РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 июня 2016 года Ангарский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Малаховой Т.Г., при секретаре Меркульевой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4, ФИО2 к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению ... «Ангарский педагогический колледж», Обществу с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы условий труда» о возложении обязанности восстановить право на досрочное назначение трудовой пенсии за работу в особых условиях труда, признании действия по завершению специальной оценки условий труда незаконными, признании отчета о проведении специальной оценки условий труда от ** недействительными, применении последствий недействительности, признании незаконным изменение условий труда в отношении учителя учебно-консультационного пункта при исправительном учреждении, о возложении обязанности произвести начисление и уплату страховых взносов по соответствующим тарифам с ** по достижении десятилетнего трудового стажа на работах с осужденными.
У С Т А Н О В И Л:
Истицы обратились с иском в суд, указав, что приказом № от ** приняты на работу с **. учителями учебно – консультационных пунктов (далее - УКП) №, № при исправительных учреждениях №, № ... (работодатель: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение ... «Ангарский педагогический колледж»). В трудовом договоре не были указаны условия труда на рабочем месте, в связи с чем были вынуждены обратиться в суд с требованием к работодателю об исправлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица в части присвоения кода особых условий труда и уплаты дополнительных тарифов в Пенсионный фонд РФ. Согласно решению Ангарского городского суда от **, вступившему в законную силу **., ФИО4, ФИО2, учителям учебно-консультационных пунктов №, № при исправительных учреждениях №, № ... присвоен код особых условий труда (27-ОС) за период работы с ** по **. Код особых условий труда (27-ОС) конкретизирован судом по ** на основании результатов специальной оценки условий труда с установлением 2 класса условий труда, то есть допустимых условий труда на рабочих местах учителей УКП. С ** на основании приказа Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения ... «Ангарский педагогический колледж» № – ОД «О проведении специальной оценки условий труда учителей УКП» проводилась специальная оценка условий труда рабочих мест учителей учебно-консультационных пунктов, расположенных на территории исправительных учреждений №, 7,14,15 .... Считают, что утвержденный отчет о проведении специальной оценки условий труда от ** является недействительным. Проведение СОУТ началось с идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, что в соответствии с п.6 ст.10 закона от ** № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» не осуществляется в отношении рабочих мест работников, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также рабочих мест работников, которым предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Таким образом, рабочие места учителей учебно-консультационных пунктов при исправительных учреждениях не требуют проведения идентификации, они сразу уходят в исследования (измерения факторов). Объем факторов исследований (измерений) в отношении тех рабочих мест, на которых идентификация не проводится, определяется экспертом на основании ранее проведенной АРМ или СОУТ, но с учетом Методики проведения СОУТ согласно п. 9 приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от ** №н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению», а также исходя из предложений работников. В перечне вредных и (или) опасных факторов освещенность рабочей поверхности идентифицируется как потенциально вредный и (или) опасный фактор, но только в исчерпывающем перечне случаев: при выполнении прецизионных работ с величиной объектов различения менее 0,5 мм, при наличии слепящих источников света, при проведении работ с объектами различения и рабочими поверхностями, обладающими направленно-рассеянным и смешанным отражением, или при осуществлении подземных работ. Такие показатели световой среды, как прямая и отраженная блесткость, рекомендуется оценивать на рабочих местах работников, в поле зрения которых присутствуют слепящие источники света, проводящих работу с объектами различения и рабочими поверхностями, обладающими направленно-рассеянным и смешанным отражением (металлы, пластмассы, стекло, глянцевая бумага), у которых имеются жалобы на дискомфорт зрения. В СОУТ согласно Методике и Классификатору ограничен круг рабочих мест, на которых производится оценка напряженности труда. При проведении СОУТ согласно Классификатору напряженность труда оценивается при выполнении работ по диспетчеризации производственных процессов, в т. ч. конвейерного типа, на рабочих местах операторов технологического (производственного) оборудования, при управлении транспортными средствами. Профессия учителя исключена из этого списка. Проводимые измерения на наших рабочих местах по вредным факторам «Световая среда» и «Напряженность труда» не относятся к факторам, по которым приобретается право на досрочную пенсию работникам, занятым в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности. К основным условиям относятся наличие специального страхового стажа продолжительности, установленной ст. 27 п.1, подпунктами 1-21, и ст.27.1 Закона 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от **, вид деятельности в образовательной организации, которая создаётся при учреждении, исполняющем уголовные наказания в виде лишения свободы, а именно постоянная и непосредственная занятость на работах с осужденными, что предусмотрено п.4 Постановления Правительства РФ от ** N 85 "Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда". В классификаторе отсутствуют факторы, характеризующие особые условия труда, поэтому специальная оценка условий труда при назначении льготной пенсии необходима лишь для некоторых категорий сотрудников, для которых специально оговорены показатели (условия) предоставления пенсионных льгот, а именно классы опасности получаемых или применяемых вредных веществ, занятость на горячих участках работ, на добыче полезных ископаемых в карьерах и разрезах глубиной 150 м и ниже и т. п.). Лишь эти категории сотрудников могут утратить право на льготную пенсию, если условия их труда по результатам специальной оценки условий труда не признаны вредными или опасными. Такие правила установлены пунктом 1 указаний Минсоцзащиты России от ** №-У, сохраняющих свою силу в части разъяснения применения Списка № и Списка №, утвержденных постановлением ФИО3 от ** №, при назначении льготной пенсии. В их случае право на досрочную пенсию связано не с вредными физическими или химическими факторами, а с особыми условиями труда (педагогическая деятельность с обучающимися из числа осужденных). В подпункте 1 в строке 040 раздела «Гарантии и компенсации, предоставляемые работнику (работникам), занятым на данном рабочем месте» карты № СОУТ работников от ** указывается отсутствие повышенной оплаты труда работников, что не соответствует действительности. Данная оплата труда отражена в дополнительном соглашении к трудовому договору от **. В подпункте 6 в строке 040 раздела «Гарантии и компенсации, предоставляемые работнику (работникам), занятым на данном рабочем месте» карты № СОУТ работников от ** отсутствует ссылка на список, предусмотренный п.4 Постановления Правительства РФ от ** N 85"Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда", по которому учителю предоставляется право на досрочную пенсию. В сведениях о сотрудниках отсутствует информация о СНИЛС. В перечне рабочих мест не указаны следующие сведения: расположение рабочего места с указанием номера ФИО3 и фактического адреса. Данная информация должна быть максимально подробной и точной. А именно не отражено, что рабочее место находится на территории исправительного учреждения и характер трудовой деятельности учителя заключается в работе с осужденными. Рабочие места, по которым проводилась специальная оценка условий труда, не могут быть признаны аналогичными в силу того, что рабочие места расположены в разных исправительных учреждениях и по разным фактическим адресам, поэтому специальная оценка должна проводиться на всех рабочих местах (ч. 5 ст. 16 Закона N 426-ФЗ). При этом на аналогичных рабочих местах специальную оценку проводят в отношении 20 процентов от общего числа таких мест, но не меньше двух мест (ч. 1 ст. 16 Закона N 426-ФЗ). В отчете о специальной оценке условий труда от ** указан адрес работодателя, что позволяет сделать вывод, что измерения вредных факторов проводились в Ангарском педагогическом колледже. В письме Минтруда России от ** №/В-724 сказано, что если организация зарегистрирована по одному адресу, а рабочие места находятся в другом месте, специальная оценка условий труда проводится по адресу рабочих мест. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов, исходя из этого положения было нарушено наше право присутствовать при оценке условий труда на рабочих местах при исследовании фактора «Напряженность труда» (п.1 ст.5 закона №426 -ФЗ), задавать вопросы специалистам организации, проводящим специальную оценку. В соответствии со ст. 7 ФЗ № от ** «О специальной оценке условий труда» её результаты должны применяться для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников. В строке 050 раздела «Рекомендации по улучшению условий труда, по режимам труда и отдыха по подбору работников карты № СОУТ работников от ** отсутствуют рекомендации по улучшению условий труда. В плане организационно – технических мероприятий по улучшению условий труда работающих и обучающихся колледжа на 2014 – 2015 год не было запланировано мероприятий, относящихся к улучшению условий труда на рабочих местах учебно-консультационных пунктов. Работодатель ГБПОУ «Ангарский педагогический колледж» в лице руководителя обязан предоставить эксперту, осуществляющему идентификацию, необходимые сведения, документы и информацию, которые характеризуют условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий, сертификаты соответствия производственного оборудования, машин), а также дать разъяснения по вопросам проведения специальной оценки, что предусмотрено п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ от ** «О специальной оценке условий труда». Если работодатель не предоставит указанные сведения, документы и информацию, организация должна приостановить проведение специальной оценки условий труда или не приступить к ней согласно п. 4 ч. 2 ст. 6 Закона N 426-ФЗ от ** «О специальной оценке условий труда». Экспертам работодателем не представлена полная информация об условиях труда учителей учебно- консультационных пунктов, а именно: у учителей учебно-консультационных пунктов при исправительных учреждениях повышенная оплата труда за особые условия труда (за работу с осужденными); у учителей учебно-консультационных пунктов при исправительных учреждениях предусмотрено право на досрочную пенсию согласно п.4 Постановления Правительства РФ от ** N 85 "Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда". Эксперту представлена информация о тарификации учителей на 2014/2015 учебный год, не соответствующая фактической учебной нагрузке. Данные действия работодателя повлекли за собой проведение экспертом идентификации вредных факторов на рабочих местах учителей учебных пунктов, а также проведение исследований, не соответствующих характеру трудовой деятельности учителей учебно-консультационных пунктов при исправительных учреждениях. Перечень рабочих мест не утвержден руководителем организации, что является нарушением ч. 4, 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ., график проведения специальной оценки не был составлен, работники не ознакомлены с датой проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах. С результатами специальной оценки условий труда на рабочем месте работодатель обязан ознакомить сотрудника под роспись в срок не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ), однако, они были ознакомлены с результатами отчета СОУТ лишь в ноябре 2015 года, что подтверждают их подписи. Работодателем не были собраны и учтены предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, тем самым нарушается п.п.4 п.3 ст.10 от ** ФЗ-426 «О специальной оценке условий труда». Работодатель, заключая договор № от ** о проведении специальной оценки, преследовал возможность не оплачивать дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за учителей учебно-консультационных пунктов при исправительных учреждениях. Дополнительный тариф напрямую зависит от установленного класса (подкласса) условий труда на рабочем месте учителей, что предусмотрено п.2.1 ст.33.2 Федерального закона от ** N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Считают изменение условий труда (особые условия изменены на допустимые условия труда) учителей учебно-консультационных пунктов при исправительных учреждениях после проведения специальной оценки труда незаконным (априори), так как характер трудовой деятельности, как и прежде, связан с непосредственной работой с осужденными (т.е. с людьми, совершившими уголовные преступления, непредсказуемыми в своих действиях, социально-опасными). Начиная с ** и по настоящее время работодатель нарушает пункт 6 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях», так как установлено, что периоды работы, предусмотренные подпунктами 1-18 пункта 1 настоящей статьи (в том числе подпунктом 17) и имевшие место после **, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 ФЗ от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». По смыслу переходных положений (ч. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ) компенсации и гарантии, которые фактически предоставлялись работникам на **, не могут быть отменены или предоставлены в меньшем размере без улучшения условий труда работников. Истицы просят обязать Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение ... «Ангарский педагогический колледж» восстановить им право на досрочное назначение трудовой пенсии за работу в особых условиях труда в соответствии с п.п.17 п.1 и п.2 ст.20 ФЗ «О страховых пенсиях», признать действия Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения ... «Ангарский педагогический колледж» по завершению специальной оценки условий труда незаконными, признать отчет о проведении специальной оценки условий труда от ** недействительным и применить последствия его недействительности в виде восстановления права на досрочную пенсию в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ФИО4, учителю учебно-консультационного пункта № при исправительном учреждении № ГУФСИН России по ..., признать незаконным изменение условий труда в отношении учителя учебно-консультационного пункта при исправительном учреждении ФИО4 по результатам специальной оценки условий труда, проведенной Обществом с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы условий труда» ..., обязать Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение ... «Ангарский педагогический колледж» произвести начисление и уплату страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах» в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» с ** по достижении ФИО4, учителя учебно-консультационного пункта № при исправительном учреждении № ГУФСИН России по ..., десятилетнего трудового стажа на работах с осужденными. Признать отчет о проведении специальной оценки условий труда от ** недействительным и применить последствия его недействительности в виде восстановления права на досрочную пенсию в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ФИО2, учителю учебно-консультационного пункта № при исправительном учреждении № ГУФСИН России по ..., признать незаконным изменение условий труда в отношении учителя учебно-консультационного пункта при исправительном учреждении ФИО2 по результатам специальной оценки условий труда, проведенной Обществом с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы условий труда» ..., обязать Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение ... «Ангарский педагогический колледж» произвести начисление и уплату страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах» в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» с ** по достижении ФИО2, учителя учебно-консультационного пункта № при исправительном учреждении № ГУФСИН России по ..., десятилетнего трудового стажа на работах с осужденными.
В судебном заседании истицы исковые требования поддержали, пояснения дали аналогично изложенным в исковых заявлениях.
В судебном заседании представители ответчика Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения ... «Ангарский педагогический колледж» ФИО7, действующая на основании прав по должности, Зак Н.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признали, представили письменные возражения, пояснения дали аналогично изложенным в письменных возражениях, заявили о применении срока исковой давности.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Центр экспертизы условий труда» ... – ФИО8, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представила письменные возражения, пояснения дала аналогично изложенным в письменных возражениях.
В судебном заседании представитель третьего лица – ГУФСИН России по ... – ФИО9, действующая на основании доверенности, исковые требования истиц поддержала в полном объеме дополнив, что законодатель изначально отнес учебно-консультационные пункты к Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации. Учебно-консультационные пункты созданы в составе Ангарского педагогического колледжа, их основной целью является предоставление возможности получения основного общего и среднего (полного) образования лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы. Каждый УКП осуществляет образовательный процесс лишь в той колонии, при которой создан, обучению подлежит лишь тот контингент, который отбывает наказание в данном учреждении. Место работы истиц расположено на режимной территории исправительных учреждений. Осужденные, отбывающие наказание, являются социально-опасными. При исполнении трудовых функций истицы полностью подчиняются режиму работы исправительных учреждений. Условия труда относятся к категории особых.
В судебное заседание представители третьих лиц: Министерства образования ..., ГУ - Иркутское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации, Территориального фонда обязательного медицинского страхования граждан ... в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Представитель третьего лица Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в АМО ФИО10, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании пояснял, что с исковые требования истиц не поддерживает, Федеральным законом «О страховых пенсиях» предусмотрены условия досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, занятым на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 статьи 30 Закона «О страховых пенсиях», после ** засчитываются в стаж на соответствующих видах работ при условии уплаты работодателем дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст.58.2 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ. До ** на территории РФ в целях определения права на досрочное назначение пенсии по старости применялся Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 27 названного закона, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижении возраста, женщинам по достижению возраста 50 лет, если они были заняты на работах осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих шовные наказания в виде лишения свободы, не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В соответствии с п.4 списка № правом на досрочное назначение пенсии по старости пользуются работники образовательных учреждений и их учебно-консультационных пунктов (филиалов), которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, постоянно непосредственно занятые на работах с осужденными, в том числе учителя. Таким образом, законодатель установил, что условием приобретения права на досрочное назначение пенсии является занятость учителей на работах с осужденными в течение полного рабочего дня, а не выполнение нормы педагогической нагрузки. При проведении после ** специальной оценки условий труда на рабочем месте истиц и по результатам утвержденного акта на рабочих местах учителей установлены оптимальные и допустимые условия труда, то правовые основания включать в подсчет специального стажа периодов работы истиц с даты утверждения акта по результатам специальной оценки условий труда отсутствуют.
Суд, заслушав стороны, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.п. 17 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подлежавшему применению до **, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
С ** вступил в силу Федеральный закон № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях», в соответствии с п.п. 17 п. 1 ст.30 указанного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
При этом в силу п.6 указанной статьи периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после **, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от ** N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В соответствии с указанной статьей для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ** N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с ** - в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от ** N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), применяются с ** дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленные настоящей статьей.
Подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства РФ от ** № установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ** №.
Согласно пункту 4 указанного Списка (в редакции Постановления Правительства РФ от 30.12.2005г. №) правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются работники общеобразовательных школ воспитательных колоний, а также образовательных учреждений и их учебно-консультационных пунктов (филиалов), которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, в том числе учителя.
Установлено, что ФИО2 принята на работу в Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ангарский педагогический колледж» с ** учителем химии, биологии в учебно-консультационный пункт при Исправительной колонии № в соответствии с приказом № от **.
** с истицей заключен трудовой договор №, в соответствии с которым работник ФИО2 обязуется выполнять обязанности по должности учитель УКП № при ИК-2 с подчинением трудовому распорядку образовательного учреждения, соблюдением режима исправительного учреждения в части деятельности учебно-консультационного пункта.
В соответствии с условиями трудового договора истице установлен рабочий день продолжительностью не более 36 часов.
В течение всего периода работы рабочее место ФИО2 располагалось в учебно-консультационном пункте №, находящегося на территории жилой зоны ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по ... и в учебно-консультационном пункте №, находящегося на территории жилой зоны ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по ....
ФИО4 принята на работу в Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ангарский педагогический колледж» с ** учителем русского языка и литературы в учебно-консультационный пункт № при Исправительной колонии № в соответствии с приказом № от **.
** с истицей заключен трудовой договор №, в соответствии с которым работник ФИО4 обязуется выполнять обязанности по должности учитель УКП № при ИК-14 с подчинением трудовому распорядку образовательного учреждения, соблюдением режима исправительного учреждения в части деятельности учебно-консультационного пункта.
В соответствии с условиями трудового договора истице установлен рабочий день продолжительностью не более 36 часов.
В течение всего периода работы рабочее место ФИО4 располагалось в учебно-консультационном пункте №, находящегося на территории жилой зоны ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по ....
В исправительных учреждениях согласно ст. 112 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования. Педагогические коллективы образовательных организаций субъектов Российской Федерации оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными.
Пунктом 7 статьи 112 УИК РФ, действующим до **, было предусмотрено, что организация получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования, создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы (школ и учебно-консультационных пунктов) осуществляются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
В соответствии с Положением об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденным Приказом Минюста РФ N 61, Минобрнауки РФ N 70 от **, организация получения лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы (далее - осужденными), основного общего и среднего (полного) общего образования осуществляется в соответствии с Законами Российской Федерации "Об образовании", "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Право осужденных на получение образования обеспечивается путем создания вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (вечерних (сменных) общеобразовательных школ, учебно-консультационных пунктов) (далее - школы) при исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ** N 1237 (п.3 Положения).
Школы создаются, реорганизуются и ликвидируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - учредитель) по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации (п.4 Положения). Организация обучения осужденных осуществляется на основе договора, заключенного между школой и учреждением (п.7 Положения).
В соответствии со статьями 50, 55 Федерального закона от ** N 3266-1 "Об образовании" (утратившего силу с **) для граждан, содержащихся в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, администрацией этих учреждений и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются условия для получения общего и начального профессионального образования, для профессиональной подготовки, а также для самообразования. На занятых на работах с осужденными работников образовательных учреждений и учебно-консультационных пунктов, которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, распространяются порядок и условия установления пенсии в связи с особыми условиями труда, предусмотренные для занятых на работах с осужденными работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
Статьей 80 Федерального закона от ** N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в действие с **, предусмотрено что для лиц, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечиваются условия для получения общего образования путем создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Особенности правового положения образовательных организаций, созданных в уголовно-исполнительной системе, устанавливаются Законом Российской Федерации от ** N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
В соответствии с Приказом Департамента образования ... и Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по ... №-дпр/320 от **, при Ангарском педагогическом колледже созданы учебно-консультационные пункты: УКП № учреждения ИК- 272/14, УКП № учреждения ИК-272/2, УКП № учреждения УК-272/7 УКП № учреждения УК-272/15.
Между Государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением «Ангарский педагогический колледж» и ФКУ «Исправительными колониями №, 14, 7, 15» ГУФСИН по ..., заключены договора о совместной деятельности по образованию осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в соответствии с которым осуществляет деятельность учебно-консультационные пункты.
Согласно Положению об учебно-консультационных пунктах №, 6, 7, 8 при исправительных колониях №, 7, 14, 15 ГУФСИН, утвержденному директором «Ангарского педагогического колледжа» приказом № от **, УКП располагаются на базе имущества ИК, предоставляемого ему по согласованию с Федеральной службой исполнения наказаний, и организуют образовательный процесс с осужденными на основании договора о сотрудничестве ИК и АПК, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учебно-консультационный пункт создается, реорганизуется, и ликвидируется учредителем Министерством образования ... по согласованию с Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний. Основная цель работы УКП - предоставление возможности получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях.
Из представленных документов следует, что учебно-консультационные пункты при «Ангарском педагогическом колледже» созданы во исполнение ст. 50, 55 Федерального закона от ** N 3266-1 "Об образовании" (действовавшего до **), ст.80 Федерального закона от ** N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (вступившего в действие с **), ст. 112 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, ст. 16 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденным Приказом Минюста РФ N 61, Минобрнауки РФ N 70 от **, основной целью учебно-консультационных пунктов является предоставление возможности получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях.
В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях», условием приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по подпункту 17 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 является занятость учителей учебно-консультационных пунктов (филиалов) образовательных учреждений, которые созданы при учреждениях, исполняющих наказания на работах с осужденными в течение полного рабочего дня. Такие же условия предусмотрены подпунктом 17 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» для приобретения права на досрочное назначение страховой пенсии.
В судебном заседании установлено, что учебно-консультационные пункты расположены непосредственно на территории исправительных колоний, в которых содержатся лица, осужденные к наказанию в виде лишения свободы, созданы при учреждениях, непосредственно исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, где обучаются только лица, осужденные к лишению свободы, другие лица в данных образовательных учреждениях не обучаются.
Работа истиц связана непосредственно с осужденными, организация их работ предусматривает ежедневное выполнение образовательных программ с осужденными. Место работы истиц находится в режимной зоне исправительных учреждений. Осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, являются социально опасными, широко распространены среди осужденных социально значимые заболевания, такие как туберкулез.
При осуществлении работы истицы полностью подчиняются режиму работы исправительного учреждения, действует согласно документам по обеспечению безопасности вольнонаемных работников этих колоний.
При рассмотрении дела установлено, что ** в ГБПОУ ... «Ангарский педагогический колледж» проведена специальная оценка условий труда рабочих мест учителя, в том числе учителя химии и биологии, учителя русского языка и литературы учебно-консультационных пунктов, условия труда признаны оптимальными и допустимыми. Данные обстоятельства подтверждаются отчетом о проведении специальной оценки условий труда от **.
Решениям Ангарского городского суда от **, вступившему в законную силу 17.11.2015г., ФИО4, ФИО2, учителям учебно-консультационных пунктов №, № при исправительных учреждениях №, № ... присвоен код особых условий труда (27-ОС) за период работы с ** по **. Код особых условий труда (27-ОС) конкретизирован судом по ** на основании результатов специальной оценки условий труда с установлением 2 класса условий труда, то есть допустимых условий труда на рабочих местах учителей УКП.
Истицы просят признать действия Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения ... «Ангарский педагогический колледж» по завершению специальной оценки условий труда незаконными, признать отчет о проведении специальной оценки условий труда от ** недействительным и применить последствия его недействительности в виде восстановления права на досрочную пенсию в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», признать незаконным изменение условий труда в отношении учителя учебно-консультационного пункта при исправительных учреждениях по результатам специальной оценки условий труда, проведенной Обществом с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы условий труда» ....
В силу статьи 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от ** № 426-ФЗ ( далее по тексту № 426-ФЗ) Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Статья 7 № 426-ФЗ, установлено, что результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе, для:
информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.
В силу части 3 статьи 8 № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда проводится в соответствии с Методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Статьи 9 № 426-ФЗ, установлено, что под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается методикой проведения специальной оценки условий труда, предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией, формируемой в порядке, установленном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также в случае, если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц, специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти особенностей (в том числе при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест), утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Правительством Российской Федерации от ** № утвержден Перечень, рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей. В указанном Перечне рабочие места работников, занятых на работах с осужденными не поименованы.
Частями 6-8 статьи 10 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее № 400-ФЗ) установлено, что идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:
1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;
2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на указанных в части 6 настоящей статьи рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, исходя из перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 настоящего Федерального закона.
Эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда, в целях определения перечня, указанного в части 7 настоящей статьи, может осуществлять:
1) изучение документации, характеризующей технологический процесс, используемые на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, и документов, регламентирующих обязанности работника, занятого на данном рабочем месте;
2) обследование рабочего места;
3) ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником на рабочем месте;
4) иные мероприятия, предусмотренные процедурой осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, согласно методике проведения специальной оценки условий
В целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы производственной среды ( статья 13 № 400-ФЗ):
1) физические факторы - аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, шум, инфразвук, ультразвук воздушный, вибрация общая и локальная, неионизирующие излучения (электростатическое поле, постоянное магнитное поле, в том числе гипогеомагнитное, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Герц), переменные электромагнитные поля, в том числе радиочастотного диапазона и оптического диапазона (лазерное и ультрафиолетовое), ионизирующие излучения, параметры микроклимата (температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, инфракрасное излучение), параметры световой среды (искусственное освещение (освещенность) рабочей поверхности);
2) химические факторы - химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа;
3) биологические факторы - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний.
2. В целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы трудового процесса:
1) тяжесть трудового процесса - показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника;
2) напряженность трудового процесса - показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника.
3. Испытательная лаборатория (центр) проводит исследования (испытания) и измерения следующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса:
1) температура воздуха;
2) относительная влажность воздуха;
3) скорость движения воздуха;
4) интенсивность и экспозиционная доза инфракрасного излучения;
5) напряженность переменного электрического поля промышленной частоты (50 Герц);
6) напряженность переменного магнитного поля промышленной частоты (50 Герц);
7) напряженность переменного электрического поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона;
8) напряженность переменного магнитного поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона;
9) напряженность электростатического поля и постоянного магнитного поля;
10) интенсивность источников ультрафиолетового излучения в диапазоне длин волн 200 - 400 нанометров;
11) энергетическая освещенность в диапазонах длин волн УФ-A ( = 400 - 315 нанометров), УФ-B ( = 315 - 280 нанометров), УФ-C ( = 280 - 200 нанометров);
12) энергетическая экспозиция лазерного излучения;
13) мощность амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения, рентгеновского и нейтронного излучений;
14) радиоактивное загрязнение производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работников;
15) уровень звука;
16) общий уровень звукового давления инфразвука;
17) ультразвук воздушный;
18) вибрация общая и локальная;
19) освещенность рабочей поверхности;
20) концентрация вредных химических веществ, в том числе веществ биологической природы (антибиотиков, витаминов, гормонов, ферментов, белковых препаратов), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа, а также концентрация смесей таких веществ в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников (в соответствии с областью аккредитации испытательной лаборатории (центра);
21) массовая концентрация аэрозолей в воздухе рабочей зоны;
22) тяжесть трудового процесса (длина пути перемещения груза, мышечное усилие, масса перемещаемых грузов, угол наклона корпуса тела работника и количество наклонов за рабочий день (смену), время удержания груза, количество стереотипных рабочих движений);
23) напряженность трудового процесса работников, трудовая функция которых:
а) заключается в диспетчеризации производственных процессов, управлении транспортными средствами (длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в единицу времени, число производственных объектов одновременного наблюдения, нагрузка на слуховой анализатор, время активного наблюдения за ходом производственного процесса);
б) заключается в обслуживании производственных процессов конвейерного типа (продолжительность выполнения единичной операции, число элементов (приемов), необходимых для реализации единичной операции);
в) связана с длительной работой с оптическими приборами;
г) связана с постоянной нагрузкой на голосовой аппарат;
24) биологические факторы (в соответствии с областью аккредитации испытательной лаборатории (центра).
Статьей 14 № 426-ФЗ установлено, что условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровня воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.
Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:
1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;
2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);
3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, снижение класса (подкласса) условий труда может осуществляться в соответствии с отраслевыми особенностями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Критерии классификации условий труда на рабочем месте устанавливаются предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона методикой проведения специальной оценки условий труда.
В силу статьи 15 № 426-ФЗ, организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:
1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 настоящего Федерального закона требованиям;
2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
5) протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки);
6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 настоящего Федерального закона (при наличии такого решения);
7) сводная ведомость специальной оценки условий труда;
8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;
9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.
2. Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.
3. Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
4. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчете о проведении специальной оценки условий труда указываются сведения, предусмотренные пунктами 1 - 4, 7 и 9 части 1 настоящей статьи.
5. Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
5.1. Работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета о проведении специальной оценки условий труда заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. При наличии в отчете о проведении специальной оценки условий труда сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, направление копии указанного отчета осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
6. Работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Статьей 26 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке. Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.
Судом установлено, что ** директором Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения ... «Ангарский педагогический колледж», был издан приказ №-ОД о проведении специальной оценке условий труда учителей УКП.
ООО «Центр экспертизы условий труда» на основании заключенного договора № от ** проведена специальная оценка условий труда, по результатам которой составлен отчет, утвержденный **.
Специальная оценка условий труда проводилась во исполнение статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации и в соответствии с планом организационно-технических мероприятий по улучшению условий труда работающих и обучающихся колледжа на 2014 - 2015 учебный год, утвержденным **
Государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением ... «Ангарский педагогический колледж», была организована последовательность мероприятий, направленных на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест учителей, в частности: создана комиссия, состав которой соответствует требованиям статьи 9 федерального закона о специальной оценке условий труда (приказ от ** №-ОД). В комиссию входили: работодатель, специалист по охране труда, председатель первичной профсоюзной организации, заместитель директора по административно-хозяйственной части, заведующий отделением учебно-консультационных пунктов; утвержден график проведения специальной оценки условий труда (приказ от ** №-ОД); утвержден перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда; проведена идентификация рабочих мест.
Проведение специальной оценки условий труда осуществлялось специализированной организацией ООО «Центр экспертизы условий труда», имеющей все необходимые разрешительные документы (договор от ** №). Методы исследований (испытаний), измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих данные исследования (испытания) и измерения, определялись ООО «Центр экспертизы условий груда», самостоятельно. Идентификация рабочих мест учителей проводилась экспертом ООО «Центр экспертизы условий труда».
Согласно отчету о проведении специальной оценки условий труда и приказа о завершении специальной оценки условий труда по всем рабочим местам учителей учебно-консультационных пунктов (8 рабочих мест) установлены допустимые условия труда (2 класс). Учителям учебно-консультационных пунктов были даны необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда их рабочих мест. Доказательством информирования работников являются подписи истцов на карте специальной оценки условий труда.
Правомерность, правильность всех проведенных экспертных мероприятий и обоснованность установления 2-го (допустимого) класса условий труда по рабочему месту ФИО4 подтверждают результаты государственной экспертизы условий груда и проверки качества проведения специальной оценки условий труда в Ангарском педагогическом колледже со стороны специалистов министерства труда и занятости ... (заключение от ** №).
На основании выводов государственной экспертизы условий труда, специальная оценка условий труда проведена в соответствии с требованиями приказа министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ** №-н «Об утверждении методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».
Следовательно, доводы истцов о признании действий работодателя по завершению специальной оценки условий труда незаконными, являются несостоятельными, так как работодателем не нарушены требования законодательства о специальной оценки условий труда.
Доводы истиц о том, что присвоение кода особых условий труда 27-ОС позволяло в будущем им как учителям учебно-консультационного пункта при исправительном учреждении реализовать свое право на досрочную пенсию, являются несостоятельными.
В судебном заседании были допрошены эксперты ООО «Центр экспертизы условий труда»: ФИО11, ФИО12, ФИО13, которые пояснили, что в ходе проведения специальной оценки условий труда с учетом специфики работы педагогических работников оценивались напряженность трудового процесса работников, трудовая функция которых, связана с постоянной нагрузкой на голосовой аппарат, освещенность рабочей поверхности. Согласно исследованию и измерению трудовых процессов, установлены допустимые условия труда (2 класс).
У суда нет оснований не доверять показаниям данных экспертов.
Пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ предусмотрено, что досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Частью 6 статьи 30 Федерального закона « О страховых пенсиях» от ** № 400-ФЗ установлено, что периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после **, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от ** № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Частью 8 статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ установлено, что положения части 6 статьи 30 настоящего Федерального закона не препятствуют учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О специальной оценке условий труда", при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от ** № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». При этом периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до ** результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда".
Судом установлено, что аттестация рабочих мест истцов по условиям труда не проводилась. Данный факт подтвердили представители Ангарского педагогического колледжа и истицы.
По результатам специальной оценки условий труда на рабочих местах истцов установлены допустимые условия труда ( 2 класс).
Учитывая, что отчет о проведении специальной оценки условий труда от ** и дополнительный отчет от **, составлен уполномоченными лицами (органом), на основании договора № от **, в строгом соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ** №н (Зарегистрирована в Минюсте России ** №) и по результатам проведенной специальной оценки пенсионных прав на рабочих местах истцов установлены допустимые условия труда ( 2 класс).
Основанием для предоставления работнику гарантий и компенсаций, в том числе за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, являются конкретные условия труда, а не просто включение должности в какой либо список или перечень, производств, работ, профессий и должностей.
В соответствии с заключением Министерства труда и занятости ... фактические условия труда соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда, по результатам проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте истиц отсутствуют основания для предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.
Доказательства нарушения прав истиц действиями ответчиков по завершению специальной оценкой условий труда в деле отсутствуют.
Таким образом, истицами с ** утрачено право на досрочное назначение трудовой пенсии за работу в особых условиях труда, поскольку в новой редакции пункта 4 Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного постановлением Правительства РФ от ** № (далее - Список №) законодатель исключил указание на учебно-консультационные пункты образовательных учреждений (Постановление Правительства РФ от ** № «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации).
Истицами не подтверждены опасные условия труда по результатам специальной оценки, проведенной ** По результатам специальной оценки условий труда на всех рабочих местах учителей УКП (8 рабочих мест) установлены допустимые условия труда (2 класс). Отчет утвержден **
Правомерность, правильность всех проведенных экспертных мероприятий и обоснованность установления 2-го (допустимого) класса условий труда ООО «ЦЭУТ» по рабочему месту истиц подтверждают результаты государственной экспертизы условий труда и проверки качества проведения специальной оценки условий труда в Ангарском педагогическом колледже со стороны специалистов министерства труда и занятости ... (заключение от ** №).
Истицы обращались в Государственную инспекцию труда в ... с целью защиты прав и интересов, по результатам которого Ангарскому педагогическому колледжу было выдано предписание о проведении государственной экспертизы качества специальной оценки условий труда рабочего места «учитель русского языка и литературы» учебно-консультационного пункта № при исправительной колонии № и рабочего места «учитель химии и биологии» учебно-консультационного пункта № при исправительной колонии №.
Согласно выводам государственной экспертизы условий труда, специальная оценка условий труда проведена в соответствии с требованиями приказа министерства труда и социальной защиты РФ от ** №-н «Об утверждении методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» и в результате выявленных замечаний класс условий труда работников не изменится.
** ФИО4 ознакомили в письменной форме с картой № специальной оценки условий труда.
** ФИО2 ознакомили в письменной форме с картой № специальной оценки условий труда.
Следовательно, об установлении допустимых условий труда на их рабочем месте, истицам стало известно ** и **
Представителями Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения ... «Ангарский педагогический колледж» заявлено о применении срока исковой давности по исковым требованиям истиц.
Согласно части 1 статьи 392 Трудового Кодекса РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ** N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ", в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость ухода за тяжелобольными членами семьи).
Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац 2 части 6 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В силу принципов состязательности и равноправия сторон, закрепленных в пункте 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса РФ и обязанности каждой стороны доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, бремя доказывания обстоятельств, препятствовавших своевременному предъявлению иска и являющихся уважительными для рассмотрения вопроса о его восстановлении, лежит на истицах.
Трехмесячный срок для обращения в суд с настоящим иском следует исчислять ФИО4 с ** и срок истек ** В суд ФИО4 с требованием о признании отчета специальной оценки условий труда недействительным обратилась **, т.е. после окончания трёхмесячного срока.
Трехмесячный срок для обращения в суд с настоящим иском следует исчислять ФИО2 с ** и срок истек ** В суд ФИО2 с требованием о признании отчета специальной оценки условий труда недействительным обратилась **, т.е. после окончания трёхмесячного срока.
Вместе с тем, обращения истиц в досудебном порядке в Государственную инспекцию труда не может расцениваться в качестве уважительной причины пропущенного срока.
Исковые требования ФИО4, ФИО2 к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению ... «Ангарский педагогический колледж», Обществу с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы условий труда» о возложении обязанности восстановить право на досрочное назначение трудовой пенсии за работу в особых условиях труда в соответствии с подпунктом 17 пункта 1 и пунктом 2 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях», удовлетворению не подлежат, так как данные требования заявлены к ненадлежащим ответчикам.
На основании изложенного исковые требования ФИО4 к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению ... «Ангарский педагогический колледж», Обществу с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы условий труда» о возложении обязанности восстановить право на досрочное назначение трудовой пенсии за работу в особых условиях труда в соответствии с подпунктом 17 пункта 1 и пунктом 2 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях», признать действия по завершению специальной оценки условий труда незаконными, признать отчет о проведении специальной оценки условий труда от ** недействительным, применить последствия его недействительности в виде восстановления права на досрочную пенсию в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как учителю учебно-консультационного пункта № при исправительном учреждении № ГУФСИН России по ..., признать незаконным изменение условий труда в отношении учителя учебно- консультационного пункта при исправительном учреждении по результатам специальной оценки условий труда, о возложении обязанности произвести начисление и уплату страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах» в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» с ** по достижении как учителя учебно-консультационного пункта № при исправительном учреждении № ГУФСИН России по ..., десятилетнего трудового стажа на работах с осужденными – удовлетворению не подлежат.
Исковые требования ФИО2 к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению ... «Ангарский педагогический колледж», Обществу с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы условий труда» о возложении обязанности восстановить право на досрочное назначение трудовой пенсии за работу в особых условиях труда в соответствии с подпунктом 17 пункта 1 и пунктом 2 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях», признать действия по завершению специальной оценки условий труда незаконными, признать отчет о проведении специальной оценки условий труда от ** недействительным и применить последствия недействительности в виде восстановления права на досрочную пенсию в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» как учителю учебно-консультационного пункта № при исправительном учреждении № ГУФСИН России по ..., признать незаконным изменение условий труда в отношении учителя учебно-консультационного пункта при исправительном учреждении по результатам специальной оценки условий труда, о возложении обязанности произвести начисление и уплату страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах» в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» с ** по достижении как учителя учебно-консультационного пункта № при исправительном учреждении № ГУФСИН России по ..., десятилетнего трудового стажа на работах с осужденными – удовлетворению не подлежат.
руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО4 к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению ... «Ангарский педагогический колледж», Обществу с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы условий труда» о возложении обязанности восстановить право на досрочное назначение трудовой пенсии за работу в особых условиях труда в соответствии с подпунктом 17 пункта 1 и пунктом 2 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях», признании действий по завершению специальной оценки условий труда незаконными, признании отчета о проведении специальной оценки условий труда от ** недействительным, применении последствия его недействительности в виде восстановления права на досрочную пенсию в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как учителю учебно-консультационного пункта № при исправительном учреждении № ГУФСИН России по ..., признании незаконным изменение условий труда в отношении учителя учебно- консультационного пункта при исправительном учреждении по результатам специальной оценки условий труда, о возложении обязанности произвести начисление и уплату страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах» в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» с ** по достижении как учителя учебно-консультационного пункта № при исправительном учреждении № ГУФСИН России по ..., десятилетнего трудового стажа на работах с осужденными – отказать.
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению ... «Ангарский педагогический колледж», Обществу с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы условий труда» о возложении обязанности восстановить право на досрочное назначение трудовой пенсии за работу в особых условиях труда в соответствии с подпунктом 17 пункта 1 и пунктом 2 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях», признании действий по завершению специальной оценки условий труда незаконными, признании отчета о проведении специальной оценки условий труда от ** недействительным и применении последствий недействительности в виде восстановления права на досрочную пенсию в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» как учителю учебно-консультационного пункта № при исправительном учреждении № ГУФСИН России по ..., признании незаконным изменение условий труда в отношении учителя учебно-консультационного пункта при исправительном учреждении по результатам специальной оценки условий труда, о возложении обязанности произвести начисление и уплату страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах» в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» с ** по достижении как учителя учебно-консультационного пункта № при исправительном учреждении № ГУФСИН России по ..., десятилетнего трудового стажа на работах с осужденными – отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляции в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья