Дело № года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Архаринский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Каралаш З.Ю.,
секретаря судебного заседания ФИО4,
с участием помощника прокурора <адрес> Ёшина Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю главе КФХ ФИО1 о возложении обязанности стать на учет в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по <адрес> в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду, произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю главе КФХ ФИО1 о возложении обязанности стать на учет в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по <адрес> в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду, произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду, обосновывая требования тем, что прокуратурой <адрес> в рамках надзора за исполнением федерального законодательства проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользования в части исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду обязанности по постановке на учет в качестве плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду, производстве платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В ходе проведённой проверки установлено следующее.
Индивидуальный предприниматель глава КФХ ФИО2 зарегистрирован в ЕГРЮЛ за ОГРН 307281305300018. Основным видом деятельности главы КФХ ФИО2 является растениеводство.
Согласно информации представленной начальником отдела Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники <адрес>, за индивидуальным предпринимателем главой КФХ ФИО2 зарегистрировано 2 единицы техники: комбайн З/У РСМ-101 «Вектор», трактор колесный Беларус-1523.
При эксплуатации указанной техники образуются виды отходов различных классов опасности: второго класса - отработанные аккумуляторы; третьего класса - отработанные масла, фильтры, обтирочный материал, загрязнённый маслами; четвёртого класса - покрышки отработанные.
Таким образом, установлено, что в процессе владения и пользования вышеназванными транспортными средствами индивидуальным предпринимателем главой КФХ ФИО2 осуществляется негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно информации Управления Росприроднадзора по <адрес> индивидуальный предприниматель глава КФХ ФИО2 на учёте в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по <адрес> в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду не состоит, следовательно, не производит внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Бездействием, выразившимся в непринятии мер по постановке на учёт в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по <адрес> в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду индивидуальный предприниматель глава КФХ ФИО2 нарушает требования федерального законодательства, а именно Федерального закона «Об охране окружающей среды», постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 632, которым утвержден Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды.
На основании изложенного прост суд обязать индивидуального предпринимателя главу КФХ ФИО2 стать на учет в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по <адрес> в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду, произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик индивидуальный предприниматель глава КФХ ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по <адрес> в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, представил суду письменный отзыв, из которого следует, что невыполнение требований законодательства об охране окружающей среды индивидуальным предпринимателем главой КФХ ФИО2 нарушает не только интересы Российской Федерации, <адрес>, муниципального образования в области охраны окружающей среды, но и права граждан на благоприятную среду, гарантированные ст.42 Конституции РФ, поскольку администрация, оказывая в силу своей деятельности негативное воздействие на окружающую среду, плату, денежные средства от которой направляются на природоохранные мероприятия, не вносит.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель глава КФХ ФИО2 в качестве природопользователя, осуществляющего негативное воздействие на окружающую среду и вносящего плату, в Управлении не состоит.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.
<адрес> в рамках надзора за исполнением федерального законодательства проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользования в части исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду обязанности по постановке на учет в качестве плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду, производстве платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В результате проверки установлено и подтверждается материалами дела, что индивидуальный предприниматель глава КФХ ФИО2 зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц, имеет основной государственный регистрационный номер 3072813053000018 зарегистрирован по адресу <адрес>, осуществляет эксплуатацию 2 единицы техники: комбайн З/У РСМ-101 «Вектор», трактор колесный Беларус-1523 и не состоит на учете в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В силу ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно «Методике проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом)», согласованной Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды и гидрометеорологии ДД.ММ.ГГГГ № и утвержденной Министерством транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ, при эксплуатации автотранспорта в атмосферный воздух осуществляется выброс таких загрязняющих веществ, как диксиод азота, оксид азота, оксид углерода, диоксид серы.
Суд считает, что осуществляемая индивидуальным предпринимателем главой КФХ ФИО2 деятельность по эксплуатации транспортных средств оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а так же при эксплуатации указанной техники образуются виды отходов различных классов опасности: отработанные аккумуляторы; отработанные масла, фильтры, обтирочный материал, загрязнённый маслами; покрышки отработанные.
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
Аналогичная правовая позиция содержится в определении Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 284-О «По запросу Правительства РФ о проверке конституционности Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и ст. 7 ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ».
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством РФ (п. 3 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
При этом плательщики платы за негативное воздействие на окружающую среду ставятся на учет в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду; стационарному или передвижному (транспортные средства, работающие на бензине, дизельном топливе, керосине, сжижено (сжатом) нефтяном или природном газе).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещения отходов, других виды вредного воздействия», Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, сверхлимитным является загрязнение, в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, утвержденных лимитов на размещение отходов.
Пунктами 1 и 2 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду», плату за негативное воздействие на окружающую среду подлежит вносить по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом является квартал.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору).
Судом установлено, что индивидуальный предприниматель глава КФХ ФИО2 не состоит в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и не производил расчет и оплату за негативное воздействие на окружающую среду, однако в силу прямого предписания вышеуказанных норм федеральных законов ответчик обязан встать на учет в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду и производить оплату за негативное воздействие на окружающую среду.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что требования прокурора направлены на обеспечение реализации индивидуальным предпринимателем главой КФХ ФИО2 полномочий, возложенных на него федеральным законом, и направлено на обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.196 ч.3 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Учитывая изложенное, а также то, что в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств обратного в судебное заседание ответчиком представлено не было, суд считает, что заявленные исковые требования прокурора <адрес> в этой части подлежат удовлетворению.
Согласно ст.206 ч.2 УПК РФ в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает, что срок, который просит установить прокурор, является достаточным для исполнения ответчиком обязанности стать на учет в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по <адрес> в качестве плательщика за негативное воздействие на окружающую среду и произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора <адрес>, удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя главу КФХ ФИО2 встать на учет в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по <адрес> в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду, произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: З.Ю. Каралаш
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.