РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сочи
04.06.2015 г.
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Качур С.В.,
при секретаре судебного заседания Лебединской М.П.,
с участием заявителя Зеленской М.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Зеленской М. А. об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, обязании утверждения схемы расположения земельного участка,
установил:
Зеленская М.А. оспаривает отказ органа местного самоуправления, просит суд признать незаконным отказ Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи в утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г.Сочи, Центральный район, в районе дома <адрес> и обязать администрацию г.Сочи утвердить проект границ земельного участка, площадью 68,8 кв.м, расположенного по адресу: г.Сочи, Центральный район, в районе дома <адрес>.
В обоснование требований указывает, что ей на праве собственности принадлежит хозблок общей площадью 65,9 кв.м по <адрес>. Данный хозблок предназначен под жилье, расположенном на земельном участке при жилом доме <адрес>. Она и ее семья в составе 6 человек были зарегистрированы по <адрес>, и состоят на очереди на улучшении жилищных условий. Поэтому она не могла данный хозблок перевести в жилой, так как ее бы сняли с очереди на получения квартиры. Ввиду того, что дом № в 2011 г. был признан аварийным и подлежит сносу, им администрация г.Сочи выделила однокомнатную квартиру по <адрес>. Так как квартира маленькая и они все туда не могут переехать, она решила оформить хозблок как жилой дом.
Для перевода в жилой дом ей необходимо предоставить документы на землю под хозблок.
17.04.2014 г. она обратилась в МИГ г.Сочи о проведении межевания земельного участка, занимаемым хозблоком. Получив технический отчет по инженерно-геодезическим изысканиям, она обратилась в ООО "Землестрой" для получения схемы земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации хозблока по <адрес>, в районе жилого дома №, Центрального района г.Сочи. Получив схему, она сдала ее в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи на согласование, где принято решение об отказе в ее согласовании виду того, что данный хозблок является объектом вспомогательного назначения, объектом, предназначенным для обслуживания основного здания, поэтому формирование земельного участка, фактически занятым хозблоком возможно при формировании земельного участка, занятого основным зданием.
Согласно судебного акта от 20.11.2003 г. хозблок был признан правомерным строением, расположенном на земельном участке при жилом доме <адрес> и не является вспомогательным строением основного объекта, так как стоит отдельно от основного объекта.
Администрацией г.Сочи, Управлением муниципального земельного контроля, был произведен осмотр данного земельного участка и вынесен акт, где указано что данный земельный участок под хозблоком примыкает к земельному участку с кадастровым номером № по <адрес>, так же данный земельный участок не сформирован в установленном порядке, на государственный кадастровый учет не поставлен, относится к землям не разграниченной государственной собственности и находится в ведении муниципального образования города-курорта Сочи, а земельный участок под основным объектом сформирован.
Заявитель указывает, что на основании ст.36 ЗК РФ граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" п.3 ст.28 собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, - на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон. Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу ч.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Вместе с тем в этой норме закона дополнительно указано, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте, если федеральным законодательством разрешено такое предоставление.
В соответствии с ч.7 ст.37 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном земельном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровые работы и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
В судебном заседании заявитель требования заявления поддержал.
Заинтересованное лицо - администрация г.Сочи в судебное заседание представителя не направило, о слушании дела извещено надлежащим образом, возражений по требованиям и их обоснованию суду не представило, о причинах неявки не сообщило, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело без участия заинтересованного лица в соответствии с требованиями ст.167 и ч.2 ст.257 ГПК РФ.
Изучив доводы представителя заявителя, материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
В силу ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых, нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. В соответствии со ст.46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
Из разъяснений, данных в п.28 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда РФ следует, что, исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
На основании решения мирового судьи судебного участка № 105 Центрального района г.Сочи от 26.11.2003 г. Зеленская М.А. является собственником двухэтажного хозяйственного блока литер З, З1, площадью 65,9 кв.м, расположенного в г.Сочи, <адрес>, запись регистрации права от 28.04.2006 г. №. Как следует из решения мирового судьи хозяйственный блок является вспомогательным строением к квартире № данного дома, где проживает заявитель.
Зеленская М.А. просила согласовать схему расположения земельного участка, занятого принадлежащим ей хозяйственным блоком, но Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи письмом от 14.01.2015 г. № в согласовании схемы было отказано, ввиду того, что объект недвижимости, при котором формируется земельный участок, является объектом вспомогательного назначения, предназначенным для обслуживания основного здания – жилого дома <адрес> г.Сочи, а также необоснованность включения самовольных построек (литера Ч, Г4) в границы формируемого земельного участка, необходимость округления показателей площади.
Суд разрешает требования на основании Земельного кодекса РФ, действовавшего до внесения в него изменений, вступивших в законную силу 01.03.2015 г., на момент вынесения оспариваемого решения органа местного самоуправления.
Согласно ст.6 ЗК РФ земельные участки и части земельных участков есть это разные объекты земельных отношений.
В контексте норм Земельного законодательства (п.1 ст.15, ст.22, п.п. 1, 2 ст.28, п.1 ст.36, п.1 ст.37 ЗК РФ) приобретаются вещные и обязательственные права только на земельные участки, на отдельные их части отдельного права не предусмотрено.
В соответствии с абз.2 п.1 ст.36 ЗК РФ собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приобретение права собственности или аренды на земельные участки, занимаемые вышеназванными объектами недвижимости.
Согласно п.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Пунктом 3 ст.36 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим законодательством:, с учетом долей в праве собственности на здание. Согласно п.5 ст.36 ЗК РФ сособственники зданий, строений, сооружений совместно обращаются с заявлением о предоставлении земельного участка.
Таким образом, в свете вышеуказанных норм закона следует, что выбор правовой судьбы вещи неделимого земельного участка может быть определен только актом совместного волеизъявления всех сособственников. Отдельно или врозь один из сособственников (или какой-то их части) решить вопрос о выборе правовой судьбы вещи законом не предусмотрено. Этому корреспондируют также нормы статей 244, 247 ГК РФ, п.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ.
В соответствии с п.3 и п.5 ст.36 ЗК РФ установлен порядок приобретения прав на неделимые земельные участки с расположенными на них зданиями (строениями, сооружениями) с учетом волеизъявления всех сособственников, которым эти здания принадлежат на праве общей долевой собственности. Указанный порядок приобретения прав на неделимые земельные участки имеет особенности по сравнению с общим порядком решения соответствующих вопросов, закрепленным для индивидуальных собственников таких зданий, строений, сооружений. Данный порядок обусловлен различными фактическими и правовыми условиями, в которых находятся индивидуальные собственники и сособственники имущества, а право общей собственности (долевой или совместной) двух или более лиц отличается по правовому режиму от права собственности, принадлежащего одному лицу.
Суд учитывает, что федеральный законодатель в ГК РФ в ст.135 закрепил понятия "главная вещь и принадлежность", при этом вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Кроме того, следует учитывать один из основных принципов земельного законодательства, закрепленный в пп.5 п.1 ст.1 ЗК РФ, устанавливающий единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При указанных обстоятельствах не может быть принято во внимание как достаточное для передачи в собственность заявителя земельного участка, занятого вспомогательным строением при многоквартирном доме <адрес>, принадлежность которого установлена к квартире № указанного многоквартирного дома.
Таким образом, решение органа местного самоуправления об отказе в выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории соответствует положению пп.2 п.2.3 Регламента по предоставлению администрацией г.Сочи муниципальной услуги "Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории," утв. Постановлением администрации г.Сочи от 14.02.2011 г. № 205.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении заявления Зеленской М. А. об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, обязании утверждения схемы расположения земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 09.06.2015 г.
Председательствующий