Дело № 2-385/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Гульновой Н.В.,
при секретаре Ворошиловой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области
15 июня 2018 года
гражданское дело по иску Тихонова Н.А., Тихоновой ГИ, Тихонова АН к Администрации Анжеро-Судженского городского округа Кемеровской области о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Тихонов Н.А., Тихонова Г.И., Тихонов А.Н. обратились к Администрации Анжеро-Судженского городского округа Кемеровской области с иском о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма, отвечающим санитарным и техническим нормам, в черте города Анжеро-Судженска, общей площадью не менее 38,2 кв.м.
Свои требования мотивируют тем, что Тихонов Н.А. является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: <адрес> на основании договора социального найма от <дата> №, в данной квартире зарегистрированы и проживает всей семьей из троих человек с 1992 года. Их семья состоит в очереди на улучшение жилищных условий с <дата>. По состоянию на 2017 год номер их очереди - №. Сын инвалид <...>, состоит на очереди как инвалид, на 2017 год номер его очереди составляет № по категории «инвалид». Указанная квартира, общей площадью 38,2 кв.м., состоит из 2-х комнат, расположена в бараке 1939 года постройки, на 2009 год имеет 65% износа. Указанный дом решением МВК от <дата> № включен в реестр ветхого и аварийного жилого фонда, признан ветхим и непригодным для проживания. В квартире проживать невозможно, поскольку дом постоянно подтапливается, он переломился и проваливается под землю, фундамент отсутствует, отваливается штукатурка, трескаются потолки. Температура воздуха в зимний период, особенно в морозы, не поднимается выше 10 градусов, штукатурка осыпается на голову жильцам квартиры, крыша провалилась, в квартире страшно находиться, поскольку проживание в таких условиях опасно для их жизни и здоровья. На протяжении всего времени ответчик не принимает никаких мер по переселению их из ветхого жилья, дом рушится, гниют потолочные балки, есть вероятность, что потолок упадет на голову. Указанный жилой дом признан не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодным для проживания, что в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57, ст. 89 ЖК РФ влечет у администрации Анжеро-Судженского городского округа обязанность предоставить им во внеочередном порядке другое жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому помещению.
Просят суд обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского предоставить им во внеочередном порядке по договору социального найма, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, в черте города Анжеро-Судженска, общей площадью не менее 38,2 кв.м.
Определениями Анжеро-Судженского городского суда от 14.06.2018 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечён Тихонов С.Н.
Истец Тихонов А.Н. в суд не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании истцы Тихонов Н.А., Тихонова Г.И. на требованиях настаивали. Тихонов А.Н. добавил, что в данном жилом помещении невозможно проживать, поскольку в доме сырость, плесень, в подполе вода. В связи с чем, у них всех имеются хронические заболевания, постоянно принимают лекарства. Его сын Тихонов А.Н. является инвалидом, у него также имеются хронические заболевания, есть аллергия на сырость. Проживание в таких условиях с инвалидом невозможно.
В судебном заседании представитель истца Тихонова Н.А. – Аносова Д.К., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, указала, что проживание в данном доме небезопасно для истцов.
Представитель ответчика Администрации Анжеро-Судженского городского округа Килина Е.В., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении исковых требований истцам отказать, суду пояснила, что в программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда», в соответствии с Законом от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ» на 2014-2017 года дом не был включен, так как программа предусматривала расселение домов с актами МВК до 01.01.2012 года.
В судебном заседании третье лицо Тихонов С.Н., суду пояснил, что не возражает против удовлетворения заявленных требований, заявлять самостоятельные требования не намерен, проживает в другом жилье.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). Малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившим в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со ст.49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу п.6 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки, о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания, о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения сроках отселения жильцов.
Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
На основании подп. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (ст. 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат в коммунальной квартире.
Признание жилого помещения непригодным для проживания в силу п. п. 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит, в этом случае, в соответствии со ст. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди.
Из материалов дела следует и установлено судом, что истцы зарегистрированы в 2х-комнатной квартире по <адрес>, общей площадью 38,2 кв.м., жилой площадью 24 кв.м. Истец - Тихонов Н.А. зарегистрирован по указанному адресу с <дата>, его жена - Тихонова Г.И., сын -Тихонов А.Н. с <дата>, что следует из справки МП «ЕРКЦ» от <дата> (л.д.12).
Согласно договору социального найма № от <дата> жилого помещения по адресу <адрес>2, общей площадью 38,2 кв.м., ответственным нанимателем жилого помещения является истец – Тихонов Н.А. Совместно с нанимателем в данное жилое помещение вселены в качестве членов его семьи жена – Тихонова Г.И., сын – Тихонов А.Н. (л.д.13-14).
Согласно акту и заключению межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания№ от <дата>, указанный жилой дом признан непригодным для проживания, в связи с его физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом (л.д.36-37).
Согласно справке Филиала №1 БТИ г.Анжеро-Судженска ГПКО «ЦТИ КО» от 01.03.2018 г. за истцами в личной собственности жилья не значится.
Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (л.д.15-17) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах истцов на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества отсутствует. Также отсутствует у истцом в собственности жилые помещения и в иных регионах Российской Федерации (лд.122,123,145).
В соответствии со справкой жилищного отдела Администрации Анжеро-Судженского городского округа № 513 от 01.08.2017 года (л.д.11) истец Тихонов А.Н. и его семья в составе 4-х человек с <дата> состоит на очереди на улучшение жилищных условий. По состоянию на <дата> год общая очередь составляет №, по категории «инвалид» №.
Согласно ответам Администрации Анжеро-Судженского городского округа, дом по <адрес> в региональную адресную программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда» на 2014-2017 годы не включен, поскольку программа предусматривает расселение домов с актами МВК до <дата> (л.д.27-28).
В соответствии с заключением эксперта НЭУ ООО «<...>» № от <дата>, многоквартирный жилой дом по <адрес>2 в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, создаёт опасность для проживающих в нём граждан, так как обнаруженные дефекты создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей. Дом не подлежит капитальному ремонту, находится в состоянии технически непригодным для эксплуатации (л.д. 61-108). Заключение эксперта также согласуется с заключением межведомственной комиссии о несоответствии дома по <адрес>2 требованиям, предъявляемым к жилому помещению в связи с его физическим износом, по которым указанный жилой дом признан непригодным для проживания (л.д.37).
Доказательств, подтверждающих, что данный дом подлежит ремонту и реконструкции, безопасен для проживания, ответчиком не представлено.
В подтверждение своего материального положения, малоимущности истцами в материалы дела представлены: справка <...> №, подтверждающая, что истцу Тихонову А.Н. присвоена <...> группа инвалидности бессрочно (л.д.10); справка УПФР в <адрес> (межрайонное) о том, что Тихонову А.Н. с <дата> назначена государственная социальная пенсия бессрочно, по состоянию на <дата> ее размер составляет <...> рублей (л.д.114); справка УПФР в г. Анжеро-Судженске, Кемеровской области (межрайонное) о том, что Тихоновой Г.И. с <дата> назначена страховая пенсия по старости, по состоянию на <дата> ее размер составляет <...> руб. (л.д.115); справка УПФР в <адрес> (межрайонное) о том, что Тихонов Н.А. с <дата> назначена страховая пенсия по старости, по состоянию на <дата> ее размер составляет <...> руб. (л.д.116); копии трудовых книжек Тихоновой Г.И. и Тихонова Н.А., из которых следует, что истцы нигде не работают (л.д.117-118); согласно справкам ОГИБДД ОМВД по Анжеро-Судженскому городскому округу от 14.06.2018г. за истцами Тихоновой Г.И. и Тихоновым А.Н. транспортные средства не значатся. Тихонову Н.А. принадлежит автомобиль <...>. (лд. 139-141).
Из справок пенсионного органа в отношении Тихонова А.Н., сына истца являющегося инвалидом <...>, следует, что ему помимо пенсии <...> руб., также установлена ЕДВ в размере <...> руб., а Тихоновой Г.И. ФСД в размере <...> руб. (лд.143).
Анализируя указанные выше положения закона, суд приходит к выводу, что для удовлетворения заявленных истцом исковых требований о предоставлении ответчиком вне очереди жилого помещения на основании п.1ч.2 ст.57 ЖК РФ необходимо наличие следующих условий в совокупности:
жилье, в установленном законом порядке, должно быть признано непригодным для проживания,
истцы не должны иметь на праве собственности или на основании договора социального найма иного жилья,
проживать в муниципальном образовании - Анжеро-Судженский городской округ,
должны быть признаны малоимущими лицами,
признанными по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ (например, Постановление от 16 декабря 1997 г. N 20-П, Определения от 15 февраля 2005 г. N 17-О, от 5 марта 2009 г. N 376-О-П, от 17 января 2013 г. N 36-О), провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Согласно Закону Кемеровской области «О величине прожиточного минимума пенсионера в Кемеровской области на 2018г.» величина прожиточного минимума пенсионера на 2018г. составляет <...> руб., 1,5 прожиточных минимума составляют <...>., на троих человек сумма прожиточного минимума составит <...> руб.
Из представленных суду сведений следует, что общий доход на семью истцов Тихоновых, состоящих из 3-х человек, с учётом ФСД Тихоновой Г.И. в размере <...> руб. составляет <...> руб.
Таким образом, судом установлено, что истцы Тихонова Г.И. и Тихонов Н.А. являются пенсионерами, на их иждивении находится сын – Тихонов А.Н. (истец по делу), который является инвалидом с детства, при этом сумма получаемой им доплаты к пенсии (ЕДВ) имеет целевое назначение для возмещение затрат на лекарства как инвалиду, которые ему жизненно необходимы, соответственно суд полагает, что она не подлежит включению в общий доход семьи. Истцы имеют общий доход, состоящий из пенсий и ФСД Тихоновой Г.И. в общей сумме <...> руб., других доходов не имеют. Суд полагает, что поскольку данная сумма в размере <...> руб. незначительно превышает сумму <...> руб., данная разница не позволит гражданам приобрести в собственность какое-либо жилое помещение, равно как и наличие автомобиля <...> у Тихонова Н.А., в связи с чем, истцы могут быть отнесены к категории малоимущих граждан.
Проанализировав данные обстоятельства в совокупности с приведенными выше нормами законодательства, суд приходит к выводу, что требования истцов основаны на законе.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные истцами требования, предъявленные к ответчику, суд исходит из того, что истцам до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма не предоставлено, а у ответчика – Администрации Анжеро-Судженского городского округа, в силу пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ, 86,89 ЖК РФ, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», возникла обязанность по предоставлению истцам во внеочередном порядке жилого помещения.
Кроме того, как следует из разъяснений в абз. 5 раздела 3 «Обзора судебной практики по делам связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 года, в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).
Исходя из данной правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел по искам граждан о предоставлении другого жилого помещения по договору социального найма вне очереди в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу необходимо принимать во внимание наличие решения Межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, установленные органом местного самоуправления срока сноса, а также опасность проживания в доме для жизни и здоровья человека с учетом состояния дома, критериев, по которым дом признан аварийным, и других обстоятельств.
Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение в котором проживает гражданин представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, срока отселения граждан из аварийного жилья, в том числе и срока реализации целевых программ по жилью и суд в таком случае может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Доводы ответчика об отсутствии возможности включить <адрес> в настоящий момент в региональную адресную программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья» суд во внимание не принимает, поскольку финансирование за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства является дополнительным источником финансирования данных расходов, отсутствие денежных средств в бюджете муниципального образования, а также отсутствие свободного муниципального жилищного фонда не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Таким образом, проанализировав данные обстоятельства в совокупности с приведенными выше нормами законодательства, суд приходит к выводу, что требования истцов основаны на законе:
Истцы проживают в доме, признанном в установленном порядке аварийным и непригодным для проживания, состоят на учете жилищного отдела Администрации Анжеро-Судженского городского округа в качестве граждан, нуждающихся в жилье, иного жилья во владении не имеют, Следовательно, у администрации Анжеро-Судженского городского округа возникла обязанность предоставить им благоустроенное жилое помещение взамен аварийного, непригодного для проживания по договору социального найма соответствующее санитарным и техническим требованиям в черте <адрес>, общей площадью не менее 38,2 кв.м. во внеочередном порядке.
Руководствуясь ст.193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить Тихонову НА, <дата> года рождения, уроженцу <адрес>, Тихоновой ГИ, <дата> года рождения, уроженки <адрес>, Тихонову АН, <дата> года рождения, уроженцу <адрес>, проживающих по адресу <адрес>, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте г.Анжеро-Судженска, общей площадью не менее 38,2 кв.м. во внеочередном порядке.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с даты изготовления решения в мотивированном виде путем подачи апелляционной жалобы через Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области.
В мотивированном виде решение суда изготовлено 15.06.2018г.
Председательствующий: