.05.2010г. №84-ФЗ. Решением Пенсионного фонда было отказано по причине отсутствия стажа работы, необходимого для назначения доплаты ДСО, для требуемого стажа в размере 25 лет не хватает двух месяцев. В период с <дата>. по <дата>. обучался ГПТУ № по специальности электрослесарь подземный, проходил практику на шахте. После обучения 28.07.1975г. был зачислен в ОАО «<...>» подземным электрослесарем, поэтому считает, что данный период должен быть включен в специальный стаж. Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ периоды службы в армии и учебы подлежат включению в специальный стаж.
В судебном заседании представитель ответчика Колмакова В.А., действующая на основании доверенности 01.07.2017г., требования не признала, полностью поддержала доводы, изложенные в протоколе заседания комиссии Управления ПФР №114 от 07.03.2017г. Суду пояснила, что был произведен подсчет стажа истца в ведущих и неведущих профессиях, итого общий стаж с перерасчетом в ведущих профессиях как год за год и три месяца составляет 24 года 10 месяцев 11 дней при требуемом 25 лет. Таким образом, недостаточно необходимого стажа для назначения ДСО. Истец является получателем досрочной пенсии по Списку №1 в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 30 ФЗ №400, пенсия назначена с достижения возраста 50 лет в 1998г. При назначении пенсии, спорный период не был включен, были включены периоды работы до 1998 года, после назначения пенсии истец продолжал работать.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 19,39 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, при этом каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом.
Дополнительной гарантией в области социального обеспечения работникам, занятым на работах с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), является доплата к пенсии, условия, порядок назначения и выплаты которой определены Федеральным законом от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности» лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы). В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии лицам, указанным в настоящей статье, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Условия, нормы и порядок дополнительного социального обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, распространяются на лиц, работавших в организациях угольной промышленности Российской Федерации, а также на лиц, работавших в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 года.
Пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Судом установлено, что истец является получателем страховой пенсии по старости за работу в особых условиях труда.
29.12.2016г. обратился в УПФР в г.Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии за особые условия труда в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».
Решением №№ от 07.03.2017г. ответчик истцу в назначении указанной доплаты к пенсии по старости из-за отсутствия необходимого специального стажа работы (л.д. 5-6).
Согласно вышеуказанному решению и протоколу заседания Комиссии УПФР в г.Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №114 от 07.03.2017г., Комиссия не усмотрела право Климанова В.П. в назначении такой доплаты к пенсии по старости по причине отсутствия у него необходимого специального стажа 25 лет, засчитано в специальный стаж 24 года 10 месяцев 11 дней, в том числе и период с <дата>.
В специальный стаж Климанова В.П. период обучения в ПТУ №№ с <дата>. не включен (л.д. 15-17).
Согласно сведениям трудовой книжки, выданной на имя истца Климанова В.П., имеются сведения о работе с <дата>. – учеба в ГПТУ -№, после обучения принят на работу в ОАО «<...>» электрослесарем подземным (л.д. 7-8).
Из аттестата №8642 следует, что Климанов В.П. окончил профессионально-техническое училище №№ г.Анжеро-Судженска Кемеровской области по профессии электрослесарь (подземный), проходил обучение в училище с <дата>. (л.д. 9).
Таким образом, из буквального толкования вышеуказанных норм следует, что порядок исчисления стажа для целей Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности» идентичен порядку исчисления стажа для назначения пенсии в связи с занятостью на подземных работах, следовательно, установленный при назначении страховой пенсии специальный стаж не может быть пересмотрен при определении права работника угольной промышленности на доплату к такой пенсии.
Федеральным законом от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ определены категории лиц, имеющих право на ежемесячную доплату к пенсии, к которым относятся: лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иных критериев для определения права бывшего работника угольной промышленности на получение доплаты к пенсии данный Федеральный закон не содержит.
Разрешая исковые требования, суд приходит к следующему.
В период с <дата>. истец проходил обучение в профессиональном училище №, после окончания которого был принят на работу в ОАО «<...>» электрослесарем подземным, что следует также из аттестата, трудовой книжки, и не оспаривалось ответчиком.
То есть истец после обучения в училище работал на подземных работах с особым характером (условиями) труда по специальности, дающей право на пенсионное обеспечение по Списку №1.
Как следует из протокола заседания комиссии, ответчику истцом предоставлялись аттестат и трудовая книжка для оценки данного периода, однако, указанный периоды не принят ответчиком в специальный стаж, поскольку, как следует из протокола заседания комиссии, данное включение нормами Постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. №665, Законом СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956г. не предусмотрено.
С указанной позицией суд не согласен и считает, в указанной части решение ответчика противоречит действующему законодательству.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 г. №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. №8-П и Определение от 05 ноября 2002г. №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Так, в период обучения истца в профессионально-техническом училище действовало Постановление Совмина СССР от 03.08.1972 №590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
В соответствии с п. 109 названного Положения при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, к работе по Списку N 1 и N 2 приравнивался период службы в составе Вооруженных Сил СССР, а также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий но старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работникам предприятий текстильной промышленности (подпункт «в» пункта 16) периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Названное Положение фактически утратило силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», вступившего в законную силу с 1 января 1992 года.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что спорный период обучения в профессионально-техническом училище относится к периоду деятельности истца до вступления в силу Закона РСФСР от 20.11.1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в РФ», то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных пенсий, поэтому данные периоды подлежат включению в специальный стаж для назначения ежемесячной доплаты к пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности» независимо от времени обращения истца за назначением доплаты и времени возникновения у него на это права, иное толкование противоречило бы положениям ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ и правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П и от 24.05.2001 г. № 8-П, а также в Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 г. №320-О, и приведет к неправомерному ограничению прав гражданина на социальное обеспечение, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
При указанных обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, исходя из того, что период обучения истца в профессиональном училище приходится на время действия Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г. №590, позволяющего приравнять данный период к соответствующей работе, выполнение которой дает лицу на досрочное назначение пенсии по старости по основаниям, предусмотренным пп.11 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 400 от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях», суд обязывает ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение дополнительного социального обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010г. №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», в календарном порядке.
Следовательно, на дату принятия ответчиком решения об отказе в назначении выплаты дополнительного социального обеспечения истец, с учетом включенного ответчиком периода 24 года 10 месяцев 11 дней и включаемого судом периода обучения 05 месяцев 13 дней, имел требуемый специальный стаж 25 лет.
Таким образом, решение ответчика от 07.03.2017г. за № об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии, суд считает незаконным.
При определении даты назначения выплаты, суд учитывает положения ст.4 Федерального закона № 84-ФЗ от 10.05.2010 «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций уголовной промышленности» согласно которым назначение доплаты к пенсии, а также перерасчет ее размера производятся с 1 февраля, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 1 октября по 31 декабря предшествующего года.
Истец обратился с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии к ответчику 29.12.2016г., поэтому суд считает, что доплата истцу должна быть назначена с 01.02.2017г.
На основании ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Климанова В.П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии, обязании включить период обучения в специальный стаж и назначении дополнительного социального обеспечения, полностью удовлетворить.
Признать решение Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) № от <дата> об отказе Климанову В.П., <дата> года рождения, уроженцу <адрес>, в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010г. №84-ФЗ, незаконным.
Обязать Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное), находящееся по адресу в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области по пер. Электрический, 12, зарегистрированного в качестве юридического лица 01.07.2016 года за ОГРН 1164205068488, ИНН 4246020766:
- включить Климанову В.П., <дата> года рождения, уроженцу <адрес>а <адрес>, в специальный стаж, дающий право на назначение дополнительного социального обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010г. №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», в календарном порядке период обучения в Профессионально-техническом училище № <адрес> с <дата> по <дата>
- назначить Климанову В.П. дополнительное социальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010г. №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» с 01.02.2017 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Анжеро-Судженске и Ижморском районе Кемеровской области (межрайонное) в пользу Климанова В.П. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме составлено 17.07.2017 года.