П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
г. Иркутск 31 октября 2016 года
Мировой судья судебного участка № 23 <АДРЕС> района г.Иркутска Карпова О.В., рассмотрев дело № 5-416/2016 об административном правонарушении в отношении <ФИО1>, <ДАТА2>, урож. г. <АДРЕС> обл., гражданина РФ, пенсионера, инвалида 2 группы, женатого, зарегистрированного и проживающего по адресу: г.Иркутск, <АДРЕС>, 168 - 9, привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
На рассмотрение мирового судьи поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении <ФИО1>
Дело рассмотрено с участием <ФИО1>, который вину в совершении вменяемого административного правонарушения не признал. По существу заданных вопросов пояснил, что транспортным средством не управлял, сотрудники ГИБДД подошли к нему, когда он выходил из кафе гостиницы, в которой остановился на ночь; кроме того, когда он продувал в прибор, понятые не присутствовали, их остановили позже, они ничего не видели, просто расписались в протоколах.
Защитник <ФИО1> на основании ордера <ФИО2> полагал в судебном заседании, что производство по делу об административном правонарушении в отношении <ФИО1> подлежит прекращению, поскольку протокол об административном правонарушении в отношении него был составлен должностным лицом с грубым нарушением требований КоАП РФ, а именно: неизвестным лицом в него внесены дополнения в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности. В подтверждение своих доводов защитник представил копию протокола об административном правонарушении, врученную должностным лицом <ФИО1>, которая приобщена к материалам дела.
Заслушав пояснения <ФИО1>, доводы его защитника <ФИО2>, исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства с учетом их относимости и допустимости, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 12.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Согласно ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В материалы дела представлены протокол 75 ЗГ № 090837 от 30 июля 2016 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, и акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения 75 АУ № 016890 от 30 июля 2016г.
Как следует из протокола об административном правонарушении, 30 июля 2016г. в 14 час. 12 мин. на 885 км. ФАД Р-258 <ФИО1> управлял транспортным средством Ниссан Санни, государственный регистрационный знак В 860 НТ, регион 75, в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
При сопоставлении указанного протокола об административном правонарушении и его копии, представленной защитником <ФИО2>, установлено, что в протокол внесены дополнения в части описания существа нарушения и его объективной стороны, а именно: протокол дополнен фразой «если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния».
В силу требований ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 5 названной нормы закона протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
В судебном заседании установлено, что в протокол об административном правонарушении 75 ЗГ № 090837 от 30 июля 2016 года, составленный в отношении <ФИО1>, были внесены исправления, которые не оговорены должностным лицом и не заверены, в связи с чем определить, кем и когда были внесены данные исправления, не представляется возможным.
В соответствии с п. 36 Административного регламента Министерства внутренних дел РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД РФ от <ДАТА5> № 185, внесенные исправления (дополнения) в процессуальные документы должны быть оговорены и заверены подписью сотрудника, составившего процессуальный документ. Соответствующие участники производства по делу об административном правонарушении должны быть ознакомлены под роспись с внесенными исправлениями (дополнениями), а при невозможности этого, копия исправленного (дополненного) процессуального документа высылается им в течение трех дней со дня внесения исправления (дополнения). В случае отказа указанных лиц от подписи об этом делается соответствующая запись в процессуальном документе.
Названные требования закона при составлении протокола об административном правонарушении в отношении <ФИО1> должностным лицом не выполнены.
Как пояснил в судебном заседании <ФИО1>, о внесении каких-либо изменений в протокол об административном правонарушении ему известно не было, в органы ГИБДД его по данному поводу не вызвали, копию протокола с изменениями он не получал.
Изложенные доводы материалами дела не опровергнуты.
Кроме того, в силу требований ст. 27.12 КоАП РФ, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения осуществляется должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида в присутствии двух понятых.
Порядок освидетельствования на состояние алкогольного опьянения лица, которое управляет транспортным средством установлен «Правилами освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформление его результатов», утвержденными Постановлением Правительства РФ от <ДАТА6> № 475 (далее - Правила).
Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения проводится должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно- технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти - также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии 2 понятых (п. 4 Правил).
Согласно акту 75 АУ № 016890 от 30 июля 2016г., в присутствии понятых <ФИО3> и <ФИО4> проведено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения <ФИО1>
Вместе с тем, подпись понятого <ФИО4> в соответствующей графе акта отсутствует, что ставит под сомнение участие данного гражданина при освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения <ФИО1>
Таким образом, доводы <ФИО1> о том, что при осуществлении процессуальных действий в отношении него понятые не присутствовали, материалами дела не опровергнуты.
При таких условиях суд приходит к выводу о том, что освидетельствование <ФИО1> на состояние алкогольного опьянения проведено должностным лицом с нарушением требований КоАП РФ и Правил. При составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом также были допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ, которые не позволяют суду принять протокол об административном правонарушении в качестве допустимого доказательства по делу.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
С учетом изложенного, акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения 75 АУ № 016890 от 30 июля 2016г. и протокол 75 ЗГ № 090837 от 30 июля 2016 года об административном правонарушении суд признает недопустимыми доказательствами по данному делу.
В соответствии с положениями ч. 3, ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу требований ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При таких условиях суд приходит к выводу об отсутствии в действиях <ФИО1> состава вменяемого административного правонарушения.
В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 1.5, 24.5, 29.9 КоАП РФ, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, в отношении <ФИО1>, <ДАТА2>, - прекратить.
Постановление может быть обжаловано в <АДРЕС> районный суд г. Иркутска через мирового судью судебного участка № 23 <АДРЕС> района г. Иркутска в течение десяти дней с момента получения или вручения копии постановления.
Мировой судья О.В. Карпова