Дело № 2-289/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Арти 25 июля 2012 г.
Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Прибыткова И.Н.,
при секретаре Мангилевой Ю.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Артинского района в интересах Степановой В. П. к Администрации Артинского городского округа о признании незаконным заключения Межведомственной комиссии Артинского городского округа по признанию жилых домов пригодными (непригодными) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ, возложении на Межведомственную комиссию обязанности принять решение о признании одной второй части жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, принадлежащего Степановой В. П., аварийным подлежащим сносу, и включить Степанову В. П. во внеочередной список нуждающихся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ
<адрес> в порядке ст.45 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации в интересах Степановой В. П. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Артинского городского округа о признании незаконным заключения Межведомственной комиссии Артинского городского округа по признанию жилых домов пригодными (непригодными) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ, возложении на Межведомственную комиссию обязанности принять решение о признании одной второй части жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, принадлежащего Степановой В. П., аварийным подлежащим сносу, и включить Степанову В. П. во внеочередной список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В исковом заявлении указано, что Степанова В.П., согласно Постановления главы Артинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ, поставлена на учет в качестве малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий в общий список очередности. Степанова В.П. проживает в <адрес>, который приобрела в ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи.
ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия, назначенная Постановлением Главы Артинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ, провела обследование одной второй части 2-х квартирного жилого дома, принадлежащей Степановой В.П.
В ходе обследования было установлено следующее:
Одна вторая часть 2-х квартирного жилого дома: год постройки в БТИ не зафиксирован, одноэтажный, деревянный. При визуальном осмотре установлено, что основные конструкции здания фундамент – бутовый заливной, проводилась подливка – состояние неудовлетворительное, стены – сопряжения бревен гнилое, со стороны двора стена дома прогнулась, внутри помещения стены оштукатурены, общее состояние стен неудовлетворительное ; оконные блоки, переплеты, подоконные доски – состояние неудовлетворительное, требуется полная замена, входная дверь – состояние неудовлетворительное; кровля шиферная – состояние неудовлетворительное; обрешетка гнилая требуется полная замена, на момент проверки в подполье стояла вода; полы имеют видимый уклон – состояние неудовлетворительное. Отопление печное, печь находится в неисправном состоянии. Водопровод отсутствует. Надворные хозяйственные постройки – состояние неудовлетворительное. В результате проведенного обследования комиссия пришла к выводу о том, что ? часть двухквартирного жилого дома, расположенного по адресу <адрес> непригоден для постоянного проживания, т.к. для приведения в состояние пригодное для проживания требуются значительные затраты на восстановление конструктивных элементов. Данные обстоятельства подтверждаются актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ
На основании указанного выше акта Комиссия приняла заключение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому одна вторая часть жилого дома в <адрес> непригодна для постоянного проживания. По мнению прокурора указанное Заключение является незаконным, поскольку не соответствует требованиям ст.47 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". До должен быть признан аварийным, а Степанова В.П. должна быть включена во внеочередной список нуждающихся в жилье и улучшении жилищных условий.
Помощник прокурора Гаина Л.П. исковые требования поддержала частично, а именно просила признать незаконным заключение Межведомственной комиссии Артинского городского округа по признанию жилых домов пригодными (непригодными) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ и возложить на Межведомственную комиссию обязанность принять решение о признании одной второй части жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, принадлежащего Степановой В. П., аварийным подлежащим сносу. В части возложения обязанности включить Степанову В. П. во внеочередной список нуждающихся в улучшении жилищных условий, представитель прокуратуры исковые требования не поддержала в связи с фактическим исполнениям ответчиком данных требований.
Истец Степанова В.П. и ее представитель по доверенности Степанова Н.Г. в судебное заседание не явились, уведомлялись о месте и времени судебного заседания заказной корреспонденцией, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не представили, в связи с чем судом было принято решение о рассмотрении дела в отсутствие данных лиц.
Представитель ответчика Администрации Артинского городского округа Козлов С.В. заявленные требования признал частично, указав, что в части признания незаконными заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, он с доводами представителя истца соглашается и данные требования признает. В части возложения обязанности принять решение о признании части жилого дома аварийным, подлежащим сносу, представитель ответчика иск не признает, поскольку доказательств аварийности дома не представлено, и данный вопрос может быть разрешен межведомственной комиссией только после повторного обследования жилого дома.
Суд, заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства по делу, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям.
Степанова В.П. является Ветераном Великой Отечественной Войны, инвалидом 1-й группы. В собственности Степановой В.П. имеется одна вторая жилого дома по адресу: <адрес>. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
ДД.ММ.ГГГГ постоянно действующая межведомственная комиссия по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания Администрации Артинского городского округа, утвержденная постановлением Главы Артинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании межведомственной постоянно действующей комиссии для оценки жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда на территории Артинского городского округа» провела обследование одной второй части двухквартирного жилого дома в <адрес>.
Как следует из акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, одна вторая часть 2-х квартирного жилого дома: год постройки в БТИ не зафиксирован, одноэтажный, деревянный. При визуальном осмотре установлено, что основные конструкции здания фундамент – бутовый заливной, проводилась подливка – состояние неудовлетворительное, стены – сопряжения бревен гнилое, со стороны двора стена дома прогнулась, внутри помещения стены оштукатурены, общее состояние стен неудовлетворительное ; оконные блоки, переплеты, подоконные доски – состояние неудовлетворительное, требуется полная замена, входная дверь – состояние неудовлетворительное; кровля шиферная – состояние неудовлетворительное; обрешетка гнилая требуется полная замена, на момент проверки в подполье стояла вода; полы имеют видимый уклон – состояние неудовлетворительное. Отопление печное, печь находится в неисправном состоянии. Водопровод отсутствует. Надворные хозяйственные постройки – состояние неудовлетворительное.
Согласно Заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, в результате проведенного обследования комиссия пришла к выводу о том, что одна вторая часть двухквартирного жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, непригоден для постоянного проживания, Для приведения в состояние пригодное для проживания требуются значительные затраты на восстановление конструктивных элементов. Комиссия приняла решение о непригодности одной второй части жилого дома для постоянного проживания.
Согласно п. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу п. 3 ст. 2 названного Кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч.1 Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнении п.3 ч.1 ст.51 Жилищного Кодекса Российской Федерации Правительством РФ 28 января 2006 года было принято Постановление № 47, которым утверждено Положение «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Органом местного самоуправления создана постоянно действующая межведомственная комиссия по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания Администрации Артинского городского округа, на основании постановления Главы Артинского городского округа от 26.12.2008г. № 788 «О создании межведомственной постоянно действующей комиссии для оценки жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда на территории Артинского городского округа».
В соответствие с п.47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Перечень решений, которые может вынести комиссия, является исчерпывающим.
Судом установлено, что в своем заключении от ДД.ММ.ГГГГ Комиссия не приняла ни одного из вышеперечисленных решений, установленных требованиями федерального законодательства.
Таким образом заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по обследованию части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, является незаконным, в данной части исковые требования подлежат удовлетворению, и на ответчика подлежит возложению обязанность устранения указанных нарушений.
Указанные требования прокурора были заявлены в порядке главы 25 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, об оспаривании решений, действий (бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
При данных обстоятельствах судом, может быть принято решение о признании обжалуемого решения незаконным, и устранении выявленных нарушений. При этом суд не может своим решением отменять обжалуемое решение и указывать каким образом устранять допущенные нарушения закона.
Таким образом, требования прокурора о возложении на Межведомственную комиссию обязанности принять решение о признании одной второй части жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, принадлежащего Степановой В. П., аварийным подлежащим сносу, не основано на законе и удовлетворению не подлежит.
Исковые требования прокурора о включении Степановой В. П. во внеочередной список нуждающихся в улучшении жилищных условий ответчиком фактически исполнены, что подтверждается Распоряжением Главы администрации Артинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении Степановой В.П. во внеочередной список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При данных обстоятельствах суд принимает отказ истца от данной части исковых требований, в связи с фактическим исполнением.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования прокурора Артинского района в интересах Степановой В. П. к Администрации Артинского городского, удовлетворить частично.
Признать заключение Межведомственной комиссии Артинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ по обследованию одной второй части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным.
Обязать орган местного самоуправления – Администрацию Артинского городского округа устранить в полном объеме допущенные нарушения закона.
В удовлетворении исковых требований прокурора Артинского района в интересах Степановой В. П. о возложении на Межведомственную комиссию обязанности принять решение о признании одной второй части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Степановой В. П., аварийным подлежащим сносу – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд через Артинский районный суд Свердловской области в месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Прибытков И.Н.
Копия верна: Прибытков И.Н.