Дело № 2-291/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ардатовский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Раскина Н.И.,
при секретаре Батяркиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ардатове
26 июля 2012 года,
гражданское дело по иску прокурора Атяшевского района Республики Мордовия, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Ардатовский» о возложении обязанности выполнить мероприятия по пожарной безопасности и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, направленные на устранение обстоятельств, создающих опасность для жизни и здоровья граждан,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Атяшевского района Республики Мордовия, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц,с учетом уточненных требований,обратился в порядке ст. 45 ГПК РФ в суд с вышеназванным иском, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения изолятора временного содержания в отделе полиции № 5 (по обслуживанию Атяшевского района) межмуниципального отдела МВД России «Ардатовский». В ходе проведенной проверки установлено, что в изоляторе временного содержания отсутствует дезинфекционная камера, а также окна в камерах, санитарные узлы и краны с водопроводной водой, не созданы условия для свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами, а также отсутствует специальное оборудование для этих целей помещение. Здание отдела полиции № 5 (по обслуживанию Атяшевского района) межмуниципального отдела МВД России «Ардатовский» является объектом с массовым пребыванием граждан. Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выявленные в ходе проверки, могут повлечь гибель и причинение вреда жизни и здоровью граждан и свидетельствуют о ненадлежащих гарантиях антитеррористической защищенности данного отдела полиции. Просит обязать Межмуниципальный отдел министерства внутренних дел России «Ардатовский» произвести в изоляторе временного содержания отдела полиции № 5 (по обслуживанию Атяшевского района), расположенного по адресу: ул.Центральная,20 п.Атяшево Республика Мордовия в срок до 01.08.2013г. оборудовать изолятор временного содержания дезинфекционной камерой, оборудовать в каждую камеру окно для естественного освещения, специальное помещение для свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению, оборудовать камеры ИВС санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой, а также взыскать с ответчика государственную пошлину.
В судебном заседании заместитель прокурора Атяшевского района Республики Мордовия Калинкин С.И. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнив их, просил исковые требовании выполнить до 01.08.2013 г..
Представитель ответчика - Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дело России «Ардатовский» - юрисконсульт правового отдела- Бутяйкина Ю.Н., действующая на основании доверенности № 1728 от 01.03.2012г., исковые требования не признала по основаниям, указанным в представленных возражениях на исковое заявление, суду дополнительно пояснила, что изоляторы временного содержания финансируются за счет средств федерального бюджета по смете МВД России, в связи с этим надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов Российской Федерации.
Представитель третьего лица - Министерство внутренних дел по Республике Мордовия - юрисконсульт правового отдела ММО МВД России «Ардатовский»- Бутяйкина Ю.Н., действующая на основании доверенности № 40/5 от 02.07.2012г., просила исковые требования оставить без удовлетворения.
Представитель третьего лица- администрация Атяшевского муниципального района Республики Мордовия- начальник правового управления администрации Исайкина Е.П., действующая на основании доверенности № 15 от 26.07.2012г. в судебном заседании пояснила, что денежные средства на ремонт спорного ИВС администрацией Атяшевского муниципального района никогда не выделялись, просила вынести решение по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению.
Свой вывод суд основывает следующим.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, ММО МВД России «Ардатовский» является юридическим лицом (ИНН №, ОГРН №- - , юридический адрес:431860, Республика Мордовия, г.Ардатов, пер.Льва Толстого, 28а). Входит в состав органов внутренних дел Российской Федерации. Осуществляет свою деятельность на территории Ардатовского, Атяшевского муниципальных районах Республики Мордовия. Является правопреемником по правам и обязанностям внутренних дел по Ардатовскому и Атяшевскому муниципальным районам Республики Мордовия. Обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование. Осуществляет эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов, находящихся в оперативном управлении ММО МВД России «Ардатовский». Структурным подразделением ММО МВД России «Ардатовский» является ОП №5 ( по обслуживанию Атяшевского района) ММО МВД России «Ардатовский», в состав которого входит ИВС.
Приказом Министерства внутренних дел Республики Мордовия № 262 от 04.08.2011г. утверждено Положение о Межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел России «Ардатовский», согласно которого Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел России «Ардатовский», как указано уже выше, следует считать правопреемником по правам и обязанностям отделов внутренних дел по Ардатовскому и Атяшевскому муниципальным районам Республики Мордовия. Он имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, бланки и штампы, выступает истцом и ответчиком в суде. Осуществляет эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов, распределяет и перераспределяет в пределах своей компетенции бюджетные ассигнования и материально-технические средства между структурными подразделениями, осуществляет управление имуществом. За ММО МВД России « Ардатовский» закрепляются на праве оперативного управления здания, строения, сооружения, помещения ( л.д.52-66).
Актом ЦГСЭН ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Мордовия» от 04.05.2012г. при обследовании ИВС ОП № 5 МВД РФ по РМ (по обслуживанию Атяшевского района) от 04.05.2012г. подтверждается, что в спорном ИВС установлены следующие нарушения санитарного законодательства: не оборудованы камера ИВС водопроводом и канализацией, нет оборудования пяти камер индивидуальными спальными местами и ликвидации отделки стен «под шубу», не решен вопрос приобретения и установки дезинфекционной камеры, не оформлены личные медицинские книжки на сотрудников ИВС, имеющих отношение к раздаче пищи, не приобретены в душевую резиновые коврики и ёмкость для их обработки, не выделены помещения под кладовые для постельных принадлежностей, постельного белья и личных вещей задержанных, не приобретена трехгнезная ванна для мытья посуды, лица, содержащиеся в ИВС, не обследуются на ВИЧ-инфекцию, камеры не имеют естественного освещения ( л.д.89-92).
Из предписания ЦГСЭН ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Мордовия» от 04.05.2012г. следует, что в целях устранения выявленных нарушений в соответствии с Законом РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также приказом МВД РФ и МЗ РФ от 31.12.1999г. № 1115/475 «Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел», предложено в срок до 01.09.2012г. оборудовать все камеры ИВС водопроводом, канализацией и окнами, оборудовать до 01.09.2012г. 5 камер ( с нарами) индивидуальными спальными местами, столами, скамьями, заменить до 01.09.2012г. в 5 камерах отделку стен «под шубу» на гладкую штукатурку с последующей покраской, приобрести и установить до 01.12.2012г. в ИВС дезинфекционную камеру, оборудовать до 01.12.2012г. кладовую для хранения постельных принадлежностей, постельного белья и личных вещей задержанных, приобрести и установить в срок до 01.06.2012г. в помещении для подогрева пищи и мытья посуды трехгнезную ванну, всех лиц, поступающих в ИВС, обследовать ( постоянно) на ВИЧ-инфекцию, на сотрудников ИВС, имеющих отношение к раздаче пищи до 01.06.2012г. оформить личные медицинские книжки, приобрести до 20.05.2012г. в душевую резиновые коврики и емкость для их обработки и оборудовать светильник в коридоре ИВС вторым элементом и защитной арматурой (л.д.93-94).
10.05.2012 г. прокурором Атяшевского района РМ в адрес начальника ММО МВД России «Ардатовский» вынесено представление об устранении нарушений законодательства при содержании подозреваемых, обвиняемых в изоляторе временного содержания отдела полиции №5 (по обслуживанию Атяшевского района).Проверка показала, что допущенные нарушения законодательства не устранены (л.д. 98-104).
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и никем из сторон не оспариваются.
Свидетель Ф.. суду пояснил, что он с августа 2011 года работает в должности начальника ИВС ОП № 5 (по обслуживанию Атяшевского района) ММО МВД России «Ардатовский». В мае 2012 года сотрудниками ЦГСЭН ФКУЗ «МЧС МВД России по РМ проводилось обследование ИВС ОП №5, по результатам которого были выявлены нарушения пожарной безопасности и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. С выявленными нарушениями он согласен, они связаны из-за отсутствия выделяемых денежных средств. Текущий ремонт в ИВС проводится ежегодно, в результате которого проводится побелка и покраска помещений, мелкий ремонт дверей, стен и прочие незначительные ремонтные работы. В ИВС за 6 месяцев 2012 года содержалось примерно 6 человек, в среднем 1 человек в месяц, в прошлом году - около 5-6 человек.
Свидетель Б.. суду пояснила, что она работает в ММО МВД России «Ардатовский» главным бухгалтером. ММО финансируется за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации, в бюджетной смете на 2012 год лимиты на капитальный ремонт спорного ИВС не утверждались и дополнительные средства не выделялись. В апреле 2012 года подана заявка на капитальный ремонт ИВС ОП № 5 (по обслуживанию Атяшевского района) на сумму 1,5 млн. рублей, но денежные средства еще не поступали.
Свидетель Ч. суду пояснил, что он является начальником отдела полиции № 5 (по обслуживанию Атяшевского района) ММО МВД России «Ардатовский», в отделе он работает с 1990 года, за время его работы капитальный ремонт ИВС не производился, он находится в плачевном состоянии. В настоящее время для ремонта ИВС необходимо около 1,5 млн. рублей. В течение месяца в ИВС находятся, в том числе и задержанных по административным правонарушениям, не менее 20 человек.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №103 - ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.
Пунктом 14 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД Российской Федерации от 22 ноября 2005г. №950, предусмотрено, что в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере. При этом требования об оборудовании камер ИВС шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, кнопкой для вызова дежурного не предусмотрены. Данные требования содержатся в пункте 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД Российской Федерации от 22 ноября 2005г. №950. Коме того, в силу указанного пункта 45 Правил камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Согласно пункту 43 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД Российской Федерации от 22 ноября 2005г. №950, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование. Бритвенные принадлежности (безопасные бритвы либо станки одноразового пользования, электрические или механические бритвы) выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе с разрешения начальника ИВС в установленное время не реже двух раз в неделю. Пользование этими приборами осуществляется этими лицами под контролем сотрудников ИВС.
Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; бумага для гигиенических целей; настольные игры (шашки, шахматы, домино, нарды); издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств; предметы для уборки камеры; уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере; швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование с учетом их личности и под контролем сотрудников ИВС). Женщины с детьми получают предметы ухода за ними (пункт 44 Правил).
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №103 - ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
В соответствии с п.139 Правил свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) проводятся под контролем сотрудников ИВС в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению. Переговоры подозреваемых или обвиняемых с вышеуказанными лицами, прибывшими на свидание, осуществляются непосредственно или через переговорное устройство и могут прослушиваться сотрудниками ИВС.
Пунктом 7 ч.2 Федерального закона от 06.03.200 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее-Федеральный закон № 35-ФЗ) одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма. В соответствии со ст.3 Федерального закона № 35-ФЗ под террористическим актом принимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий.
Оценив представленные доказательства, исходя из положений выше приведенного законодательства, суд приходит к выводу, что требования прокурора Атяшевского района РМ об обязании ММО МВД России «Ардатовский» выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности, пожарной безопасности и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, направленных на устранение обстоятельств, создающих опасность для жизни и здоровья граждан в ИВС ОП № 5 ( по обслуживанию Атяшевского района) - оборудовать изолятор временного содержания дезинфекционной камерой, оборудовать в каждую камеру окно для естественного освещения, специальное помещение для свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению, оборудовать камеры ИВС санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что ММО МВД России «Ардатовский» является ненадлежащим ответчиком по делу, суд признает несостоятельными, поскольку в соответствии с Положением о Межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел России «Ардатовский», отдел является юридическим лицом, осуществляет эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов, находящихся в оперативном управлении, и в полномочии отдела входит обеспечение в соответствии с законодательством РФ содержания задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование. Таким образом, суд полагает, что устранение выявленных в изоляторе временного содержания ОП № 5 ( по обслуживанию Атяшевского района) ММО МВД России «Ардатовский» нарушений требований действующего законодательства, регулирующего порядок и определяющего условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, находится в компетенции ММО МВД России «Ардатовский».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что из-за невыполнения требований пожарной безопасности и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения могут повлечь гибель и причинение вреда жизни и здоровью граждан, поскольку здание отдела полиции № 5 (по обслуживанию Атяшевского района) межмуниципального отдела МВД России «Ардатовский» является объектом с массовым пребыванием граждан.
В соответствии с требованиями ст.45 ГПК РФ, суд полагает, что прокурор правомерно обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Судом сторонам разъяснялись требования ст.56 ГПК РФ, в соответствии с которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, дополнительных доказательств ни той, ни другой стороной в суд представлено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 61.1 Бюджетного Кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий доход бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что требования прокурора района удовлетворены в полном объеме, госпошлина, взыскиваемая с Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Ардатовскийй» по правилам ст. 91 ГПК РФ и п.п.3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ в доход бюджета Ардатовского муниципального района, составляет 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Атяшевского района Республики Мордовия удовлетворить.
Обязать Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел России «Ардатовский» произвести в изоляторе временного содержания отдела полиции № 5 (по обслуживанию Атяшевского района) межмуниципального отдела МВД России «Ардатовский», расположенном по адресу: ул. Центральная, 20 п.Атяшево Республики Мордовия в срок до 01 августа 2013 года оборудовать изолятор временного содержания дезинфекционной камерой, оборудовать в каждую камеру окно для естественного освещения, оборудовать в изоляторе временного содержания специальное помещение для свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению, камеры изолятора временного содержания оборудовать санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой.
Взыскать с Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Ардатовский» в бюджет Ардатовского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Ардатовский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий (подпись) Н.И.Раскин